Проектно-исследовательским формам работы большое значение придаётся в решении задач развития универсальных учебных действий, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимся.
Профессор В.В. Гузеев утверждал, что проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия [2].
В терминологии Джана Дьюи суть метода проекта заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления [3].
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям двадцать первого века.
Актуальность применения метода проектов, прежде всего в том, что при его использовании решаются следующие задачи:
- развитие исследовательских и творческих способностей учащихся;
- развитие познавательного интереса;
- формирование основных компонентов учебной деятельности (постановка цели, планирование; интерпретация результатов);
- формируют способность ориентироваться в информационном пространстве;
- развивают коммуникативные умения.
В условиях ФГОС решение приведенных задач ставиться на первое место. Метод проектов определяется многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Цель работы заключается в разработке методики использования метода проектов в обучении математике в условиях реализации ФГОС.
Рассмотрим, как проектная деятельность способствует формированию УУД.
Таблица 1
Модель организации проектной деятельности
№ |
Этапы проектной деятельности |
Действия учащихся |
Формируемые УУД |
1 |
Постановка проблемы, которая требует решения |
Постановка проблем Выдвижение гипотезы Обсуждение путей решения проблемы Планирование деятельности по реализации проекта |
Личностные Регулятивные |
2 |
Выполнение работы |
Сбор информации Структурирование информации Изготовление продукта Оформление продукта |
Познавательные общеучебные Познавательные логические |
3 |
Презентация проекта |
Выбор формы презентации Подготовка презентации Презентация проекта Самооценка и самоанализ |
Коммуникативные |
Так, овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей [1].
В период практики было проведено анкетирование учителей и учащихся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Заречной средней общеобразовательной школы для исследования организации проектной деятельности.
В ходе анкетирования предполагалось выявить изменения отношения школьников к методу проектов в зависимости от класса и отношение учителей к проектной деятельности.
На основе проведенного исследования по выявлению отношения школьников к проектной деятельности были сделаны следующие выводы:
учащиеся основной школы активно принимают участие в проектной деятельности (более 50% опрошенных в каждом из классов).
школьники считают, что обучение методом проектов очень влияет на уровень их умственного развития (более 50% с 5 по 10 класс).
с возрастом участие в проекте все больше зависит от предмета, учителя или команды.
недостатки, личные цели, формы, наиболее интересные составляющие проектов в каждом классе определяются абсолютно в разной степени.
Результаты анкетирования «Отношение учителей к проектной деятельности». В анкетировании приняли участие 10 учителей-предметников. На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
метод проектов считается современной педагогической технологией
учителя активно используют метод проектов на уроках
частоту выполнения проектов учителя выбирают индивидуально
с помощью метода проектов достигаются наилучшие результаты
при использовании метода проектов увеличивается активность, усиливается самостоятельность учащихся
педагоги ждут улучшения результата своей работы, используя, метод проектов.
Опыт работы учителей позволяет утверждать, что метод проектов предоставляет уникальную возможность в формировании у школьников интереса к математике, способствует развитию каждого школьника, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы, накопившиеся в методике обучения математике.
Применение проектной деятельности в обучении математике является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. В рамках ФГОС цель проектно-исследовательской деятельности заключается в формировании универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности учащихся. Многообразие форм метода проектов деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД
Список используемой литературы
Бижова Т. В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 102-104.)
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ, Сфера, 2006. — 64 с.