ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОСПИСЕЙ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОСПИСЕЙ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ

Косарева Е.В. 1, Поровская Г.А. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени - колоритное, яркое и самобытное искусство. В XIX веке в музеях Москвы и Петербурга были собраны богатые коллекции предметов крестьянского быта, увенчанных этой росписью. Их собирали и привозили в музеи скупщики, ведь спрос на их был велик, потому и хранились в тайне четкие адреса, где многие поколения давно занимались этим ремеслом, где еще в конце XIX - начале XX века жили и работали создатели красивых произведений искусства. Так и вошли они в музейные документы с общим адресом - Северная Двина.

Актуальность темы заключается в том, что роспись по дереву является одним из самых живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаичные времена, когда наши предки были тесно связаны с природой, почитали ее поклонялись природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет в себе отпечатанное древними силами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

Культурно-историческое происхождение северодвинских росписей

Становление и развитие самобытных форм художественной деятельности на европейской части Русского Севера тесно связано с историей этого края. В X-XIII веках край этот заселяли переселенцы из новгородских, а затем и ростово-суздальских земель. Позднее начинается волна переселения с юга, из московских земель. Потоки переселенцев-новгородцев двигались по рекам с севера, а выходцы с юга шли в различных направлениях и оседали на берегах рек и озер. Из разных мест люди несли с собой уже сложившиеся традиции, которые под влиянием новых географических, социально-политических и экономических факторов трансформировались и приобретали новые черты. Уже в XV-XVI веках в искусстве крупных торгово-ремесленных и художественных центров Севера начинают появляться местные специфические черты.

В XVII веке хозяйственный и политический подъем Русского государства, сопровождавшийся расцветом культуры и искусства, сказался и на жизни северо-русских земель. Именно в это время на основе экономических предпосылок начинают складываться на территориях Русского Севера историко-культурные регионы. Во второй половине XVIII-начале XIX веков развиваются локальные ремесленно-художественные центры, в которых занятие тем или иным видом подсобной деятельности становится общим не только для крестьян одной деревни, но иногда и для целой группы деревень. Крестьянские мастера продолжают в своем творчестве художественные традиции, унаследованные от мастеров предыдущего периода.

В историко-культурном отношении территории вдоль реки Северной Двины имеют заметные различия в культуре исследуемых мест. Эти различия обусловлены историческим, этническим и даже климатическим факторами. Здесь исследователями были выявлены и конкретизированы такие центры - Пермогорье, Верхняя Уфтюга, Ракулка и Борок (с близкими к росписям географически и стилистически Нижней Тоймой и Пучугом). Основным материалом изучения исследователей были предметы обихода, подвижная мебель, и, главным образом, прялки, но порой упоминаются росписи фасадов и интерьеров жилища. Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Многие приемы и мотивы книжной миниатюры народные мастера перенесли в роспись. Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Процессы эти в полной мере относились и к крестьянской росписи по дереву. Постепенно в каждом из этих центров росписи получали свое самостоятельное выражение, собственную специфику приемов письма, ритмического строя композиций, колористики и трактовки мотивов.

Разновидности росписей северной Двины и их художественные особенностиПермогорская роспись. Самые ранние изделия с пермогорской росписью, дошедшие до наших дней, датируются XVIII - началом XIX века. Многие из этих предметов и форме, и в характере росписи сохранили традиции искусства предыдущих веков.

Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибких побегах нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острым кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Крин, т.е. лилия, - устойчивый рисунок-знак, распускающийся росток, символизирует начало жизни. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались еще разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. Бытовые сцены Пермогорья – своеобразные продолжения той линии народного искусства, которые в XVII веке ярко проявились в монументальной живописи, в иконописи и в миниатюре Древней Руси. Это изображение сева жатвы, сенокоса, житийные клейма икон. Манера передачи человеческих фигур, животных, растений, без детализации форм. Для народных мастеров Пермогорья характерны приемы древнерусского миниатюрного письма – простота и лаконичность рисунка, красочность и повествовательность. В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный - основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло, всегда мастеровито.

Борецкая роспись. Элементы борецкой росписи: веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты, древо жизни, выезд молодых или возничий в санях. Борецкая роспись очень нарядная, так как помимо традиционных для северодвинских росписей красного, зеленого и желтого цветов, добавлено еще сусальное золото. Фон обычно белый. Корни борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы, особенно в самых ранних работах. Содержание народной росписи Борка самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистые солнца. Иногда в оконцах терема изображены львы и единороги. Круг сюжетов борецкой росписи довольно широк. В основном они отражают труд и быт северных крестьян и ремесленников. Но также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветки с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками, солнечные знаки. В росписях сундуков и сундуков-подголовников конца XVII-начала XVIII веков можно встретить тюльпановидные цветы. Персонажи росписи сундуков одеты в праздничные одежды новгородских бояр XVII века. Здесь чувствуется влияние новгородской школы.

В дальнейшем птицы становились все более красочными, нарядными, ярких пестрых расцветок; хвосты их удлинились, появилось много дополнительных украшений. Они уже стали сладкоголосыми райскими птицами, что сидели на "древе жизни". Та часть лопасти прялки называлось "став с древом". Растительный узор несет глубокие тридации, которые уходят в XVII век. Напряжённый сочный по цвету, очень крупный, он полон динамики. Среди изогнутых традиционных листьев выделяется роскошный цветок тюльпана. Это царственно-прекрасный цветок на красном стебле с темными зеленоватым-синими листьями и золотыми, как корона. "Древо жизни" с птицами было одним из излюбленных сюжетов русского народного искусства. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. Дерево как символ жизни изображалось всегда с корнями и называлось "древом жизни". Роспись сверкала белизной фона, на котором ярко горел красный ведущий цвет растительного узора.

Ракульская роспись. Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен, в основном, декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто-охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный, черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто-желтым. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки. Основой росписи был растительный орнамент, состоявший из декоративных листьев. Элементы узора объединялись в пучки, веточки, кустики, гирлянды. Птицы, выполненные черным контуром, заливались черной краской, а иногда расцвечивались красными и зелеными цветами. Отличается самобытностью, особенной цветовой гаммой. В росписях главную роль играли золотисто-охристый и черный цвета, им сопутствовали голубой, зеленый и коричнево-красный. Черным цветом исполнялись не только контуры, но и многие детали, а также "усики", завитки, прожилки. Древо Жизни изображается изогнутым с определенным ритмом. Листья крупные, окрашенные в разные цвета. Птицы выполняются в основном черной краской, легким контуром, со штрихами перьев. "Движение" узора достигается за счёт чёрных прожилок, усиков и спиралевидных завитков. Иногда по всему орнаменту "рассыпаются" белые полукружья.

Пучужская роспись. Одна из многих видов росписей, встречающихся на берегах реки Северная Двина. В отличие от борецких возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужской росписи имеет свой вариант - более тонкую, загнутуюк стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круглую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет.

Мезенская роспись. На примере мезенской росписи хорошо видно, как в народном искусстве всегда уживается старое и современное, как на образы далекой древности наслаиваются новые образы и представления. Рядом с конями и оленями, изображения которых впервые были обнаружены на скалах Заонежья во второй половине XIX в., на мезенских памятниках появляются изображения современных мастеру кораблей и людей.

По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с народным красочным орнаментом пермогорской или борецкой росписи. Предельная скупость изобразительных средств, архаичность, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех известных в народном искусстве. По мнению знатока крестьянского искусства А. Бакушинского мезенские росписи «отражают круг очень ранних земледельческих представлений. Они-пережитки первобытно-родового уклада жизни. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка росписи свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. На сегодняшний день нет единого мнения по поводу истоков мезенской росписи.

Художественное не многословие и цветовая сдержанность мезенской росписи, зрелая композиция говорят о большом художественной вкусе народных мастеров. Не случайны и зооморфные образы в древних узорах-олень, конь, водоплавающие птицы-связанные с аграрно-скотоводческим культом, с антропоморфными солярными образами и несущие солярную тематику. Геометрические знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагрузку. Здесь можно, по сути дела, увидеть изображения семян, плодов, шишек, заключенных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаменту разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры- это символы огня, солнечного божества, языческие очистительные и охранительные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показывают их причастность к небу. Городчатая, зубчатая или более плавная волнистая линия в древних орнаментальных композициях нередко являлась графическим символом воды. Иногда эта линия проходит под чертой, представляющей землю, почву, на которой растут кусты, трава, располагаются птицы и животные.

Заключение

Художественной обработке дерева принадлежит исключительное место в истории русского крестьянского творчества. Росписи Русского Севера являются уникальным явлением в русской культуры на протяжении нескольких столетий и в наше время. И на сегодняшний момент русский север до конца не изучен и существует множество гипотез, причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, этому существует множество причин. Но все же можно утверждать, что именно в северодвинских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям Двины мы можем прочувствовать и увидеть истинное - народное русское искусство.

В настоящее время интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает в связи с ростом интереса к народной культуре и появлением духа патриотизма у современной молодежи. Открываются все новые и новые школы художественного мастерства, где любой желающий может обучиться искусству росписи по дереву. Работы наших мастеров по художественной росписи по дереву в настоящее время широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами по всему миру.

Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость, заставляют восхищаться талантом творцов этих изделий и рассказывают о духовной красоте русского человека. Исторически сложившиеся народные промыслы русского Севера сегодня вызывают огромный интерес современных талантливых мастеров, осуществляя через народное искусство связь времен и поколений.

Список литературы

1. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. - М., 1986.

2. Баталова, И. К. Роспись по дереву/ И.К. Баталова - М., 2007.

3. Круглова, О.В. Народная роспись Северной Двины/ О.В.Круглова. - М., 1993.

4. Щуров, Г. С. Очерки истории культуры Русского Севера/ Г.С Щуров. - А.,2004.

5. Народные промыслы России. Художественная обработка дерева: резьба и роспись: учеб.- метод пособие/сост. Г.А. Поровская; Новгород. универ. Им. Ярослава Мудрого. –Великий Новгород, 2007. – 32 с.

Просмотров работы: 612