Актуальность: Проблема самопознания в спорте актуальна, но не достаточна развита в сфере физической культуры. В Учебных заведениях самодиагностика не проводится, в связи, с чем нарушается учебный и тренировочные процессы. Изучением самопознания и самодиагностики в сфере физической культуры занимаются учёные, философы, психологи (Маралов В. Г; Ямалетдинова Г. А; Орлов Ю. М; Готовцев П. И; Дубровский В. Л; Синяков А. Ф; Бердяев Н. А.) [1,2,3,4,5,6,7]. Необходимо проанализировать и структурировать материал по данной проблеме.
Цель работы: Выявить сущность самопознания и самодиагностики в физической культуре.
Задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по теме самопознания и самодиагностики;
Раскрыть сущность самопознания и самодиагностики;
Самопознание процесс довольно сложный. Трудность вызвана многими причинами:
1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию;
2) должен накопиться материал для познания;
3) узнав о себе нечто новое, он становится иным.
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы.
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
Самонаблюдение; Самоанализ; Сравнение себя с некоторой «меркой»; Моделирование собственной личности; Самопознание путем познания других людей.
Диагностика включает в себя теорию и методы определения физического состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза. Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.
Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем:
• Центральной нервной системы;
• Вегетативной нервной системы;
• Сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
• Нервно-мышечного аппарата;
• Внутренней среды;
• Физического развития;
• Соматической и биологической зрелости;
• Психофизиологического состояния.
Проанализировав научно-методическую литературу, было выявлено что: Знания – это итог познавательной деятельности личности. Мишенью постижения считается приобретение настоящего познания о реальности. Важной особенностью постижения познания для человека является он сам. Самопознание открывает путь к самореализации – проявлению своего «Я» в деятельности.
Беляева Н.Л. Работа социального педагога с различными типами семей: учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и психологии / Н.Л. Беляева. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013. 85 c.
Готовцев П.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. / П. И. Готовцев, В. Л. Дубровский. М.: Физкультура и спорт, 1984. С.247.
3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. / В. Г. Маралов. – М.: Академия, 2004. С. 258.
4. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. / Ю. М. Орлов. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
5.Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Физкультура и спорт, 1987. С. 96.
6. Ямалетдинова Г.А. система самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры (автореферат) Москва – 2009, 41 с.
7. Ямалетдинова, Г. А. Педагогика физической культуры и спорта : курс лекций : [учеб. пособие] / Г. А. Ямалетдинова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014 — 244 с.