В последние годы учебная среда становится шире, учебная работа частично «уходит» от стандартов т.е от учебников, рабочих тетрадей в основном в внешкольную область.
В рамках информатизации образования проводятся многочисленные конкурсы, фестивали, проекты. На основе всего это для учителя открывается перспектива использования интернет- ресурсов, как средство повышения эффективности обучения в современной школе. За счет этого так же происходит обратная связь «учитель-ученик», который позволяет определить личностный подход к каждому ученику. Появления Интернета в образование стимулирует желание учиться, расширяет зону индивидуальной активности, увеличивает скорость подачи материала в рамках одного урока. Все это осуществляется с помощью электронных переписок, участие в конкурсах, создания и проведения проектов.
Использование интернет — ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает широкие возможности для творчества. Вопрос интеграции Интернета в образовании очень актуален в наши дни. Интернет-ресурсы стали неотъемлемой частью современной системы образования. Преподаватели уже не сомневаются в пользе публикаций учебных материалов в Глобальной сети. Интернет — это источник дополнительной и актуальной информации, Благодаря её использованию, процесс обучения возможно сделать более эффективным и интересным для школьника. Что касается, организации самостоятельной работы учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта.
Применение Интернет-ресурсов на уроках необходимо, учитывая с какой скоростью, развиваются информационные технологии. Мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся.[6]
Интерне́т – это всемирная система объеденных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Упоминается как Глобальная сеть, Всемирная сеть или просто Сеть. Сейчас Интернет набирает обороты с огромной скоростью Почти в каждом доме, у каждой семьи есть Интернет и не только на компьютере, но и на телефоне. Интернет стал частью жизни современного человека. Он не может существовать без Интернет-ресурсов или сайтов.
Интернет-ресурс (синонимы «веб-ресурс, веб-сайт, веб-сервис, сайт») – это совокупность интегрированных средств технического и программно-аппаратного характера, а также информации, предназначенной для публикации во Всемирной паутине. Интернет внедряется в нашу жизнь все глубже и глубже. Сейчас уже нет людей, которые не пользуются Всемирной паутиной. Конечно Интернет проник и в образовательный процесс. Сейчас в каждой школе есть Интернет, интерактивные доски. Почти каждый учитель использует Интернет-ресурсы в образовательном процессе. [5]
Было проведено исследование. С целью выявления трудностей при использовании Интернета в процессе образовательном процессе.
Объем выборки составил 10 педагогов. Учителям бы предоставлен опросник:
Опросник включал в себя 5 вопросов (автор, Завьялова Полина Андреевна).
Цель: выявить использование Интернет-ресурсов среди педагогов.
Опросник:
Используете ли Вы использование Интернет-ресурсов для подготовки к урокам?
Бывают ли у Вас проблемы при использовании Интернет-ресурсов? Если да, то какие?
Как часто Вы пользуетесь Интернет-ресурсами?
Используете ли Вы фото и видео файлы, презентации на своих уроках?
Если Вы используете презентации, то обычно Вы создаете их сами или используете уже готовые?
Анализ результатов:
60% педагогов используют Интернет в образовательном процессе;
30% имеют трудности в использовании Интернета;
35% учителей используют Интернет-ресурсы на каждом занятии;
20% используют видео и фотоматериалы в образовательном процессе;
40% учителей используют чужие презентации на своих уроках.
Проанализировав результаты можно сделать вывод, что учителя довольно часто используют Интернет в учебном процессе. Но есть и трудности, которые возникают у педагогов в использовании сети Интернет.
Проблемы, с которыми столкнулись преподаватели при использовании Интернета:
Пожилые педагоги;
Педагоги-консерваторы;
Не заинтересованность в использовании Интернет-ресурсов;
Не заинтересованность в изучении использования Интернета в процессе образования.
Для учителей, которые никогда в своей работе не использовали Интернет-ресурсы, рекомендовано пройти курсы повышения квалификации. [1, 2, 3]
В практике педагога могут быть использованы Интернет- ресурсы разного типа.
1. Информационные Интернет-ресурсы, среди которых:
интерактивные учебники и учебные пособия (содержат информацию в виде текста с иллюстрациями, организованного как гипертекст, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок);
справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету и истории соответствующей науки;
видеозаписи лекций;
виртуальные экскурсии.
2. Интернет-ресурсы, предполагающие организацию той или иной практической деятельности учащихся задачники:
включают только набор задач с ответами;
включают набор задач с решениями;
включают набор задач с подсказками и решениями, (что позволяет индивидуализировать работу), но не предполагают диалога с пользователем;
включают набор задач с подсказками и решениями, предполагают;
возможность организации диалога («отправление» ученика к соответствующему теоретическому материалу в случае ошибки или непредставления решения);
3. Вспомогательные Интернет-ресурсы для учителя:
разработки уроков (с методической обработкой);
библиографические ресурсы, в том числе Интернет - магазины;
4. Комбинированные Интернет-ресурсы, включающие элементы перечисленных выше групп;
5. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).
Работа с Интернет-ресурсами каждой группы имеет свои особенности. Остановимся более подробно на некоторых из выделенных групп. Материалы информационных Интернет-ресурсов группы могут использоваться:
при подготовке учителя к уроку;
для организации самостоятельного изучения учащимися
дополнительного материала;
на уроке для организации самостоятельной работы учащихся;
для организации работы учащихся на дополнительных занятиях (факультативах);
для организации самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.
При подготовке учителя к уроку Интернет-ресурсы этой группы могут являться основой для подготовки учителем:
рассказа (объяснения);
подготовки наглядности (иллюстраций, схем, использование коллекций, материалов лабораторных работ…), которые могут быть отображены на проекторе; подготовки презентации, на основе которой учитель ведет свой рассказ;
подготовки индивидуализированных раздаточных материалов
самого разного характера: от информационных до контролирующих (последнее целесообразно в том только случае, когда отсутствует необходимое количество компьютеров).
При объяснении учителем нового материала целесообразно использовать LCD-проектор для демонстрации подготовленной учителем презентации. Технология объяснения учителем существенно меняется – он комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
При проведении урока учитель может использовать Интернет-ресурс
как:
основу презентации;
основу проблемного рассказа;
средство контроля;
основу организации деятельности учащихся:
основа индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке;
основа беседы, в том числе эвристической;
основа дискуссии;
основа конспекта;
средство самоконтроля.
При самостоятельном изучении нового материала на уроке, при условии, что каждый ученик работает за компьютером, методика работы с Интернет – ресурсами данной группы принципиально не будет отличаться от работы с электронными версиями или соответствующим бумажным носителем.
Учитель формулирует задание: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д.
При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала учитель должен четко сформулировать задание для учащихся и указать адреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме.
Материалы подобных Интернет-ресурсов могут быть использованы для подготовки учащимися рефератов и докладов. Для того чтобы деятельности учащихся в этом направлении была продуктивной, учитель должен четко поставить задачу, сформулировав при этом вопросы, на которые должен ответить учащийся в процессе выполнения работы. Целесообразно сформулировать вопросы заранее, в процессе подготовки доклада.
Интернет – ресурсы практической направленности могут являться основой для организации самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и дома.
Виртуальная лабораторная работа и виртуальная экскурсия может быть продемонстрирована учителем (в том случае, если отсутствует необходимое количество ПК), либо выполнена учащимися: по группам или индивидуально в классе; в режиме самостоятельной работы дома. Можно выделить такие преимущества виртуальной лабораторной работы:
безопасность;
отсутствие необходимости в лабораторном оборудовании;
возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия…);
самостоятельное получение выводов и самопроверка.
Виртуальная экскурсия, в свою очередь обладает следующими преимуществами:
временные затраты минимальны;
доступ к экспонатам любого музея мира;
быстрое получение необходимой информации об экспонате;
большое количество экспонатов.
Подробные рекомендации:
Преподаватель может использовать видео прямо из Интернета, например, с сайта YouTube, а еще лучше с национальных телевизионных вещателей, таких как BBC или Canal. Использование видео такого рода является хорошим способом, чтобы заинтересовать нерасположенных студентов познакомиться с культурой других стран.
Можно создавать свои собственные интерактивные упражнения, ведь Вы как никто знаете все сильные и слабые стороны своих учеников.
Создание предметного блог или блог класса( такой блог можно создавать вместе с учениками). Это поможет демонстрировать работу и достижения ваших учеников, фокусируясь на их усилия.
В современном мире для студентов очень важна, чтобы преподаватель был с ними на одной «волне», поэтому рекомендуем использовать интернет инструменты, чтобы подготовится к занятиям или помочь ученикам с домашним заданием. Можно использовать такие инструменты ( Voki, Wordle, Animoto). С их помощью вы можете повысить мотивацию у студентов.
Зачем нужно использование Интернет-ресурсов учителю?
экономия времени на уроке;
глубина погружения в материал;
повышенная мотивация обучения;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает использование Интернета ученику?
ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию;
ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Так же в ходе работы были выделены плюсы и минусы использование Интернет технологий. Положительные стороны:
Повышает эффективность обучения у учеников;
Вызывает повышенный интерес к предмету;
Улучшает отношения между учителем и учеником;
Дает разнообразие в проведение урока.
Отрицательные стороны:
При подготовке к занятию учитель сталкивается с лишнем и не нужной ему информацией;
Некоторые интернет-ресурсы платные;
Отсутствие Интернет-соединения в школе.
Несмотря на отрицательные стороны использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе растет.
Таким образом, считаем целесообразным для педагогов, которые не используют и те которые используют Интернет-ресурсы в своей деятельности, усовершенствовать себя, находить новые Интернет-ресурсы, повышать свою квалификацию - это поможет повысить совершенствованию и повышению качества образования в системе общего образования.
Литература
Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе // Народное образование. -2008. -№1. С. 176-182
Андреев Л.А. Общедоступные программные и образовательные ресурсы Интернета // Образовательные технологии. -2010. -№1. С. 83-89
Безгодкова С.Н. Роль электронных образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов в современном образовательном процессе [Электронныйресурс].Режимдоступа:http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=9359:2014-12-27-15-00-17&catid=77:organization-of-educational-process
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е.С Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия. -2003. С. 272
Панкова Е.В Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе // Научные и технические библиотеки. -2014. -№1. С. 46-46
Червинская М. Использование Интернет-ресурсов в учебном процессе [Электронный ресурс] -2012. Режим доступа: http://ou2.naz.obr55.ru/index.php?id=30&Itemid=17&option=com_content&view=article