ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ДОРОГЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ДОРОГЕ

Епанчинцева Е.А. 1
1Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.Курган
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 В данной статье я хочу обратить внимание на проблемы воздействия железнодорожного транспорта на природу. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – это наиболее экономичный вид транспорта. Перед железнодорожным транспортом стоит задача ,как бороться с загрязнениями. С каждым днем мы все больше ощущаем понимание необходимости проведения срочных мероприятий по сохранению того богатства, которое было дано нам природой. Воздух, вода, земля сегодня уже не справляются с огромными нагрузками.Железнодорожный транспорт, к большому сожалению, вносит определенный негативный вклад в экологию, являясь источником неблагоприятных химических, физических и биологических факторов. Несмотря на то что отрицательное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду значительно меньше, чем других видов транспорта, тем не менее оно весьма ощутимо и требует профилактической работы .

Главной особенностью влияния железнодорожного транспорта на окружающую природную среду является постоянная работа подвижного состава(грузовые и пассажирские составы) и производственных объектов, обеспечивающих перевозочный процесс(локомотивное депо, мастерские).

Негативное влияние железнодорожного транспорта проявляется, главным образом, через загрязнение водных источников, почвы и растительности вредными веществами, через шум и вибрацию.

Все выбрасываемые отходы загрязняют природу.

Существующая в настоящее время система управления экологической безопасностью на железнодорожном транспорте не отвечает современным требованиям. Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах. Равновесие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах. Самоочищающая способность природной среды снижается из- за уничтожения и истощения природных комплексов. Природа уже не может справляться со всеми загрязнениями.

Все источники загрязнений окружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные и передвижные. Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава, котельные, пропарочно-пропиточные заводы. К передвижным источникам относятся магистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины, автотранспорт, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирские вагоны и т.п.

 Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи.

Наиболее распространёнными загрязнителями всех территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Основной причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс. Загрязнение территорий негативно сказывается на окружающую природу.

Шум от поездов вызывает отрицательные последствия, выражающиеся прежде всего в нарушении сна, ощущении болезненного состояния, в изменении поведения. Нарушение сна может иметь различные формы: удлинение периода засыпания, пробуждения во время сна, ухудшение сна. Мгновенные прерывания сна учащаются с увеличением частоты и силы звука.

Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м3 сточных загрязняющих вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей среды. Кроме того, очистка путей от мусора связана со значительными материальными издержками.

Решить проблему можно использованием в пассажирских вагонах аккумулирующих ёмкостей для сборов стоков и мусора или установкой в них специальных очистных сооружений.

Пластиковые и стеклянные бутылки, сигаретные пачки и другие отходы летят с окон. Люди не задумываясь о природе выкидывают в окно. Территория вдоль железнодорожных путей больше похожа на свалку. Пакеты по пути через железную дорогу к морю оставляют местные жители и туристы. При этом все люди говорят ,что жить хочется в чистоте ,но сами не задумываются о том, что все эти их действия портят и загрязняют природу.

Целлофановые пакеты, пластиковые бутылки и прочие бытовые отходы густо покрывают железнодорожное полотно и землю рядом. Следы местных жителей, приумножают свалки в полосе отчуждения. Чтобы привести свою территорию в порядок железнодорожники устраивают санитарные дни.

Рис1. Санитарная уборка


Железная дорога рельсами не заканчивается. Несколько десятков метров в обе стороны - полоса отчуждения. Под землей проходят кабели, на земле опоры с контактной подвеской. В этом хозяйстве чистоту поддерживают сами железнодорожники. 
Люди не думают об эстетическом виде из окна поезда. Приходят к окну и бросают просто на дорогу. Не меньше проблем приносят проводники, которые избавляются от мусора в пути.

А порой габаритные предметы, которые оказываются на рельсах, не просто портят внешний вид дороги, но представляют настоящую опасность. Работники отделения дороги время от времени вместе отправляются в путь по железнодорожной ветке. Смотрят, как растут мусорные горы на полосе отчуждения и на прилегающей. Штрафы местных жителей мало пугают.
На сегодняшний день выгоднее заплатить штраф, чем заплатить за вывоз мусора. Железнодорожники говорят, свои рабочие места грязными не оставят. Но их профессия - не бороться с потоком мусора, а двигать транспортные потоки.

Расстояние между рельсами, измеряемое между внутренними гранями головок рельсов, называют шириной колеи.

 В России принята ширина колеи 1520 мм. Если подсчитать 3 железнодорожные колеи то приблизительно выходит 4560 мм плюс расстояние между рельсами получается около 6000 мм. Это то, что приводит к нарушению развития целых сообществ и видов. Кроме того это приводит и к эстетическому виду (нарушение ландшафтов, осушение, заболачивание). Этот фактор может действовать на природу долговременно и приводит к печальным последствиям.

К экологическим проблемам можно отнести также и груз, завозимый в республику по железной работе из соседних стран. Возросшие объемы импорта продукции растительного происхождения из стран ближнего и дальнего зарубежья создают предпосылки для заноса на территорию Дагестана и России особо опасных карантинных организмов.

Рефрижераторы, используемые для перевозок скоропортящейся продукции, оборудованы холодильными установками, которые используют энергию автономного дизеля.

При вынужденных простоях в ожидании разгрузки холодильная установка приводится в действие дизелем, который за 1 ч работы сжигает 23 кг дизельного топлива. Чтобы поддерживать заданную температуру, дизель должен работать 10 ч в сутки, потребляя топливо и загрязняя атмосферу.

В холодильном оборудовании рефрижераторного подвижного состава используются вещества, разрушающие озон (фреон и другие хлор- фосфор содержащие углеводороды), которые в случае утечки оказывают воздействие на природный баланс озона в стратосфере. Каждая холодильная машина (их две на вагон) заправлена 35 кг фреона. В силу изношенности оборудования герметичность холодильных машин нарушается, и газ вытекает из системы охлаждения.  
Роль зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды вблизи железной дороги

Самым надежным и эффективным средством защиты почвы, растительности и животного мира от загрязнений и шума, производимых объектами железнодорожного транспорта, являются защитные лесонасаждения. Вдоль железных дорог и в санитарно-защитных зонах других объектов железнодорожного транспорта сажают деревья и кустарник для защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, обвалов, оползней. Зеленые насаждения располагают не ближе 15 метров от полотна железной дороги. Они защищают прилегающие населенные пункты и среду обитания животных от шума и тепловых излучений, поглощают основную долю вредных веществ от выбросов двигателей внутреннего сгорания тепловозов, рассеиваемых сыпучих грузов.
Проблема развития высокоскоростного экологически чистого наземного транспорта носит общенациональный характер. Ее решение позволило бы существенно улучшить ситуацию с организацией перевозок пассажиров на основных направлениях сети железных дорог, обеспечить увеличение пассажирооборота, сократить потребность в подвижном составе и в результате поднять престиж отечественных железных дорог и государства в международном аспекте.

Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами. 
         Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной.  Снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

 

Выводы.

Решить проблему мусора, бросаемого из окна можно если использовать в пассажирских вагонах аккумулирующих емкости для сбора стоков и мусора. установкой в них специальных очистных сооружений, что на современном этапе маловероятно.

Отказа от применения озоно разрушающих веществ.

Нужно участвовать в экологической охране.

Проводить как можно больше санитарных дней по очищению железнодорожной дороги.

Очистка сточных вод

Литература.

1. Газета "Гудок" Главное печатное издание ОАО "Российские железные дороги"

2. Журнал «Железные дороги мира», 2014

3. Журнал "Экономика железных дорог"

4. История железнодорожного транспорта России. Спб.,1994.

5. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ

6. Рудзитис Г.Е .учебник химии 10-11 классы.

7. Савотиков Ю.Ф. Справочник по вредителям, болезням растений и сорнякам, имеющим карантинное значение для территории Российской Федерации. Нижний Новгород,1999

Просмотров работы: 2471