НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Тулебаева З.А. 1
1Тюменский Индустриальный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Такой предмет, как инженерная графика считается непростым предметом для изучения не только для студентов строительных и инженерных направлений, но и остальных.

Для успешного решения этой задачи необходимо уже в школе учить школьников видеть в окружающих предметах образующие их форму геометрические тела, учить узнавать геометрические формы в тех предметах, которые им попадаются на глаза чуть ли не ежедневно. Эта способность видеть геометрию вокруг себя есть ценнейшее свойство, которое приводит к образованию абстрактных понятий геометрических фигур, таких как прямоугольник, окружность, призма, цилиндр и т.д.

Основная цель изучения научить воспринимать форму предмета, а также развивать пространственное мышление, развивать творческие способности, формировать геометрические представления [2].

Выпускник школы должен быть готов к восприятию начертательной геометрии, но все равно считаю, что на стартовом этапе обучения начертательной геометрии необходимо проводить следующие работы по: обобщению и «выравниванию» знаний о геометрических телах и фигурах; обучению анализу геометрической формы объекта как основы понимания его конструкции и умения читать чертежи.

Студент первокурсник, приступающий к систематическому изучению начертательной геометрии, нуждается в развитии его пространственных представлений, пространственного воображения, и особенно, пространственного мышления. Термин пространственное воображение, обозначает человеческую способность четко представлять трехмерные объекты в деталях и цветовом исполнении [3].

Всем известно, что начертательная геометрия развивает у студентов пространственное мышление, чёткую логику и создание необходимой теоретической базы для дальнейшей учёбы. Дальнейшая учеба подразумевает под собой изучение более сложной дисциплины, такой как, инженерная графика. Но, как известно из психологии восприятия, подобным видом мышления обладают всего несколько процентов студентов. У остальных оно полностью отсутствует. И поэтому студенты считают этот предмет «трудным». Зачастую, не то чтобы студенту было непонятно: «Зачем это нужно?», преподаватель задаётся вопросом: «Как?». В итоге, попытка развить пространственное мышление у всех студентов, ни к чему не приводит.

До недавнего времени начертательная геометрия применялась в решении сложных инженерно-технических задач, используя точные графические методы. Заключённая в строгие рамки математическая дисциплина, может решать сложные задачи, обходясь без пространственного представления об объекте.

Классическая математика рассматривает эту дисциплину, как моделирование трёхмерного пространства для разного рода задач, используя графический метод. Базируется начертательная геометрия на собственном методе – проецировании. В этом случае все схемы и чертежи нужно рассматривать как двухмерные эквиваленты пространственных объектов.

Как уже давно известно, что при переходе от изучения начертательной геометрии к изучению дисциплины «Инженерная графика», даже у «слабых» студентов появляются новые силы к её изучению и пониманию. Это в большей степени объясняется тем, что происходит переход от двухмерных графических изображений к трёхмерным чертежам. В этом случае абстрактное мышление очень часто заменяется практическим, более лёгким для понимания многих учащихся. Но, опять же, учащиеся, хорошо понимающие все чертежи, связанные с техническими объектами, оказываются совершенно беспомощными при начертании схем абстрактных моделей.

Исходя из этого можно уверенно сказать, что начертательная геометрия не может быть основой для изучения инженерной графики, более сложной для понимания дисциплины. Хотя, без некоторых её аспектов трудно понять всю структуру более сложного трёхмерного пространства, которое изучает инженерная графика. Кроме того, начертательная геометрия является предметом, на котором основывается дальнейшее образование будущего инженера.

Обучение инженерной графике в настоящее время начинается с изучения правил отображения объектов на плоскости по методу Монжа, начиная с простых геометрических объектов (плоскостей, призм, пирамид, цилиндров и т.д.). Затем рассматривается создание чертежей объектов, похожих на реальные детали и сборочных единиц и попутно изучаются основные типы конструкторской документации, соответствующие разным стадиям проектирования.

Метод Монжа – ортогональное проецирование элементов трехмерного пространства на две взаимно-перпендикулярные плоскости, в результате которого получается двухкартинный плоский чертеж, обладающий метрической определенностью и обратимостью.

Любой инженер должен уметь пользоваться вычислительной техникой, которая в состоянии смоделировать производственные процессы и работу технических объектов, включая эти объекты. Но, это невозможно без обращения к объектам расширенного Евклидового пространства, их свойств, правил преобразования и без соответствующего образования самого пользователя.

Основные задачи этой дисциплины (начертательная геометрия) будут:

-образование формальной модели Евклидова пространства

- систематизация подхода к решению позиционных задач

- выработка умения моделировать сложные трёхмерные объекты, системы и технические формы, сложные, в основном

Вот поэтому-то, решение подобных задач ставится во главе учебного процесса. Необходимо повысить время изучения таких программ, как построение кривых и конструирование поверхностей. Использование в профессиональной деятельности метода 3D проектирования [1,4], требует полного понимания между ортогональными чертежами с метрически определёнными «наглядными изображениями».

У современного студента необходимо повысить навыки конструирования геометрических форм по заданным свойствам. Необходимо усвоить, что нельзя решать задачу одним и тем же способом, если в одном случае объект находится на чертеже, а другом в пространстве. Потому что чертёж служит только для визуализации одного единственного вида у объекта, а находясь в пространстве, мы в состоянии разглядеть конечный результат.

В конце хочу добавить, что полное понимание, конечно же, приходит только после практических занятий на производстве или применении этих знаний непосредственно на практике. Можно только пожелать удачи студентам при изучении сложных графических задач в начертательной геометрии и инженерной графике.

Список литературы:

1. Борисенко И. Г. Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций. / И.Г. Борисенко// Вестник Иркутского ГТУ. – 2011. –№ 12, с. 355-357.

2. Джуган Т.В., Федотова Н.В. Пространственное мышление школьника и студента как фактор развития творческой личности // Современные наукоемкие технологии. –2008. – № 9 – С. 24-27

3. Русинова Л. П. Развитие пространственного мышления у студентов в начале изучения курса "Начертательная геометрия" [Текст] / Л. П. Русинова // Молодой ученый.— 2012. — №3. — С. 391-394.

4. Савельева Н.Н. Применение информационных технологий при организации процесса подготовки студентов для высокотехнологичных предприятий / Н.Н. Савельева // Информационные ресурсы в образовании: материалы Международной научно-практической конференции. – Нижневартовск, 2013. – С. 68-71

Просмотров работы: 544