Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Целью технологии критического мышления является обучение детей работать с текстом, в котором информация понимается, осмысливается, соотносится с собственным опытом учащихся, в результате чего формируется собственное аналитическое суждение.
В основу данной технологии положен базовый цикл, состоящий из трех стадий: стадия вызова, стадия осмысления содержания, стадия рефлексии. Такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что уже известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, а потом подумать, для чего нужны новые знания и как их можно применить.
Первая стадия – «вызов», во время которой учитель вызывает у учеников уже имеющиеся знания по данной теме, побуждает их к активной мыслительной деятельности, а также уточняет и корректирует цели урока. У учащихся пробуждается интерес к теме и они задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Итак, в процессе реализации стадии вызова важно:
1) учащиеся должные высказывать собственную точку зрения по поводу изучаемого материала, без боязни ошибиться и быть поправленными;
2) учителю необходимо фиксировать все высказывания учащихся: любое из них будет важным для дальнейшей работы;
3) необходимо сочетать индивидуальную и групповую работу. В ходе индивидуальной работы каждый ученик обобщит свои знания и опыт. Групповая работа позволит учащимся изложить свою точку зрения и услышать мнения других.
Вторая стадия – «осмысление содержания», в ходе которой происходит осмысленная работа ученика с текстом, причем под «текстом» понимается и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. Работа на данном этапе может быть организована в виде рассказа учителя, лекции, индивидуального, парного или группового чтения или просмотра видеоматериала. Учителю важно сохранить активность и интерес учащихся к изучаемой теме.
Итак, на стадии осмысления содержания учащиеся:
1) знакомятся с новой информацией;
2) сопоставляют информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
3) концентрируются на поиске ответов на возникшие ранее вопросы;
4) обращают внимание на неясности, ставят новые вопросы;
5) анализируют и обсуждают услышанное или прочитанное.
Третья стадия – «рефлексия» – размышление. На этом этапе у учащихся закрепляются новые знания, пересматриваются первоначальные представления, включаются в них новые понятия. Ученики формируют личностное отношение к тексту и фиксируют его либо с помощью собственного текста, либо высказывая свое мнение, участвуя в дискуссии.
Главной задачей учителя на данном этапе является вернуть учащихся к первоначальным их предположениям, организовать работу по изучению и дополнению пройденного, а также дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.
Учебные занятия по технологии развития критического мышления отличаются от уроков традиционного обучения высокой активностью учащихся, они много рассуждают, свободно делятся своими мнениями с окружающими, обсуждают прочитанное и услышанное. Роль учителя в основном координирующая.
Технология развития критического мышления формирует у учащихся самостоятельность в обучении. Таким образом, самостоятельно добытые знания способствуют самореализации учащихся и самоутверждению, что является важным фактором в становлении интереса к обучению.
Список литературы:
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.
Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968.