В процессе эволюции изучением эмоций занимались такие ученые, как К.Е. Изард, Э. Клапаред, У. Джемс, К. Ланге, П.В. Симонов, П.К. Анохин, У. Кеннон, Д.О. Хебб и др.
Существенный вклад в изучение эмоций внес К.Е. Изард. Он рассмотрел эту проблему с позиции психологии дифференциальных эмоций. В рамках этого подхода он охарактеризовал свойства и функции каждой отдельно взятой эмоции, а также особенности отношений между различными эмоциями и их взаимодействие. Он полагал не менее важным рассмотреть взаимоотношения, которые связывают эмоции и когнитивные процессы и поведение.
Следует отметить, что К.Е. Изард выделил основные, «фундаментальные» эмоции:
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.п.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностным взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядов и поведением объекта чувства.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представление о подобающем поведении и внешнем облике [1].
Американский психолог У. Джемс и датский ученый К. Ланге предложили теорию, которая объясняет функционирование и происхождение эмоций их телесной связью с органическими процессами.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.
Немаловажная роль в изучении эмоций сделал отечественный физиолог П.В. Симонов. Он разработал потребностно - информационную теорию эмоций. Согласно этой теории, «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».
Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор.
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий [2].
В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Это особые психологические явления человека, которые связаны с инстинктами, мотивами и потребностями. Они закрепились в процессе эволюции как способ поддержания жизни, являясь одним из механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.Занимая определенное социальное положение, человек проявляет себя, свои индивидуальные психические качества во взаимодействии с окружающими своеобразно. Именно благодаря своим психическим качествам каждый человек должен отличаться от любого другого своими мыслями, поступками, действиями, отношениями, взглядами и т.д.
Однако нахождение людей в социальной среде несколько нивелирует их, не способствует индивидуальному развитию за счет таких факторов, как единство общественных (моральных, правовых и других) требований, стереотипность воздействий и др. Особенно отчетливо просматривается стирание индивидуальных проявлений психики в образовании, когда учебный процесс строится по единым учебным программам, когда используется традиционный подход к организации занятий, далекий от развивающей направленности, когда не находит места индивидуальный подход к студентам, когда преподаватели не владеют информацией об индивидуальном уровне развития психических сфер каждого студента и т.д.
Все это позволяет, с одной стороны, отметить необходимость обращения специального внимания на индивидуальность студента как одну из важнейших целей высшего образования. С другой стороны, следует признать, что в современной практике вузов еще не сложилась тенденция, взгляд на реформирование содержания и процесса профессиональной подготовки с точки зрения формирования индивидуальности будущего специалиста [5, c.281].
Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств у молодежи является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» [6, c.217].
Эмоциональная сфера молодежи очень разнообразна и характеризуется:
Многообразием переживаемых чувств;
Устойчивостью эмоций и чувств;
Способностью откликаться на чувства других людей, то есть сопереживание;
Способностью замечать «прекрасное» в окружающей среде;
Глубиной дружбы;
Проявлением чувства любви.
В большинстве случаев возникающее чувство первой любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления [7, c.139].
При исследовании эмоциональной сферы у молодежи в клинической практике главное значение придается беседе и наблюдению за эмоциональными реакциями пациента, а также анализу поведения больного, о котором могут сообщить врачу его родственники или сослуживцы по работе.
Обращают внимание на выражение лица и мимику, позу и пантомимику, особенности речи. К объективным признакам эндогенной депрессии, кроме поведенческих особенностей, можно отнести наличие тахикардии, мидриаза, спастических запоров, нарушений менструаций, сухости во рту и иных вегетативных сдвигов.
Психиатрами описан ряд специфических симптомов — внешних признаков депрессии: «фигура омеги» (складка между бровей, похожая на греческую букву «омега»), признак Верагута (нависание наружных половин верхних век) и другие. Иногда можно обнаружить на коже рубцы — следы бывших попыток к самоубийству (в области шеи, сердца или локтевых вен).
По поводу основного настроения задают пациенту вопрос, каково оно, хорошее — плохое, нет ли тоски, страха или тревоги. Если ответ неопределенный, то дополнительно спрашивают, не изменилось ли настроение и какое оно было раньше. Обращают внимание на суточные и сезонные колебания основного фона настроения (заметные ухудшения в утренние часы или вечером, в осенне-весенние сезоны года чаще характеризует периодическую эндогенную депрессию). Большое значение имеет выявление отсутствия или слабости эмоциональной реакции на эмоциогенные стимулы (апатия). При исследовании аффективных реакций следует иметь в виду, что они не всегда соответствуют основному фону настроения. Так, например, на фоне веселого настроения можно наблюдать и реакцию злобности.
В условиях психологической лаборатории для исследования степени эмоциональной возбудимости часто используются методики регистрации кожно-гальванического рефлекса, электроэнцефалограммы, пульса, артериального давления и других физиологических, а также биохимических параметров при различных эмоциогенных нагрузках. Определенная независимость от воли возникновения вегетативных реакций при эмоциогенных стимулах легла в основу создания «детекторов лжи», т.е. специальных приборов (полиграф), которые регистрируют различные телесные проявления эмоций. Полиграфические методы исследования приобрели большую распространенность в различных психофизиологических исследованиях [4].
Сущность эмоций раскрывается по средствам их эмоционального значения. С помощью них, человек способен производить оценку значимости ситуации, а из оценки происходящего обычно следует немедленное побуждение. С помощью эмоций человек способен общаться с другими людьми, например, мимика. Эмоции могут выражаться с помощью эмоционального тона ощущений, воспринимающиеся одновременно, которые сливаются в более общие переживания.
Мир эмоций молодежи очень многообразен. Тонкость выражения чувств нередко не осознаются самим человеком. Эмоции не всегда ярко выражаются и имеют однозначный смысл. У каждого человека по-разному выражаются эмоции. Так же, существуют оттенки эмоций, которые не всегда можно распознать. Я думаю, чем лучше человек распознает эмоции, тем проще ему понять другого человека.
Можно прийти к такому выводу, что эмоции – это психологические реакции человека на плохое или хорошее, свойственные каждому из нас. Эмоции обеспечивают нам способность, переживая и поддержания жизни. Эмоции – это часть нашей психологической деятельности.
Литература
Вербина, Г.Г. Психология эмоций: учебное пособие/ Г.Г. Вербина, Чуваш. - Чебоксары, 2008. - 308 с.
Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. - Питер, 2016. - 583 с.
Кон, И.С. Психология юношеского возраста/ И.С. Кон - М., 1998. – 240с.
Психические процессы. Эмоциональная регуляция деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/articles/proc/proc27.html - Загл. с экрана.
Ремшилдт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности/Х. Ремшилдт. - М., 1994. - 317 с.
Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию/ П.И. Сидоров, А.В.Парников. - М., 2000. - 381с.
Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк)/ П.М. Якобсон. - М., 1966.- 360с.