Хочется отметить, что традиционно мотивационная сфера выделяется как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности. На протяжении всего периода трудовой деятельности структура личностных характеристик педагога подвержена изменениям. Характер динамики изменений и их эффективность обусловлены, с одной стороны, индивидуальными особенностями педагогического работника, а с другой подвержены влиянию тех условий, которые могут оказать реальное воздействие на формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [1].
Различные аспекты деятельности педагога, в том числе и мотивация обсуждаются в настоящее время достаточно широко.
Проблемы мотивации и мотивов широко и многоаспектно освещаются в трудах отечественных и зарубежных психологов Е.П.Ильин,А.Маслоу, А.К. Марковой, Л.М. Митиной. Ю.П. Поваренкова, А.А. Реан раскрываются концепции психологии педагога, в том числе и мотивы педагогической деятельности.
Однако мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и по сей день.
Роббинз Стивен, определяет понятие мотивация «…как готовностью (желанием) человека выполнять какую - либо определенную работу, обусловленную тем, что это удовлетворяет определенную его потребность[4,С.75].
Мотивация выступает как “….динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость” [1,С.45].
Таким образом, мы определяем, что именно мотивация способна повлиять на личность педагога, на его возможности и желания развиваться, совершенствоваться, достигать поставленные цели, на его стремление принимать участие в новых видах детского познания, либо расти и повышать свой уровень квалификации.
Мотивация всегда будет сопряжена с факторами, побуждающими деятельность педагога ДОО – мотивами, то ради чего педагогические работниками будут осуществлять свою деятельность (стремиться повысить квалификационную категорию, получать высокую зарплату, получить уважение среди коллег и т.д.).
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако, мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (т.е. влияние коллег, специфика педагогической деятельности и ситуации).
Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководителя ДОО, установки коллег, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива (или совокупности мотивов) и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).
Однако мотивационный процесс включает в себя еще готовность самого педагога к той или иной деятельности. Готовность (внутреннее свойство личности) определяется как высокий уровень развития мотивационных, познавательных и волевых процессов, который обеспечивает успех предстоящей деятельности; это адекватная установка, мотивация и мобилизация психологических ресурсов для предстоящей деятельности [2,С.85].
В.А. Сластенин, Л.С., Подымова отмечают, что деятельность педагогов напрямую зависит от доминирования (преобладания) мотивов внешних или внутренних.
1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением за деятельность, выполняемую педагогом. К таким стимулам относятся присвоение квалификационной категории, материальное вознаграждение, удовлетворительные условия труда и режим работы, ослабление требований и контроля со сторону руководителя.
2. Внешнее самоутверждение педагогов (положительная оценка окружающих и коллег) – мотив престижа. В данном случае деятельность, которую будет осуществлять педагог ДОО будет направлена только на положительный общественный резонанс, одобрение в сторону педагога.
3. Профессиональный мотив (специфичный данной категории людей) выступает, как желание педагогов заниматься воспитанием и обучением детей. Профессионально мотивированные педагоги более настойчивы и последовательны в своей деятельности. Профессиональные мотивы так же связаны с высоким уровнем креативности, а значит с новым поиском и применением нетрадиционных образовательных подходов и технологий.
Отсутствие мотивации у педагогов к своей профессиональной деятельности свидетельствует о неготовности к аттестации. Материальный мотив и мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к аттестационным процедурам. Высокому уровню готовности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Саморазвитие личности – природосообразная основа педагогической профессиональной деятельности. Процессы самоуправления, самовоспитания, самообразования на этапе формирования успешной профессиональной деятельности объединяются в одном понятии – саморазвитие личности педагога [2,С.86]. Важным инструментом для успешного прохождения аттестации является умение педагогического работника провести самооценку своей профессиональной деятельности.
Можно сделать вывод о том, что под мотивационной готовностью педагогических работников ДОО понимается - совокупность внутренних мотивов, профессиональных (педагогических) мотивов адекватных процедуре аттестации и обеспечивающих успешность ее освоения и осуществления.
Таким образом, можно определим, что мотивационная готовность педагогов ДОО к прохождению аттестации будет включать в себя такие компоненты как: мотивационный, личностный, когнитивный, технологическую и рефлексивную готовность.
Каждый компонент определен набором составляющих:
Мотивационный компонент отражает уровень внутренней готовности педагога к аттестации.
Когнитивный компонент готовности - совокупностью различных знаний педагогического работника.
Технологический компонент – совокупность умений, репрезентирующих опыт реализации способов и теоретического осуществления педагогической деятельности, готовность педагога к реализации профессиональных функций.
Рефлексивный компонент - умение анализировать, оценивать и корректировать собственную деятельность.
Суммируя вышесказанное, отметим, что мотивационная готовность педагога представляет собой интегративное психологическое образование, включающее в себя в качестве компонентов совокупность положительных внутренних и внешних, профессиональных мотивов (мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием.
Поэтому модель формировании мотивационной готовности педагогов к такой процедуре как аттестация должна основывается на системном, субъектно - деятельностном, компетентностном подходах, что позволит развивать все вышеперечисленные мотивы.
Список литературы:
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2015. - 512 c.
Ломоносова, И.А. Психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной образовательной организации к аттестации [Текст] / И.А. Ломоносова // материалы XII Международной научно-практической конференции Проблемы и перспективы современной науки – Ставрополь: Логос, 2016. – С. 84–88.
Проблемы дошкольного образования на современном этапе [Текст] : сб. науч. статей. Выпуск 10; часть 2. / под ред. О.В. Дыбиной [ и др. ]. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. – 402 с.
Роббинз Стивен П. Основы организационного поведения [Текст]/ Роббинз Стивен П.– М.: Изд. Дом «Вильямс», 2006.-448 с.