ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Восточный экспресс - это пассажирский поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, который курсировал между Парижем и Стамбулом (Константинополем) в период 1883-1977гг.

В разное время в «Восточном экспрессе» путешествовало много знаменитостей, например: Франц-Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль, Агата Кристи и много других знаменитостей.

Восточный экспресс известен благодаря ряду литературных и кинематографических произведений, особенно детективному роману Агаты Кристи «Убийство в „Восточном экспрессе“».

Позволить поездку в Восточном экспрессе могли лишь «богатые» люди, но даже они не всегда могли себе позволить эту «люксовую» поездку, т. к. постоянно были большие очереди. Многие люди хотели прокатиться с комфортом, но это было почти нереально.

Открытка с изображением «Восточного экспресса» (1883)

История развития

С расширением железнодорожных сетей с 1850 года возникла необходимость соединить ветки соседних государств для улучшения международного сообщения. Вырос спрос на комфортные поезда, представленные американским предпринимателем Джорджем Пульманом.

Жорж Нагельмакерс (фр.) с 1870 года пытается ввести спальные вагоны в Европе. В это же время национальные железнодорожные управления начали вводить трансграничные скоростные поезда. Первый путь в 1867 году соединил Париж и Вену. При вечернем выезде из Парижа время маршрута составляло две ночи и один день. Движение временно прекратилось в связи с Франко-прусской войной 1870-1871 годов. Движение, однако, осталось востребовано и стало первым соединением, на основе которого Нагельмакерс приступил к реализации своей идеи европейской люксовой сети поездов.

Создание CIWL и Восточного экспресса

4 октября 1872 года Нагельмакерс основал «Compagnie de Wagons-Lits» и вскоре подписал с соответствующими железнодорожными компаниями первые контракты на поставку спальных вагонов для маршрутов Остенде - Кёльн, Остенде - Берлин, а также Вена - Мюнхен. Финансовые трудности вынудили Нагельмакерса взять в долю американского инвестора Уильяма д’Альтона Манна и переименовать компанию в «Железнодорожную компанию спальных вагонов Манна» (англ. Mann’s Railway Sleeping Carriage Co. Ltd.). В 1874 году установлен первый маршрут из Парижа в Вену. Вагоны перевозились обычными экспресс-поездами, позже названными курьерскими. В 1876 году Манн потерял интерес к делу, и Нагельмакерс 4 декабря 1876 года в Брюсселе основал по сей день существующую «Compagnie Internationale des Wagons-Lits» (CIWL). Главным акционером выступил бельгийский король Леопольд II.

С 1894 года благодаря согласованности расписания пассажиры из Лондона с Остенде-Вена экспресса (нем.) могли в Вене пересесть на Восточный экспресс. Открытый к Всемирной выставке в Париже 1889 года маршрут Кале - Париж на роскошных поездах «Club Train» из-за низкого спроса пришлось остановить в 1893 году. После налаживания железнодорожного сообщения между городами с 1890 года Восточный экспресс начинает совершать постоянные перевозки по маршрутам Париж - Вена - Будапешт (иногда София) - Стамбул, а также через Бухарест в Констанцу. До 1909 года Восточный и Остенде-Вена экспрессы были стыковочными. Восточный экспресс называли Королём поездов, Поездом королей. Он связывал Париж с основными портами и пунктами Средней и Восточной Европы и Балканского полуострова.

Восточный экспресс становился предметом политических споров между государствами, ведущими совместно со своими железнодорожными управлениями борьбу за установление прибыльных связей на пролегающих маршрутах. Поезда CIWL были единственными спальными и комфортными на прусских железных дорогах, пока в 1884 году Пруссия не установила контроль над прежде частными железнодорожными путями. Спустя 11 лет переговоров и посредничества различных европейских государств CIWL удалось в 1896 году установить соединение с Норд-Экспрессом. Впервые люксовый поезд Восточного экспресса из Берлина до Будапешта отправился 27 апреля 1900 году с перспективой ежедневного отправления, но впоследствии сохранением частоты отправления - дважды в неделю. До того курсировали поезда по маршруту Берлин - Вена - Будапешт. Уже в 1902 году маршрут остановлен из-за низкого спроса. В 1906 году возобновлённый маршрут Кале - Вена вновь пришлось закрыть из-за низкого спроса. Такие показатели говорят о невысоком спросе на поезда, хотя довоенный Восточный экспресс окупался и с 14 пассажирами.

Жорж Нагельмакерс (фр.) американский предприниматель

Первый Восточный экспресс. Журнал L’Illustration (1884)

Герб компании CIWL

Создание CIWL и Восточного экспресса

4 октября 1872 года Нагельмакерс основал «Compagnie de Wagons-Lits» и вскоре подписал с соответствующими железнодорожными компаниями первые контракты на поставку спальных вагонов для маршрутов Остенде - Кёльн, Остенде - Берлин, а также Вена - Мюнхен. Финансовые трудности вынудили Нагельмакерса взять в долю американского инвестора Уильяма д’Альтона Манна и переименовать компанию в «Железнодорожную компанию спальных вагонов Манна» (англ. Mann’s Railway Sleeping Carriage Co. Ltd.). В 1874 году установлен первый маршрут из Парижа в Вену. Вагоны перевозились обычными экспресс-поездами, позже названными курьерскими. В 1876 году Манн потерял интерес к делу, и Нагельмакерс 4 декабря 1876 года в Брюсселе основал по сей день существующую «Compagnie Internationale des Wagons-Lits» (CIWL). Главным акционером выступил бельгийский король Леопольд II.

В Османской империи основанная бароном Морисом де Гиршем «Compagnie des Chemins de fer Orientaux» в 1869 году расширяла сеть от Салоников и Константинополя к европейским областям Османского государства с конечной целью соединиться с европейской железнодорожной системой. Согласно постановлению Берлинского конгресса 1878 года получившее независимость Княжество Болгария обязалось завершить строительство развязки. Также по решению конгресса освобождённые от турецкого ига Румыния и Сербия согласились продолжить строительство своих железнодорожных развязок с целью наладить контакты с Центральной Европой. В 1878 году первые спальные вагоны компании CIWL преодолели путь Вена - Оршова, достигнув Дуная.

Высокий спрос и успехи развития компании позволили Нагермакерсу в феврале 1883 года заключить контракт на создание Восточного экспресса. Сначала поезд дважды в неделю ходил по маршруту Париж - Джурджу, а от Джурджу пассажиры паромом по Дунаю доплывали до города Русе. Здесь Румелийская железная дорога вела до Варны, где осуществляла перевозки австрийская судоходная компания Австрийский Ллойд. CIWL обеспечивала поезда как минимум двумя спальными, двумя багажными вагонами и вагоном-рестораном, оснащёнными газовым и электрическим освещением, паровым отоплением и воздушным тормозом Вестингауза. Вагоны обслуживали специалисты компаний «Chemin de Fer de l’Est» и «Reichseisenbahn Elsaß-Lothringen». Тарификация подразумевала покупку билета первого класса и доплату 20 % за спальный вагон.

Первое отправление Восточный экспресс, называвшийся тогда «Express d’Orient», совершил 5 июня 1883 года от Восточного вокзала в Париже. Лишь один спальный вагон из прочих вагонов CIWL тогда стоял на вагонной тележке. К укрупнению вагонов Нагельмакерс прибег после выхода с Мюнхенских фабрик собственных новых вагонов на вагонных тележках. Время в пути из Парижа в Константинополь составило 81 час 40 минут.

4 октября 1883 года состоялось торжественное официальное отправление с Восточного вокзала Парижа, собравшее представителей железнодорожных компаний, государственных служащих и журналистов, включая Генриха Бловица и Эдмона Абу. Оба журналиста опубликовали восторженные отзывы о поездке, которые значительно добавили популярности Восточному экспрессу. В каждой стране, которую проезжал экспресс, пассажирам предлагали блюда местных кухонь и фольклорные выступления, а в Румынии король Кароль I принял путешественников в замке Пелеш.

Благодаря спросу на путешествия Восточным экспрессом, с 1 июня 1884 года курсирование поезда из Парижа в Вену стало ежедневным. Компания Нагельмакерса с этого же года изменила своё название на новое - «Compagnie Internationale des Wagons-Lits et des Grands Express Européens». Тогда же в Сербии завершилось строительство линии между Белградом и Нишем, и Восточный экспресс раз в неделю совершал поездки в эти края. Ниш с Софией и далее с Белово связывала лишь труднопроходимая дорога, доступная конному экипажу. В Белово можно было пересесть на румелийский поезд до Константинополя. После соединения сербской железной дороги с линией Салоники - Скопье в 1887 году железная дорога протянулась от Ниша до османских Салоников.

Конечная остановка Восточного экспресса - вокзал Сиркеджи в Стамбуле

Рекламный плакат Восточного экспресса (1988)

Непрерывное железнодорожное сообщение до Стамбула

В 1888 году Болгарские государственные железные дороги, наконец, проложили пути к сербской границе через Димитровград дорога соединялась с Нишем. С 12 августа 1888 года Восточный экспресс вновь курсировал по маршруту Будапешт - Белград - София - Стамбул. В 1890 году константинопольская конечная станция заменена на станцию Müşir-Ahmet-Paşa (современный вокзал Сиркеджи). В сравнении с 1883 годом время в пути до Стамбула сократилось на 14 часов.

В дополнение к поездам до Стамбула, отправлявшимся дважды в неделю, появился дополнительный маршрут до Бухареста. В это время альтернативой дорогому Восточному экспрессу стал более дешёвый простой поезд с тремя классами, ходивший по маршруту Белград - Стамбул.

Восточный экспресс на пограничной станции между Лихтенштейном и Швейцарией

История маршрутов «Восточного экспресса»

Вагон-ресторан Восточного экспресса

Развитие до 1914 года

Для повышения популярности «Восточного экспресса» для его пассажиров в Стамбуле (Константинополе) открыли отель «Пера Палас (англ.)». До 1914 года Восточный экспресс преодолевал расстояние от Парижа до Стамбула на 18 часов быстрее обычного поезда. Вскоре Восточный экспресс пополнился вагонами беспересадочного сообщения и новыми маршрутами.

Прокатиться на этих поездах не так просто, т.к. билеты на них стоят очень дорого по сравнению с другими поездами, но разумно для самого запоминающегося приключения в жизни. Некоторые экспрессы отправляются в путь только раз в году, и любителям авантюр приходится ждать в очереди месяцами в надежде занять одно из мест.

На борту Восточного экспресса запрещено носить джинсы. А ужин в вагоне-ресторане требует строгого дресс-кода: вечерние платья, смокинги, галстуки-бабочки.
Маршруты: Лондон - Венеция, Венеция - Париж, Брюссель - Венеция, Стамбул - Бухарест - Будапешт - Венеция.
Цена билета: от £ 929.

Маршруты: Сингапур - Бангкок или Бангкок - Сингапур, Куала-Лумпур - Бангкок или Бангкок - Куала-Лумпур, маршрут «Сказки полуострова» (Fables Of The Peninsula), новогодний рейс из Сингапура в Бангкок.
Цена билета: от £ 1775.

Многие хотели прокатиться с комфортом, но из-за высокой популярности не всегда им это удавалось,во-первых, очень большие деньги; во-вторых, очень большие очереди; в-третьих, некоторые маршруты курсировали раз в год.

Люкс-вагон «Восточного экспресса»

«Восточный экспресс» с внешней стороны

Восточный экспресс класса «С» (1914)

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны маршруты Восточного экспресса были разрезаны военными фронтами, и движение остановилось. Доминирующая французская компания CIWL не устраивал Центральные державы. На замену 15 января 1916 года компанией Mitropa был проложен балканский маршрут от Берлина до Стамбула (Константинополя) с частичным использованием захваченных поездов CIWL от Восточного экспресса. Путь пролегал через оккупированную Сербию и все союзные государства: Германский рейх, Австро-Венгрию, Болгарию и Османскую империю. После выхода Болгарии из войны балканский поезд отправился в свой последний путь 15 октября 1918 года.

Восточный экспресс в Первую мировую войну

Между войнами

Спальный вагон образца 1929 года

После войны CIWL получил назад свои конфискованные поезда, которые пережили войну. Для поддержания связей между Францией и недавно созданными государствами Центральной и Восточной Европы в санитарном кордоне с февраля 1919 года вагоны CIWL были оснащены так называемым «Train de luxe militaire», предназначенным исключительно для высокопоставленных военнослужащих союзников и политиков. Восточный экспресс не шёл теперь по маршруту южной Германии, а через Швейцарию, Арльбербан (нем.) в Вену и далее – в Варшаву. Пересадка на Прагу производилась в Линце. По результатам Парижской мирной конференции 1919 года направление движения в Восточную Европу было перемещено с юга Германии на Симплонский тоннель. По этому маршруту начал ходить поезд «Simplon-Orient-Express». Однако высокий спрос заставил вернуть прежний маршрут Восточного экспресса. Его краткосрочное перенесение на Арльбергскую железную дорогу на время Рурского конфликта 1923 года привело в 1932 году к созданию роскошного рейса через Альпы «Arlberg Orient Express».

В 1920-е годы CIWL экспериментировал с поездами и маршрутами, установив стандарты в 1932 году, просуществовавшие до начала Второй мировой войны.

«Восточный экспресс» (1929)

Спальный вагон образца 1929 года

Купе-вагон Восточного экспресса

Вторая мировая война

С началом войны движение Восточного экспресса через южную Германию и Арльбергского Восточного экспресса через Австрию прекратилось. На отрезке Мюнхен - Бухарест Восточный экспресс курсировал до мая 1940 года, также имелся состав из Цюриха. Руководством участка занималась немецкая «Mitropa». До вступления в войну Италии Simplon-Orient-Express продолжал движение по своему маршруту до мая / июня 1940 года. C октября 1940 года все железные дороги курировались «Mitropa», которая определила маршруты Берлин - Белград - Афины - София и Париж - Мюнхен - Вена - Будапешт. Неофициальным преемником Восточного экспресса стал D 148/147 от «Mitropa» с маршрутом Берлин - Вена - София и Париж - Мюнхен - Будапешт. CIWL сохранил за собой пути в Италии и Турции и до 1943 года держал маршрут из Рима и Турина до Белграда и Софии. Пересадка в Турцию осуществлялась в Софии и приграничном Свиленграде. Со свержением Муссолини в 1943 году прекратилось движение поездов CIWL, а с 1944 года и поездов «Mitropa» по Балканам.

Восточный экспресс во Вторую мировую войну

После войны

После Второй мировой войны Восточный экспресс, «Simplon-Orient-Express» и «Arlberg-Orient-Express» возобновили движение с сентября 1945 года. Поезда перестали быть люксовыми с 1950 года и наряду с другими люксовыми поездами были упразднены и заменены стандартными поездами.

В 1948 году был пущен Balt-Orient-Express (нем.) по маршруту Штутгарт - Белград.

В 1977 году движение по направлению Париж - Стамбул возобновил Direct-Orient. Восточный экспресс возобновил движение во времена железного занавеса, соединив Мюнхен, Вену, Бухарест и Будапешт. С 2002 года как ночной экспресс Париж - Вена Восточный экспресс с июня 2007 года расширил движение в направлении Страсбург - Вена. В декабре 2009 года этот маршрут закрыли из-за изменения расписания, а спустя 126 лет своего существования Восточный экспресс был выключен из системы расписания.

С середины 1970-х годов различные туристические компании занимались восстановлением старых маршрутов, по которым курсировали поезда, не включённые в стандартное расписание европейских железных дорог.

Восточный экспресс (1945)

Восточный экспресс после войн

Восточный экспресс в Турции (1970)

Восточный экспресс в пути

Катастрофы

Восточный экспресс неоднократно становился участником транспортных катастроф, как случилось 9 апреля 1910 года в Витри-ле-Франсуа и 7 декабря 1927 года в Стамбуле.

3 ноября 1919 года поезд маршрута «Simplon-Orient-Express» внепланово задержался в Пон-сюр-Йонн (нем.), а водитель следовавшего локомотива проглядел предупреждающий сигнал и въехал в поезд. В результате аварии погибло не менее 18 человек, пострадало от 42 до 60 человек.

В 1921 году в Румынии поезд сошёл с рельсов; в 1924 году у Белграда поезд столкнулся с грузовым поездом. 6 ноября 1929 года Восточный экспресс в Витри-ле-Франсуа наехал на грузовой поезд, в результате чего машинист локомотива, кочегар и кондуктор погибли.

21 октября 1957 года недалеко от Стамбула произошло лобовое столкновение с пригородным поездом (Железнодорожная катастрофа в Ярымбургазе (англ.)). Погибли 95 человек, 150 получили ранения.

Версальская железнодорожная катастрофа

Крушение Восточного экспресса на вокзале Монпарнас

Рассказ о романе «Убийство в„Восточном экспрессе“» (2017)

При написании романа Агата Кристи использовала реальную историю одного из самых громких и жестоких преступлений Америки 1930-х годов, которое освещалось всеми газетами и журналами по обе стороны океана.

В то время имя Чарльза Линдберга было известно каждому американцу. В 1927 году он совершил первый в истории беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Париж и после этого стал национальным героем США. Вскоре он познакомился с дочерью предпринимателя и дипломата Анной Морроу, и в 1930 году у них родился сын Чарльз. Пара купила поместье в городке Хоупвелл, штат Нью-Джерси и обычно проводила там выходные. 1 марта 1932 года около восьми часов вечера няня Чарли уложила ребёнка спать. В половине десятого вечера Чарльз Линдберг-старший, сидевший у себя в кабинете, услышал шум в доме, но не обратил на него внимания. В десять вечера няня обнаружила, что мальчик исчез. Похититель оставил записку, в которой требовал выкуп в размере пятидесяти тысяч долларов. Неподалёку от дома обнаружили сломанную деревянную лестницу, с помощью которой преступник забрался в комнату ребёнка. На земле были следы, которые вели в лес.

В своём романе Кристи заменила самого известного лётчика своего времени на самую известную американскую драматическую актрису. У неё и её мужа-полковника рождается дочка Дейзи. Но вскоре крошку похищают из дома и требуют за освобождение огромный выкуп.

Делом Линдберга сразу занялась полиция: дом обыскали несколько раз, прислугу допросили. Никаких результатов это не дало. Отпечатков пальцев также не было обнаружено. Зацепку, оставленную преступником, внимательно изучили и нашли в ней много грамматических ошибок, а также установили, что её автор, скорее всего, имеет скандинавские корни.

6 марта пришло новое письмо от похитителей. Они были недовольны шумихой и требовали поднять сумму выкупа до семидесяти тысяч долларов. Линдберг обратился к преступникам через газеты, заявив, что согласен заплатить эту сумму, и предложил им выбрать посредника. 8 марта пришло третье письмо: похитители требовали, чтобы Линдберг сам назначил курьера для передачи денег. Посредник нашёлся сам: пожилой учитель математики Джон Ф. Кондон предложил свои услуги через газету Home News. Похитители согласились на его кандидатуру.

2 апреля Кондон встретился с преступником, для того чтобы отдать деньги взамен на информацию о местонахождении мальчика. На встречу посредник приехал вместе с Линдбергом, который остался ждать в машине. Похититель, который назвал себя Джоном, забрал выкуп и сказал, что ребёнок находится на лодке «Нелли» рядом с островом Элизабет. Но ни мальчика, ни лодки там не оказалось.

12 мая тело ребёнка обнаружили в лесу недалеко от дома Линдбергов. По мнению врачей, мальчик погиб в день своего похищения от сильного удара в голову. В романе родителей Дейзи Армстронг так же обманули: когда деньги отдали, крошка уже была мертва.

Одну из домработниц Линдбергов, британку Вайолет Шарп, вызывали на допрос несколько раз. Вайолет очень нервничала, так как боялась потерять работу, и путалась в показаниях. Не выдержав напряжения, она отравилась. Такая же героиня, только француженка, появляется и у Агаты Кристи: её подозревали в похищении Дейзи и она от отчаяния выбросилась из окна.

В сентябре 1934 года полиция арестовала немецкого плотника Бруно Хауптманна. На него вышли благодаря золотому сертификату в десять долларов, которым он расплатился на бензоколонке. Такие сертификаты Кондон отдал похитителю в качестве выкупа, чтобы было его проще потом выследить. В гараже Хауптманна полиция обнаружила четырнадцать тысяч долларов и чертёж лестницы, похожей на ту, что использовали при похищении. На двери гаража висел листок с телефоном Джона Ф. Кондона.

Хауптманн не признавал своей вины, но следствие в это не поверило. Суд над ним длился пять недель. Ключевую роль сыграли показания Чарльза Линдберга. Хауптманн был приговорён к смертной казни. 3 апреля 1936 года его казнили на электрическом стуле.

Фрагмент из фильма «Убийство в Восточном экспрессе»

Афиша фильма «Убийство в Восточном экспрессе»

Фрагмент из фильма «Убийство в Восточном экспрессе»

Фрагмент из фильма «Убийство в Восточном экспрессе»

Фрагмент из фильма «Убийство в Восточном экспрессе»

Все, кто снимался в фильме «Убийство в Восточном экспрессе»

Список использованной литературы

Orient Express: Жизнь и времена самого известного в мире поезда E H Cookridge.

Allen Lane London, 1979 (ISBN 978-0-7139-1271-5), из копии первой публикации книги с черно-белыми пластинами.

Orient Express: личное путешествие. - Робсон Пресс, 13 апреля 2012 года. - ISBN 978-1-84954-187-9.

Джордж Беренд: Большие экспресс-поезда в Европе. Орелл Фюсли, Цюрих, 1967.

Джордж Беренд: История роскошных поездов. Orell Füssli, Zurich 1977, ISBN 3-280-00918-9.

Вилфрид Биденкопф: По старой Европе. Международная поездка и курсовая работа проходят после состояния лета 1939 года. Издатель и офис специальной литературы по дорожному движению Röhr, Krefeld 1981, ISBN 3-88490-110-9.

Jean des Cars, Жан-Поль Каракалла: 100-летний восточный экспресс. (Перевод: Ханс Петер Трейхлер), Орелл Фюсли, Цюрих 1984, ISBN 3-280-01552-9.

E. H. Cook ridge: Adventure Orient Express. Историяиистории. Wilhelm Heyne Verlag, Мюнхен, 1980, ISBN 3-453-01768-4.

Юрген Францке (ред.): Orient Express - король поезда. Сопроводительная книга на одноименную выставку в Музее БД в Нюрнберге, с ноября 1998 года по апрель 1999 года, Комет-Верлаг, Frechen 1998, ISBN 3-89836-109-8.

Конрад Кощинский: 125 лет Orient-Express. В: Железнодорожный журнал, Специальный выпуск 2/2008, Verlagsgruppe Bahn, Fürstenfeldbruck, ISBN 978-3-89610-193-8.

Альберт Мюль: Международные роскошные поезда. EK-Verlag, Freiburg im Breisgau 1991, ISBN 3-88255-673-0.

Альберт Мюль, Юрген Клейн: Путешествуя в роскошных поездах. Международная компания «Спящая машина». EK-Verlag, Freiburg im Breisgau 2006, ISBN 3-88255-696-X.

Константин Парвулеско: Ориент Экспресс: Поезд мечты. Transpress, Штутгарт 2007, ISBN 978-3-613-71305-5.

Хайке Шиллер, Лука Сиерманн: Ориент-Экспресс. Лондон, Париж, Будапешт, Белград, София, Стамбул. История поездов Orient Express. Рейх, Люцерн 1990, ISBN 3-7243-0264-9 (= Terra magica).

Вернер Зельч: Ориент Экспресс. Расцвет и упадок, и возрождение роскошного поезда. 4-е издание. Альба, Дюссельдорф, 1998, ISBN 3-87094-173-1.

Юлий Вебер: Традиции Экспресс поездов на юге Германии. Корни, история и текущее значение. Röhr, Krefeld 1985, ISBN 3-88490-153-2.

Просмотров работы: 89