Управление движением поездов по радиоканалу - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Управление движением поездов по радиоканалу

Колесникова А.А. 1, Грибанов А.Е. 2
1КИЖТ УрГУПС
2КИЖТ УрГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное развитие ЖД транспорта требует новых методов к созданию и использованию жизненно важных систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.

На сегодняшний день можно считать, что в ОАО «РЖД» цифровой радиоканал используется в основном для информационных задач, поэтому перебои в сети не влияют на нарушения графика движения поездов и работу железного транспорта.

Среди множества управляющих систем с применением радиоканала наибольшее распространение получило ETCS (European Train Control System).

В системе ETCS при потере соединения спустя время, включается служебное торможение, после чего машинист может двигать вагон дальше в заданном режиме под свою ответственность и с ограничением скорости. Подобный способ управления применяется и в системах ITCS, ATACS, CBTS, CTCS, МАЛС.

Комплексы и системы управления перевозками. Система управления передвижениями поездов по железной дороге включает в себя огромнейшую массу деталей, например, технико-практическое нормирование и оперативное быстрое планирование эксплуатационной работы, регулирование самих перевозок и средств для перевозки, также оперативное руководство процессом перевозки в процессе и анализ уже выполненной работы. Техническое нормирование заключено в разработке для дорог и отделений используемых норм, выработанных в практике, для использования и проведения работ: количественных заданий, качественных показателей норм всего рабочего парка вагонов и используемого парка локомотивов. И хотелось бы отметить, что система связи между всем эти является неотъемлемой и крайне важной частью всего процесса управления и планирования движения подвижных составов на любой железной дороге.

Рис. 1. Системы управления и обеспечения безопасности движения поездов

Рассмотрим важность управления на примере комплексной системы управления движением поездов на Трансмонгольской магистрали, а также перспективы развития этой части отрасли. Их работу и инновации произошедшие. В 2015 г. ОАО «ЭЛТЕЗА», компания, которой совместно владеют ОАО «Российские Железные Дороги» и Bombardier Transportation, выиграли в непростой конкуренции, международный тендер и 29 октября 2015 г. был подписан важный контракт по проекту улучшения устаревших систем связи на Монгольской магистрали.

В основу предложения для ОАО «ЭЛТЕЗА» были взяты передовые технические решения, спроектированные российско-шведским совместным предприятием, они планировали, что впервые в международной практике будет осуществлено интересное техническое решение, управление подвижными составами по радиоканалу при сохранении уже имеющихся систем релейной централизации, а также внедрение диспетчерской централизации и единого центра диспетчеров управления. Кроме того, было предусмотрено развертывание системы радиосвязи стандарта TETRA, что является довольно престижным и передовым.

Рис. 2. Беспилотные электрички

Трансмонгольская магистраль длиной целых 1111 км составляет основную и значительную часть железнодорожной сети в Монголии. А сама по себе она имеет общую протяженность чуть-чуть больше чем 1800 км. Однопутная Трансмонгольская магистраль была построена еще при участии советских специалистов в непростой период с конца 40‑х до середины 50‑х годов, и стала костяком современной железнодорожной инфраструктуры Монголии. Как не трудно догадаться Магистраль имеет важнейшее значение для экономики Монголии. Важный пункт, что на территориях, разрабатываются существующие и начинают разрабатываться новые месторождения полезных ископаемых с целью повышения экспортного потенциала страны (потому что перевозятся по ней же). А также на этой линии дорог осуществляются транзитные перевозки между Россией и Китаем, а также очень значимая часть внутренних перевозок страны как пассажирских, так и грузовых.

Модернизация Монгольской железнодорожной отрасли на Трансмонгольской магистрали. Уже в наше время Улан‑Баторская железная дорога предпринимала меры, которые были направленны на повышение эффективности деятельности работы собственной железнодорожной отрасли. Происходила работа над повышением эффективности перевозок. И в целом конкурентоспособности. На Трансмонгольской магистрали планировали реализовать передовые технологии, т.к. это значимая часть целостной Монгольской системы железных дорог.

Рис. 3. Внедрение более современных вагонов в метро

Почти сразу же обновились локомотивные и вагонные парки. Способные перевозить более тяжелые составы и иметь больший объём пассажирских и грузовых перевозок, что конечно же повлекло за собой положительный эффект, однако этого явно было недостаточно для удовлетворения клиентской базы. Новые составы рассчитаны на управление по системе многих единиц. В итоге на некоторых перегонах магистрали были построены дополнительные разъезды для этих целей. Именно с переоборудования в конце 2013 г. разъезда 857‑й километра в пустыне Гоби систему на микропроцессорную централизацию - EBILock950.

Началась продуктивная работа компании «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» с Монгольской железной дороги. Что в итоге привело к целому ряду проектов по модернизации дорог, и систем связи. В проекте были реализованы функции управления Микропроцессорная централизация двух соседних станций Улан-Батор и Агь‑Сумбэт дистанционно через удаленный АРМ. Немного позже компания обустроила аналогичную систему Микропроцессорная централизация еще на трех важных разъездах Трансмонгольской магистрали. Использовались все такие же технологии дистанционного доступа. В тоже время уже существующая и устоявшаяся система устройств Сигнализации централизации блокировки не могла обеспечить должной работоспособности и требуемого повышение пропускной способности, и в скором времени понадобилась новая модернизация, как итог предыдущих свершений, и она не заставила долго себя ждать. Улан‑Баторская железная дорога в скором времени провела мировой тендер на проведение комплекса работ по обновлению Сигнализации централизации блокировки устройств. Как итог в настоящее время уже на 64 станциях из 68 эксплуатируются системы релейной централизации, что является хорошим показателем за довольно короткий срок, причем большая часть из них не имеет даже маршрутного набора.

Рис. 4. Внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий

Движение поездов на перегонах между станциями регулируется под средством полуавтоматической блокировки Полуавтоматическая блокировка. Техническое решение, предложенное компанией ОАО «ЭЛТЕЗА», основано на локально доработанных под местность продуктах компании «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)», которые уже успешно применяются в России и многих других странах Содружества Независимых Государств. Важной особенностью проекта является использование много технологичной системы интервального урегулирования движения поездов по радиоканалу СИРДП‑Е с подвижными блок‑участками используемых поверх существующих СРЦ. Эта новейшая концепция позволяет с минимумом затрат развернуть на линии с уже старыми и традиционными устройствами Сигнализации централизации блокировки максимально современнейшую систему управления, которая может обеспечить повышение эффективности в достаточной мере, а также довольно высокий уровень безопасности и поэтапно увеличивает пропускную способность всех линий. При этом только за счет наращивания доли парка локомотивов, оборудованных бортовыми системами безопасности СИРДП‑Е, без излишних инвестиций в саму инфраструктуру железнодорожной автоматики и телемеханики.

Как можно заметить очень интересная и перспективная технология, которая уже успела зарекомендовать себя. Она уже используется и в России, и во многих других странах. И мы уверены, что это перспективная технология, имеющая не то что бы право жить, а еще и процветать. Однако если взять эту технологию за основу для разработки абсолютно своих систем для управления перевозками, может получиться еще более новая и инновационная технология.

Рис. 5. Система для контроля и управления локомотивом и подталкивающим локомотивом поезда по радиоканалу

А что еще более важно она станет отечественным эффективным аналогом Шведско-Русской технологии. Разработанной совместными усилиями под началом «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» и внедренной во многие странны. Наши специалисты смогли б сделать идеальную локализацию для нашей страны, для престижной компании ОАО «Российские Железные Дороги» в рамках целостного проекта по улучшению систем перевозок. Также стоит отметить экономические последствия данных инноваций. Новые технологии, введенные в эксплантацию, и активно использующиеся приводят к своевременной окупаемости. Активное использование новейших систем управления перевозками с помощью радиоканала, а как яркий пример Монгольская магистраль, приводит к повышению эффективности эксплуатации и снижению затрат на организацию работы подвижного состава. Развитие технологий таких как СИРДП‑Е, является эффективным способом модернизации железнодорожной отрасли. Как минимум, потому что она позволяет использовать традиционные Сигнализации централизации блокировки по полной мере возможностей. Повышает максимальную мощность и пропускную способность сетей. Что повышает эффективность только за счет увеличения парка локомотивов, оборудованных бортовыми системами безопасности СИРДП‑Е. Достаточно просто модернизировать старые составы под новую технологию, без лишних затрат и инвестиций в систему, что приведет к самой быстрой окупаемости в сравнение с конкурирующими аналогами и проектами модернизации железнодорожной отрасли, что позволило в 2015 году , выиграть в крайне непростой конкуренции, международный тендер и 29 октября 2015 года подписать важный контракт по проекту улучшения устаревших систем связи на Трансмонгольской магистрали, и данный проект привел отрасль к ряду преобразований и уже на сегодняшний день большинство станций были модернизированы и в следствии этого начался рост эффективности работы Монгольской Железной Дороги. Аналогичные технологии применяются и в России, и во многих странах СНГ, и аналогичные технологии действительно являются перспективными.

И как вывод стоит взять то, что развиваться в сфере систем управления перевозками стоит, так как организованность является важной чертой конкурентоспособной компании на рынке транспортных и логистических услуг.

Список используемой литературы:

1. Е.А. Гоман ОАО «Эльтеза» Комплексная система движением поездов для Трансмонгольской магистрали ЖДМ – 2016 №9

2. А.М. Романчиков ООО «Бомбарьдье Транспортейшен» Технологические новации

3. EN 50126 – Railway applications. The specification and demonstration of reliability, maintability and safety (RAMS). Basic reqirement and generic process [электронныйресурс]: European Standsrt.- Publicatioj Date 1999.12-15 .- режимдоступа: http://www.docin.com/p-360472768.html

4. EN 50128 – Railway applications. Communication, signaling and processing system. Software for railway control and protecrion systems. [электронныйресурс]: European Standsrt.- Publicatioj Date 2001.05-15 .- режимдоступа: http://www.docin.com/p-12202274441.html.

Просмотров работы: 108