Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетенции, а как результат способности к иноязычному общению, позволяющему вступать в равноправный диалог с представителями других культур. Благодаря использованию интерактивного подхода к обучению иностранному языку, оптимизируется процесс овладения навыками базового школьного иноязычного общения.
Нами была предпринята попытка изучить возможность организации обучения иностранному языку в средней школе в интерактивном режиме. Мы рассмотрели понятия «интерактивное обучение» и «интерактивный метод обучения», проанализировали методы интерактивного обучения, а также провели сравнительный анализ учебно-методических комплексов, (УМК «English 4» авторов В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др., и УМК «Spotlight-4» авторов Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс), которые используются в большинстве школ города Шуи, на предмет наличия в них заданий в рамках интерактивных методов обучения.
Вслед за Вербицким А.А. мы рассматриваем интерактивное обучение как «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося». [5]
Интерактивные методы - это методы, которые предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик превращается в субъект взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. [6]
Очень важна роль учителя в образовательном процессе. В традиционном обучении педагог выступает в роли лектора-эксперта, который излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы учеников и т.п. При интерактивном обучении педагог является консультантом-фасилитатором. Слово «facilis» берет свое начало от латинского языка и обозначает «помощь». Термин «фасилитатор» был введен американским психологом К.Роджерсом, и он обозначает учителя, который обеспечивает успешную групповую коммуникацию. Учитель обращается к личному опыту учащихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору данных и т.д. Задача консультанта-фасилитатора – поддерживать процесс получения нового опыта, «вооружить» учащихся инструментами для успешной работы. [2]
Интерактивное обучение на уроках иностранного языка невозможно без общения. Оно повышает точность восприятия, увеличивает результативность работы памяти, развивает такие свойства личности, как устойчивость внимания и умение его распределять, наблюдательность, воображение, а также способность анализировать деятельность партнера.
Самым первым этапом в организации групповой интерактивной работы является выбор соответствующего задания.
Проанализировав англоязычную литературу (методические работы Патриции Кросс, Томаса Анджело, Артура ВанГанди и Виеры Боумовой), мы выбрали наиболее интересные, на наш взгляд интерактивные методы, которые используются в практике преподавания, как в российских школах, так и за рубежом. [1,3,4]
Games (Игры)
Как известно, игра является основным видом деятельности для учащихся начальных классов, но она также может быть интересна для учащихся среднего и старшего звена.
Примером игры в 3-4 классах может быть “Two truth and a lie” («Две правды и одна ложь»). Учитель подходит к каждому ученику и просит назвать два правдивых факта о себе и одну ложь, а остальные ученики должны найти лживое утверждение. Эту игру можно связать с такими темами урока, как “Hobby”, “Food”, “Animals” («Увлечения», «Еда» «Животные»).
Role plays (Ролевые игры)
Ролевые игры предполагают, что у каждого ученика будет своя определенная роль, а также у них есть цель, которую они должны достичь. Например, для ролевой игры в парах при изучении темы “Choosing a profession” («Выбор профессии») в 9 классе роли могут быть следующими: ученик А – работник, ученик Б – работодатель. Задачей ученика Б является устроить интервью (при приеме на работу) для ученика А.
Theatre performance (Театральная постановка)
Театральная постановка – одна из форм ролевой игры. Она предполагает предысторию, сюжетную линию и сценарий. Иногда ученики в малых группах могут подготовить свою собственную постановку, написав сценарий и разыграв его по ролям. Например, пьеса “Little Red Riding Hood”, («Красная шапочка») поставленная в рамках недели английского языка в 3 классе.
Projects (Проекты)
Для всех учеников может быть очень полезен так называемый практический подход к языку, когда они в малых группах работают над проектом. Например, когда на уроке в 11 классе изучают тему “Ecological problems” («Экологические проблемы»), ученики могут быть разделены на небольшие группы, каждая из которых ответственна за определенный аспект общего проекта. Группа А создает стенгазету на эту тему, группа Б – анкеты для всей школы на знание мировой экологической ситуации, группа В разрабатывает сценарий для представления этой темы и т.д. Погружение учеников в такие проекты и использование языка с определенной целью очень полезно для его изучения.
Brainstorming (Мозговой штурм)
Мозговой штурм – техника, цель которой активизировать мыслительный процесс. Brainstorming может быть полезен при подготовке школьников к чтению, обсуждению какой-либо проблемы или написанию эссе. Предположим, что на уроке в 9 классе мы обсуждаем тему “Transport of the future” («Транспорт будущего»), тогда перед чтением текста на эту тему можно предложить ученикам выдвинуть свои идеи на этот счет. Мозговой штурм не предполагает дискуссии, учащиеся просто выражают свои мысли и активизируют уже известную лексику, а также это мотивирует их на прочтение текста.
Information gap (Бинго)
Запрашиваемая информация может варьироваться от очень простой до сложной. Например, при изучении темы “Months”(«Месяцы») в 3 классе дети могут задавать друг другу вопрос “When were you born?” («Когда ты родился?») и узнавать, в каком месяце родились их одноклассники. Все данные заносятся в таблицу. Ребенок, который первым заполнил таблицу, должен сказать «Бинго!». В случае если он не допустил ошибок при выполнении задания, он считается победителем.
Jigsaw («Ажурная пила»)
Jigsaw – особый вид information gap, в котором каждому учащемуся дана какая-то часть информации, и целью является дополнить ее. Например, в 9 классе при изучении темы “Choosing a profession” («Выбор профессии») каждому из учеников можно выдать часть (несколько предложений) от заявления на устройство на работу, но у всех написана только одна часть информации, у каждого своя. И учащиеся должны, задавая вопросы, заполнить это заявление полностью.
Таким образом, анализ литературы по теме доказывает, что интерактивные методы разнообразны, и каждый учитель может подобрать что-то подходящее для урока, исходя из его темы, цели и задач. Более того, эти методы будут также интересны и для самих детей, а также способны пробудить у них интерес к изучению иностранного языка.
В нашей работе мы также проанализировали современные учебно-методические комплексы на предмет наличия них заданий в рамках интерактивных методов обучения. Для анализа мы выбрали УМК «English 4» авторов В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др., (издательства «Просвещение»).[7] Второй УМК - «Spotlight-4» авторов Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс (издательства «Просвещение» и «Express Publishing»).[8]
На основе анализа двух учебно-методических комплексов, мы сделали вывод о том, что оба автора использовали различные интерактивные методы, такие как проекты и диалоги в форме интервью. Н.И. Быкова добавила к двум вышеперечисленным методам еще игры и метод “jigsaw”, где детям нужно расставить реплики диалога в правильном порядке. Стоит отметить, что в приложении для интерактивной доски в конце каждого модуля есть настольная игра, в которую дети могут играть в группах. Более того, на основе отзывов учителей в социальных сетях, можно сделать вывод, что УМК “Spotlight” хотя и является достаточно новым, но уже набирает популярность среди учителей, детей и родителей. С нашей точки зрения, интерактивные методы, используемые авторами в этом УМК, интереснее и разнообразнее.
Интерактивные методы развивают коммуникативные умения и навыки учеников, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих одноклассников, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем. В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка.
Список использованной литературы:
Angelo, Thomas/K. Patricia Cross, Classroom Assessment Techniques. 2nd Edition. Jossey-Bass: San Francisco, 2003
C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 2005
VanGundy, Arthur. 101 Activities for Teaching Creativity and Problem Solving. Pfeiffer: San Francisco, 2005
Viera Boumova, Traditional vs. Modern Teaching Methods:Advantages and Disadvantages of Each, Masaryk University, 2008
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. - М.: Велби, 2007,
Григальчик Е.К., Губаревич Д.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. - Мн: Современное слово, 2003
УМК “English-4” / В.П. Кузовлев, Э.Ш.Перегудова. Режим доступа: http://old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25809 [дата обращения: 25.02.2018 г.]
УМК “Spotlight 4”/Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=27912 [дата обращения: 25.02.2018 г.]