РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные реалии Дагестана таковы, что большинство родителей, желающих дать своему ребёнку достойное образование, стараются вывезти его за пределы родной республики. Чаще всего это те родители, которые весьма достойное образование получили здесь же, но в советский период. И действительно, не было тогда в дагестанских вузах коррупции, учёные степени зарабатывались трудом, профессорско-преподавательский состав большей частью был сформирован из приезжих специалистов. Кстати, некоторые из них, эмигрировавшие в 90-х годах, до сих пор успешно преподают в зарубежных вузах. К счастью, отдельные преподаватели работают в Дагестане до сих пор.

Сегодня в Республике Дагестан, по данным Министерства образования и науки РД, функционируют 39 вузов, 24 из них - государственные, 15 - частные. Столица, Махачкала, конечно, превалирует по количеству высших учебных заведений, их там - 19; в Буйнакске - 2, Дербенте - 10, Избербаше - 1, Каспийске - 2, Кизилюрте - 1, Кизляре - 2, Хасавюрте - 2. При этом в последнее десятилетие перед развалом Советского Союза в республике имелось пять вузов - Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный педагогический институт, Дагестанский государственный медицинский институт, Дагестанский государственный политехнический институт и Дагестанский государственный сельскохозяйственный институт. Таким образом, за последние почти двадцать лет республика обогатилась ещё полутора десятками вузов. То есть большая часть дагестанской молодёжи в настоящее время оказалась охвачена высшим образованием. Логично предположить, что в них нет того уровня преподавания, который был в советский период. И учатся там все, кто пожелает, были бы у родителей деньги. Однако, иногда учёба в них носит чисто символический характер – выпускники имеют настолько низкий уровень образования, узкий кругозор и бедную речь, что сравнить вузы, их подготовившие, трудно даже с советскими ПТУ, которые хотя бы были честны и не ставили перед собой задачу наряду со знаниями по рабочей специальности дать ещё и классическое образование.

Однако считаем, что в некоторых современных реалиях Дагестана, как ни странно, такое обилие вузов даже полезно. Но об этом позже.

Обратимся немного к истории появления системы высшего образования в Дагестане. В автореферате С. В. Бычихина «Становление и развитие высшего образования Дагестана в 20-е - 70-е гг. XX века» фиксирует, что за годы гражданской войны новая власть открыла больше высших учебных заведений, чем Россия за сто лет до этого, почти в два раза, в 1919–1920 годах появились 204 вуза с 221,3 тыс. студентов. Принимались все, кому исполнилось 16 лет, без предъявления документа об образовании.

В Дагестане до революции высших учебных заведений не было. Несмотря на это, с 1850 по 1917 год в вузах России и Европы смогли получить высшее образование 17 его жителей [1].

Представители новой власти делали всё, чтобы увеличить количество образованных людей, так как их катастрофически не хватало. Открывались рабфаки, молодёжь отправляли учиться в другие города. Но была проблема - многие после окончания вузов не возвращались в родную республику. Таким образом, в 1931 году Совнарком РСФСР принял решение об открытии в Дагестане педагогического вуза. Институту были выделены специальные здания под учебный корпус и студенческие общежития, были созданы лаборатории, кабинеты, укомплектована библиотека. Первых 43 учителя для дагестанских средних школ институт выпустил в 1934 году.

Между тем, в 1935 году из 42 дагестанцев, окончивших высшие учебные заведения в Москве, на работу в республику вернулись только 15 человек.

26 октября 1931 года, по просьбе дагестанских властей, бюро Северо-Кавказского Краевого комитета ВКП(б) приняло решение об организации сельскохозяйственного и медицинского институтов в Дагестане.

В ноябре 1932 года на базе двух отделений – плодоягодного и виноградарства Горского сельскохозяйственного института и закрытого Моздокского института хлопководства в Махачкале начал свою деятельность Плодовиноградный институт с 200 студентами.

Тогда же был открыт и Дагестанский медицинский институт с целью подготовки врачей для народов Северного Кавказа и Дагестана. В 1943 году для горянок в Махачкале открывается Женский учительский институт, который готовил учителей 5-7 классов.

А 31 октября 1957 года Совет Министров СССР принял постановление об организации университета в Дагестане. Первым его ректором стал профессор А. А. Абилов. Очень скоро ДГУ стал одним из лучших в стране.

Насколько был высок уровень преподавания в нём, можно судить по рассказам окончивших его до развала Союза. Многие из них затем работали в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах.

В 60-70 гг. прошлого века в республике возникла острая необходимость в подготовке инженерных кадров. В результате 24 января 1970 г. инженерно-технический факультет ДГУ превратился в крупное научно-учебное заведение – Дагестанский государственный политехнический институт.

Сильные преподаватели, мощная научная база, отсутствие коррупции в образовании – всё это позволяло Дагестану не быть проблемной республикой с негативным имиджем.

За последние полтора десятка лет в республике многое изменилось. В принципе, эти изменения носили системный характер и были свойственны для всей Российской Федерации. Появлялись и исчезали высшие учебные заведения. Ухудшилось преподавание на всех ступенях получения образования. Исчезли профтехучилища. И лишь только в последние год-два появился стабильный интерес к ссузам, получению рабочих профессий.

В этом плане с особой болью звучат слова ректора ДГУ М. Х. Рабаданова: «Не очень хорошо мы выглядим. На самом деле мы выглядим плохо! … У нас множество филиалов с лжедоступностью высшего образования. При этом количество федеральных вузов на душу населения в два раза меньше, чем в среднем по России, и имеем один из самых худших показателей в стране» [2].

Положительное в большом количестве учебных заведений, хотя нередко и сомнительного качества, на мой взгляд, то, что молодёжь всё-таки занята, вовлечена в процесс обучения и воспитания.

Хотя в последнее время появляется надежда на улучшение ситуации. Всего пару лет назад был очень популярен ЕГЭ-туризм, когда городские школьники посреди 11-го класса отправлялись в горные районы к родственникам и переводились в местные школы, а там им помогали благополучно получить высокие баллы. Дагестанские стобалльники свободно проходили на бюджетные места в самые престижные вузы страны и благополучно вылетали из них после первой сессии. Запрещено теперь и сдавать экзамены экстернатом, который раньше можно было просто купить.

Если всего несколько лет назад почти весь класс переходил в 10-й с целью дальнейшего поступления в вуз, то сейчас многие предпочитают уйти после 9-го, чтобы продолжить учиться в техникуме или колледже, хотя и сами не верят, что со средним специальным образованием смогут найти работу в родной республике.

Хочется верить, что образование, как в Дагестане, так и в России в целом, вернёт себе утраченный авторитет и молодёжь перестанет стремиться ехать за тысячи километров от родного дома, чтобы получить достойные знания.

Литература

1. Бычихина С.В. Становление и развитие высшего образования Дагестана в 20-е - 70-е гг. XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Махачкала, 2004 203 c.

2. Шесть проблем дагестанского образования // «Черновик», №4, 30.01.2015 г.

Просмотров работы: 192