В первом полугодии 2016 г. Правительство Российской Федерации в связи с оценкой последствий ратификации Парижского соглашения пересмотрело направления осуществляемой государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности и определило новое направление государственной политики, включая:
разработку комплексного плана повышения энергетической эффективности экономики, в рамках которого планируется актуализация ранее принятых нормативных актов в сфере энергетической эффективности, а также установление целевых показателей и механизмов повышения энергетической эффективности в целом и по основным секторам, имеющим значительный потенциал повышения энергетической эффективности;
обновление механизма координации реализации государственной политики повышения энергетической эффективности экономики и тиражирования лучших практик в области повышения энергетической эффективности на федеральном уровне;
устранение барьеров привлечения внебюджетных средств в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере.
В настоящее время проводится глубокая проработка и определение наиболее продуктивных с точки зрения снижения энергоемкости направлений деятельности, а также механизмов их реализации. Кроме того, в ходе актуализации государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности, будет проведена серьезная доработка нормативной правовой базы, включая расширение ориентированности государственной политики на такие энергоемкие сектора экономики, как энергетика, промышленность и транспорт. Реализация указанных мер позволит преодолеть сложившуюся за последние два года тенденцию ухудшения показателя энергоемкости ВВП Российской Федерации.
С целью осуществления вышеуказанных мер необходимо разработать механизмы снижения выбросов СО2 и адаптировать и усовершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам охраны окружающей среды и энергоэффективности в транспортной отрасли. В связи с чем намечаются следующие тренды:
формирование и усиление системы мониторинга, отчётности и проверки объёма выбросов парниковых газов в Российской Федерации;
внесение изменений в Методические указания и руководства по количественному определению объёма выбросов парниковых газов;
формирование единых методических рекомендаций по осуществлению инвентаризации выбросов парниковых газов в транспортной отрасли;
разработка регламента представления, начиная с 2018 г., ежегодных сведений о выбросах парниковых газов в транспортной отрасли;
повышение качества нормативной экологической базы транспортных предприятий, осуществляющих деятельность, связанную с выбросами парниковых газов;
повышение экологической безопасности автомобильных дорог и объектов транспортной инфраструктуры;
разработка рекомендаций по оценке экологического загрязнения на автомобильных дорогах;
совершенствование нормативно-правовой базы в части ужесточения экологических требований к эксплуатируемой транспортной технике.
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. поставлена цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. В одной из шести основных целей развития транспортной системы России на период до 2030 г. поставлена задача снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека, и обеспечение работы отрасли в соответствии с международными экологическими стандартам. Решение данной задачи напрямую связанно с совершенствованием и гармонизацией нормативно-методической и нормативно-правовой базы в соответствии с вышеуказанными трендами.