Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника - это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира».
Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, в которой компания осуществляет свою деятельность различные типы обобщений, включая образы, понятия и категории.
В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.
Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления.
Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Гибкость мышления – способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычному ходу мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, учится решать сначала простые, то сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В течение этого периода происходит переход от визуального к словесно-логическому, понятийному мышлению, что двойственно отражается на умственной активности ребенка: конкретное мышление, связанное с реальностью и непосредственным руководством уже подчиняется логическим принципам, однако абстрактные, формальные рассуждения дети до сих пор не доступны.
Мышление первоклассника остаётся всё ещё конкретным и близким по своим качествам к мышлению ребёнка старшего дошкольного возраста. В целом оно опирается на наглядные образы и конкретные представления о предметах и явлениях.
Все мышление ребенка – доступные ребенку умозаключения, понятия, суждения – получает на этой стадии развития новое строение. В этот период новый первый систематического школьного процесса обучения, овладевая первыми основами системы знаний, ребенок входит в область абстракции.
В зависимости от развития человека происходит становление мышления. На разных этапах жизни умственных операций также проходят различные стадии своего развития. Человек стремится к самосовершенствованию, и, следовательно, развивает свое мышление. От рождения до смерти человека, его умственные операции постепенно становятся все более сложными, развивая творческие способности и интеллект.
В школьном младшем возрасте мышление развивается на основе знаний усвоенных школьниками, и если нет знаний, то и нет фундамента для развития мышления, и мышление не может созреть в полноценной мере.