К числу социокультурных проблем инвалидов по зрению в процессе адаптации относятся: социальная и экономическая незащищённость; ограниченность условий, способствующихсоциальной востребованности и продвижению; осуществление гарантий социальной занятости и права на труд, образование, культурное развитие.
Технология социокультурной адаптации включает две составляющие: «социальное» и «культурное». Рассмотрим каждое составляющее более подробно.
Категория «социальное» указывает, что технология обращена к личности человека и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений его образа жизни. «Социальное» предполагает выход инвалида по зрению на такой уровень компетентности, который позволяет им вступать в обычные контакты, предусматривает различные формы взаимодействия инвалидов по зрению между собой и с окружающей средой.
Понятие «культурное» фиксирует содержательные границы, обозначает те средства, с помощью которых инвалид по зрению проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Культурное» подразумевает освоение инвалидами культурных ценностей, норм и традиций, пользование конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства [2, с.37].
Стоит подчеркнуть, что стремление к активным формам самовыражения нацеливает инвалидов по зрению на обогащение и расширение их социальной включенности. А вот пассивные виды досуга, напротив, снижает общий жизненный тонус и способствует социальной изоляции.
В настоящее время различные виды художественного, технического и прикладного творчества являются наиболее приоритетными технологиями для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Творчество оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для саморазвития и самореализации, социальной адаптации. Приобщение инвалидов по зрению к культурной сфере жизни расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития.
Стоит обратить внимание на то, что изменения в социальной ориентации, новое представление своей роли в обществе у лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению лучше всего решаются в процессе творческой деятельности. Творчество для инвалидов является лекарством от депрессии, вселяет в него уверенность в собственных силах, приносит огромное удовлетворение. Каждый человек без исключения наделен каким-либо талантом, и очень важно помочь инвалиду раскрыть в себе творческие потенциалы.
Творческая деятельность в социокультурной адаптации играет важную роль. Это обусловлено ее двусторонностью. С одной стороны важно использование творчества специалистом социальной сферы, а с другой инвалиды по зрению сами проявляют свой творческий потенциал в процессе социокультурной адаптации.
Компетентные специалисты используют в своей работе творчество, творческий подход, как и любая деятельность. Творчество подразумевает под собой деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Труд социального работника без активного включения своего личностного потенциала, творческого видения способов и форм реализации тех или иных технологий социальной работы будет носить ремесленный, формальный характер, а поэтому будет непродуктивным.
В социокультурной адаптации социальный работник использует технологии творчества. Технологии творчества представляют собой наиболее эффективные технологии комплексной социальной работы с человеком или группой. Они не только позволяют развить творческие возможности человека, но и продуктивно влияют на предупреждение и решение многих проблем, возникающих у человека в процессе жизнедеятельности. Данные технологии формируют активную жизненную позицию и способствуют максимальному раскрытию их потенциала.
Одно из современных технологий творчества является арт-терапия. Она рассматривается как один их методов терапевтического воздействия путем художественного творчества. В широком смысле арттерапия включает изотерапию, трудотерапию, музыкотерапию, игротерапию, танцетарапия и др. Все они помогают адаптироваться инвалидам по зрению в окружающую социокультурную среду.
Арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в изобразительной деятельности человека и психотерапевтических отношений, используемых с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и адаптации лиц с различными ограничениями здоровья, эмоциональными и психическими расстройствами. Уникальность арт-терапевтичеких методов состоит в том, что арт-терапевт работает с неосознаваемым материалом. Арт-терапия эффективна при решении проблем в эмоциональной сфере, в активизации внутренних жизненных ресурсов, а также в психосоциальной работе с психосоматическими проблемами[3, с. 102].
Арт-терапия особенно важна для инвалидов по зрению, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [1].
Социокультурная работа эффективна, если творческая деятельность инвалида по зрению осуществляется в специально эстетически организованной среде, носит более длительный и поэтапный характер, ориентируется на проявление и развитие творческого потенциала, его коммуникативных и социальных связей. Творческий потенциал человека - это внутреннее условие его саморазвития и качественная характеристика состояния его способностей и готовности осуществлять социальное функционирование, констатирующая уровень развития человека.
Социокультурная адаптация инвалидов по зрению проходит в клубах по интересам, где и развиваются творческие способности. Искусство и культура являются прекрасными образовательными и адаптивными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции [4, с. 16].
Искусство способно сделать жизнь инвалидов по зрению богатой и содержательной. Специалисты привлекают инвалидов по зрению к организации мероприятий (фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеров отдыха и др.) в ходе которых происходит социокультурная адаптация.
Таким образом, формируя благоприятные условия социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, государству необходимо особое внимание уделять обеспечению доступа инвалидов к учреждениям культуры, культурно-массовым мероприятиям, занятию коллективным и индивидуальным творчеством, словом, вовлечению их в активные и пассивные формы творческой деятельности. Творческая деятельность специалиста направлена на выявление и развитие креативных способностей индивида, творческого потенциала и их развитие в различных видах деятельности, а творческая деятельность инвалидов по зрению - на проявление творческого потенциала. Здесь заключается основное различие творческой деятельности специалиста и клиента.
Список использованной литературы:
Бибикова Н.В. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14301
(дата обращения: 25.01.2017
Ломакина В. И. Социокультурная реабилитация инвалидов: методические рекомендации.М.: РИК, 2010. 144 с.,с.37
Ляшенко В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В.В. Ляшенко. – М.: Психотерапия, 2014. – 160 с
Соловьёва Н.В. Туризм и рекреация в социально-досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями. Адаптивная физическая культура / Н.В. Соловьёва. – 2007. – №1(29).С.14-16.