Интермодальные перевозки в пассажирском сообщении - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Интермодальные перевозки в пассажирском сообщении

Братцева А.В. 1, Жакенова Ю.А. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения город Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интермодальные транспортные системы (ИТС) - два и более вида транспорта, участвующие в процессе перевозки пассажиров с целью наиболее полного качественного удовлетворения транспортных потребностей, объединенные определенными условиями технологии перевозочного процесса.

При организации пассажирских перевозок транспортных системах с участием железнодорожного транспорта различают полные и неполные ИТС. Полные ИТС объединены, как правило, следующими условиями технологии перевозочного процесса (Рис.1):

• перевозка пассажиров осуществляется «от двери до двери» использованием принципов логистики;

• на каждом отрезке звене цепочки перевозочного процесса обеспечивается сбалансированность предлагаемых мест по виду транспортирования;
• доставка пассажиров по всем ветвям производится несколькими типами перевозок, работающими по единому графику;

• перевозка пассажиров организуется и осуществляться одним юридическим лицом (организацией), которое может осуществлять перевозку самостоятельно или поручить ее реализацию каким-либо другим юридическим лицами (организациям);

• поездка осуществляется по сквозному транспортному документу (билету);
• обеспечивается единый уровень качества обслуживания, на всех участвующих в перевозке видах транспорта в соответствии с классом поездки.

К полной ИТС в пассажирском сообщении с участием железнодорожного транспорта можно отнести комплекс технологий перевозочного процесса и логистических цепочек на отдельно взятом железнодорожном направлении, в каждой из которых выполняется перевозка пассажиров при взаимодействии двух и более видов транспорта, имеющих соответствующие количественные характеристики и качественные параметры и работающих по единому согласованному расписанию и единому сквозному производному документу (билету) по принципу «от двери до двери». 

В настоящее время наиболее распространены неполные ИТС, в том числе с участием железнодорожного транспорта. Выбор осуществляют (продолжают) поездку с использованием выбранного вида городского транспорта. Неполная ИТС не гарантирует пассажиру согласованность расписаний работы выбранных для поездки видов транспорта и сбалансированность предлагаемых в них мест. Для реализации полной ИТС необходимо решить вопросы, связанные с разработкой и реализацией единого проездного документа для всех видов транспорта, участвующих в перевозке.


Рисунок 1. Блок – схема интермодальной транспортной системы

К полной ИТС в пассажирском сообщении с участием железнодорожного транспорта можно отнести комплекс технологий перевозочного процесса и логистических цепочек на отдельно взятом железнодорожном направлении, в каждой из которых выполняется перевозка пассажиров при взаимодействии двух и более видов транспорта, имеющих соответствующие количественные характеристики и качественные параметры и работающих по единому согласованному расписанию и единому сквозному производному документу (билету) по принципу «от двери до двери». 

 В настоящее время наиболее распространены неполные ИТС, в том числе с участием железнодорожного транспорта. Выбор осуществляют (продолжают) поездку с использованием выбранного вида городского транспорта. Неполная ИТС не гарантирует пассажиру согласованность расписаний работы выбранных для поездки видов транспорта и сбалансированность предлагаемых в них мест. Для реализации полной ИТС необходимо решить вопросы, связанные с разработкой и реализацией единого проездного документа для всех видов транспорта, участвующих в перевозке.

Первые шаги на этом пути уже предприняты - многие пассажиры уже используют единую транспортную карту при проезде в метро и на пригородном железнодорожном транспорте, решается вопрос о широком использовании единого проездного документа на авиа и железнодорожном транспорте. В целом, создание ИТС для обслуживания дальних и пригородных пассажиропотоков направлена на взаимовыгодное объединение технологий процессов отдельных видов транспорта и использование их технических средств с целью сокращения непроизводительного ожидания обслуживания пассажиропотока в отдельных его звеньях (особенно перевозочного процесса социально значимых и платежеспособных сегментов), и организации согласованного высококачественного обслуживания, при условии получения гарантированных доходов от оказания транспортных услуг, сообщении с участием железнодорожного транспорта. Важной особенностью, которую следует учитывать при организации ИТС с участием железнодорожного транспорта, является территориальная привязанность его путей сообщения. В пригородном сообщении, например, электропоезда могут обращаться только меж духовными техническими станциями. В этих условиях связь в ИТС между поездами дальнего следования, пригородными электропоездами, автотранспортом и авиатранспортом (обслуживающими ежедневные массовые поездки на селения) имеет особое значение. Например, автотранспорт может как посредственно доставлять пассажиров до места назначения, так Являться связующим звеном между железнодорожным и другими видами транспорта. В случаях предоставления технологических «окон» на пригородном участке и невозможности временного функционирования железнодорожного транспорта связь приобретает бесспорную важность. Другой важной особенностью ИТС в дальнем и пригородном пассажирском сообщении является неоднородность структуры пассажиропотока по потребности в сервисном обслуживании. Можно выделить платежеспособные сегменты и социально значимые сегменты, на которые в первую очередь должно быть ориентировано создание ИТС; к ним относятся государственные служащие, рабочие, служащие коммерческих структур, студенты и школьники, пенсионеры, в отдельный сегмент необходимо выделить транспортное обеспечение туристской деятельности. (рис.2) Для каждой из этих групп может быть создана ИТС, учитывающая особенности сервиса при их транспортном обслуживании. Кроме того, следует учитывать неравномерность пассажиропотока по дальности следования, которая выражается в том, что пассажиропоток может иметь не только различную величину, но и различные качественные характеристики по мере удаления от начальной (конечной) станции. Особенностью дальних и пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом является также неравномерность пассажиропотоков во времени: в течение суток, по дням недели, по периодам года. Эта неравномерность непосредственно связана с целью поездок пассажиров. Выделяются пиковые периоды перевозок пассажиров, особенно в праздничные дни, летний период, время отпусков и каникул у студентов и школьников. В летний период из-за поездок на дачу возрастает пригородный пассажиропоток в выходные дни, а в будние дни пассажиропоток, напротив, снижается, что связано с отсутствием такого сегмента пассажиропотока, как студенты и школьники, и с сокращением доли пассажиров, совершающих поездки на работу, в связи с периодом отпусков. Не менее важно учитывать неравномерность пассажиропотока по времени суток, так как структура ИТС для одного и того же сегмента пассажиропотока может меняться в зависимости от времени суток. Утренний «пик» прибытия пассажиров на головную станцию имеет более четкие, узкие границы времени, что связано фиксированным временем начала работы, поэтому доставку пассажиров следует организовывать в наиболее сжатые сроки. Пассажиров в это время суток по жесткому графику отправления домой и выполнением различных дел личного характера (походы по магазинам, местам культурного отдыха и развлечений после окончания рабочего дня). Поэтому в ИТС в вечернее время суток может использоваться транспорт большей вместимости и меньшей маневренности (например, у автотранспорта автобусы и микроавтобусы), а интервал их отправления может быть немного увеличен по сравнению с утренним периодом. Кроме того, на одном и том же направлении могут функционировать несколько ИТС, которые по функционирования могут подразделяться на: ИТС постоянного характера, относятся системы, предназначенные организации перевозочного процесса стабильных социально значимых сегментов пассажиропотока, и функционирующие в течение всего года на отдельных маршрутах; сезонные ИТС, создаваемые для обслуживания сезонного пассажиропотока (туристов, дачников, учащихся и других сегментов пассажиропотока), совершающего поездки в зависимости от времени года (сезона), режима работы предприятий, учебных заведений и других сезонных условий и факторов;

Р
исунок 2.

• периодические ИТС, организуемые с определенной периодичностью на определенный период времени, например, на период предоставления технологического «окна» на пригородном железнодорожном направлении для перевозки пригородных пассажиров; разовые ИТС, формируемые под отдельную перевозку, запланированную или носящую оперативный характер (например, организация запланированной экскурсии для туристов или вывоз отдыхающих в праздничный день по специально разработанной (администрацией города) программе или оперативно организованная перевозка при возникновении форс-мажорных обстоятельств на каком-либо виде транспорта). ИТС также можно классифицировать по месту их организации На определенном маршруте: стационарно функционирующая ИТС на строго определенном Маске маршрута передвижения пассажира. К таким можно отнести ИТС по ежедневной доставке «от двери до двери» пассажиров, принадлежащих к социально значимым сегментам пассажиропотока; «плавающая» по маршруту ИТС, организованная в различных местах в зависимости от необходимости (место организации ИТС для перевозки пассажиров в периоды технологических «окон» зависит от места проведения ремонтных работ железнодорожной линии). ИТС должна иметь возможность оперативно реагировать на изменяющуюся величину пассажиропотока. При этом технические средства, задействованные в одной ИТС, при значительном снижении в ней величины пассажиропотока могут быть задействованы для эксплуатации в ИТС на этом же или на смежном направлении. Кроме того, технические средства некоторых ИТС могут использоваться для оперативно организованных ИТС в случаях сбоев в движении и транспортных единиц на каком-либо виде транспорта. Так, например, в настоящее время на отдельных железнодорожных направлениях в случаях непредвиденных продолжительных сбоев в движении пригородных электропоездов для перевозки пассажиров используются автобусы, которые частично снимаются с маршрутов городских и пригородных линий. В связи с этим в первую очередь необходимо формировать постоянного характера, так как они предназначаются для ежедневного транспортного обслуживания дальних и пригородных пассажиропотоков. В то же время технические средства могут использоваться в ИТС периодического или разового типа.

Список использованной литературы:

Итермодальные перевозки в пассажиров сообщении с участием железнодорожного транспорта//Высшее Профессиональное Образование -2014.-С 147-162.

Мультимодальные и интермодальные пассажирские перевозки[Электронный ресур]-Режим доступа: http://wikitransport.com/transport/intermodal/ (20.11.18)

Интермодальные перевозки[Электронный ресурс]-Режим доступа: https://uristhome.ru/intermodalnye-perevozki /( 20.11.18)

Просмотров работы: 467