ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА БАЗЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА БАЗЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Терновая С.И. 1
1ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. Гегель определял понятие личности как социальную характеристику человека, то есть осознание себя, внешнего мира и места в нем.

Не развитая система досуга молодежи в свою очередь может привести к определенным негативным социальным процессам, в связи с неполной занятостью свободного времени подростка, не достаточной организацией досуга, и неопределенностью личностных интересов и приоритетов. Такими негативными проявлениями могут стать неформальные объединения, причинами появления которых являются желание утвердиться, привлечь к себе внимание. Последствиями развития таких негативных неформальных процессов могут быть такие проявления личности как вызов обществу, протест, вызов собственной семье, отсутствие цели в жизни. Исходя из этого, можно сказать, что участие и вовлеченность в объединения культурного характера, являются профилактикой и лечением таких социальных проблем, связанных с развитием и становлением личности молодого человека.

Социально-культурными объединениями считаются социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. Такие объединения включают в себя: клубы, дома культуры, молодёжно-досуговые центры, учреждения дошкольного образования, кружки по интересам, самодеятельные объединения.

Формирование личности — сложный процесс, находящийся под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Ученые утверждают, что в качестве основного фактора в процессе формирования личности выступает социальное влияние в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи). Практически все компоненты данного комплекса реализуются на базе социокультурных объединений.

Культурно-творческие организации, посредством приобщения молодежи к искусству, ремеслу или знаниям способствуют становлению индивидуализации личности, когда, с одной стороны, он усваивает и изучает определенные дисциплины приобщаясь к нормам и требованиям в той или иной отрасли, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и социальной сферы.

Примером таких социально-культурных объединений является Нижнелубянский сельский клуб, который находится и успешно функционирует в Волоконовском районе Белгородской области.

В Нижнелубянском сельском клубе работают пятнадцать клубных формирований. Среди них: «Фанаты», «Меткий удар» - клуб бильярдистов, «Умелые ручки» - клуб прикладного творчества, «Актеры» - театр миниатюр, «Белая ладья», «Шахматёнок» - шахматный клуб, «Музыкальная Карамель», «Солнечные Лучики», «Волшебный клубок»- клуб по интересам, «Девицы умелицы», «Мастерицы». Также на базе Нижнелубянского сельского клуба создано три танцевальных коллектива: «Очарование», где задействованы самые маленькие жители села, «Задоринка», ребята которого радуют своими работами в парах и «Славяночка» с озорными девчонками и их народными танцами.

В танцевальных коллективах занимаются 30 человек. Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа. Дети изучают основы народного танца, классического танца, композицию и постановку танца. Занятия танцевального коллектива строятся таким образом, чтобы раскрыть творческие способности в каждом учащемся. Применяется индивидуальный подход. Занятия проводятся в благоприятной, дружеской обстановке, которая способствует развитию творческого потенциала участников. Для работы применяется методический материал, принципы художественной педагогики, используются специализированные программы для обучения, используются наглядные пособия (видео-материалы).

Танцевальные коллективы принимают активное участие в межрегиональных фестивалях района «Я – русский крестьянин», на праздновании дня села, посёлка, фестивалях, во всех концертных программах, проводятся встречи, выставки, игры, выездные мероприятия на озеро «Боркова», дни села, дискотеки.

Целевая направленность: приобщение к концертной деятельности, развитие мотивации и личностной успешности, внимания и выносливости, самостоятельности и творческой активности, навыков коллективного взаимодействия, воспитание культуры поведения на сцене и во время репетиций.

Такая активная позиция молодежи говорит о формировании творческого начала, закладки прочного фундамента, который способствует становлению и реализации личности в обществе.

Социально-культурные объединения дают не только профессиональную организацию досуга молодежи, но и непосредственное общения с окружающими людьми, способствующая тому творческая атмосфера, интегрирует в единое целое участников культурного процесса, воспитывая в подростках морально-нравственные качества, необходимые для успешной социализации в обществе, иногда выявляя лидерские качества.

Таким образом, в современных социально-культурных условиях следует проблемы подрастающего поколения остаются актуальными, и острота этих проблем во многом обусловлена конфликтными и негативными общественными тенденциями. Становление, развитие и совершенствование личности представителей молодого поколения прямо пропорционально разностороннему воздействию на нее культурными и творческими ресурсами, которыми обладают общественные социально-культурные организации. Участие в объединениях культуротворческой направленности формирует чувство нужности, вовлеченности в деятельность, воспитывает активную жизненную позицию, воздействуя на развитие ценностных ориентаций личности в целом.

Особое внимание в деятельности сельского учреждения культуры уделяется занятиям танцами. Хореографическое искусство способствует развитию мотивации у человека к познанию и творчеству, профессионально ориентирует, дает возможность для творческого самоопределения обучающихся, их адаптации к жизни в современном обществе.

Занятия хореографией развивают фантазию, выразительность и образную память учащихся, учат естественному и гармоничному общению в дуэте на основе взаимного уважения друг к другу. Участник творческого коллектива более дисциплинированный, организованный, умеет ценить свое собственное временя, что влияет на успехи в обучении. Особенно актуальны задачи формирования хореографических навыков, которые приводят к гармоничному развитию учащегося.

Реализуя поставленные задачи, развитие творческой активности, хореографических навыков и формирование интереса к танцу, мы основываемся на замысле наиболее полной самореализации творческих и физических возможностей учащихся и максимальному их приближению к достижению результата. Особенность подхода заключается в том, что мы делаем акцент на развитие хореографических навыков за счет использования в учебной деятельности творческой активности.

Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

И.Ф. Исаев называет педагогическое творчество самым сложным и ответственным из всех других видов творчества «в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» специалиста». Исследователями отмечается, что нужно «идти к ребенку не от самого себя, а от его личности и его потребностей; не работать, опираясь на приобретения знаний, методов, приемов, норм, а искать нестандартные подходы, способствующие возникновению новообразований в самой личности, выходя за приделы собственного опыта».

Творческая активность, от которой зависит готовность личности к творческой деятельности, является высшим уровнем результата развития личности, где учащийся сам распределяет цель и наиболее продуктивные средства её решения, поэтому творческую активность необходимо целенаправленно развивать.

Список литературы:

1. Арсентьев, Е.А. Молодежные организации современной России // Преподавание истории в школе. 2005. 1724с.

2. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М. : МГУКИ, 2004. 539 с.

3. Фролов, С.С. Социология. М. : Гардарики, 2002. 344 с.

Просмотров работы: 85