Данная работа заключает в себе разработку конфигурации и АРМ кассира «Железнодорожной кассы» по средствам системы проектирования прикладных решений (конфигураций) на платформе «1С: Предприятие» и ведения технической документации проекта. Конечный итог работы заключается в том, что будет спроектировано и реализовано рабочее приложение для кассира железнодорожной кассы. Актуальность работы имеет наивысшую степень значимости, так как предприятие такого уровня, должны ввести компьютеризацию и перейти на электронный вариант работы для предотвращений потери и ошибок данных и упрощение самой работы.
Объект исследования: Железнодорожные кассы Северного филиала АО «ФПК»
Предмет исследования: является процесс профессиональной деятельности кассира, а именно: информировать пассажира о ближайших поездах по выбранному направлению, формирование списков о том, какие билеты были проданы за один день, формирование информации о оставшихся билетах по поезда дальнего следования.
Цель работы: разработка информационной системы, клиентского приложения и оценка деятельности кассира.
Система необходима для автоматизации и отслеживания всех билетов. Результатом послужит объективная оценка работы сотрудника кассы и организации в целом. Также стоит отметить, что значительно уменьшиться объём работы сотрудников с документами и исключит проблемы двойных билетов и безбилетных пассажиров выводя данные в форме отчёта.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ФУНКЦИИ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ
Кассир ведет учет о продажах железнодорожных проездных документов пассажирам, которые обратились к ней. После выбранного поезда, времени отправления, вагона и места, пассажиру выдается контрольный проездной документ для того, чтобы он мог поехать на выбранном поезде. При выдаче билета в него вносятся индивидуальные данные о пассажире, также при возвращении билета в кассу, в программу кассир заносит информация о снятии брони на данное место в данном поезде и возврате определенной суммы денег.
Изучение предметной области проводим на основе анализа основного документа, действующего в поезде, который был выдан кассиром в железнодорожной кассе, для которой разрабатывается конфигурация. Таким документом является «Проездной документ», он представлен на рисунке 1.1.1.
Рисунок 1.1.1 – Проездной документ
В проездной документе содержится следующая информация:
Поезд - в данном поле указывается номер и сообщение поезда.
Отправление – в данном поле указывается дата и время отправление поезда.
Вагон - в данном поле указывается номер и тип вагона.
Цена - в данном поле указывается цена билета.
Кол-во человек - в данном поле указывается число пассажиров, которые могут проехать по 1 билету.
Вид документа - в данном поле указываются льготы на проезд.
ФИО - в данном поле указывается фамилия, имя и отчество (если есть) пассажира
Индивидуальный документ - в данном поле указывается контрольный документ удостоверяющий личность пассажира (Паспорт, свидетельство о рождении, справка УДО и т.д.,)
Место - в данном поле указывается место пассажира.
Доп. услуги. - в данном поле указываются дополнительные услуги (питание, белье и т.д.)
Дата и время прибытия - в данном поле указывается время прибытия поезда на конечную станцию.
На рисунке 1.1.2 представлена организационная модель. На данной модели отражены структуры, которые используются для эффективного функционирования системы «Железнодорожная касса», а также представлены сотрудники данных структур, которые непосредственно учувствуют в жизнедеятельности системы.
Данная модель необходима для построения процессов разработки, так как она выделяет в себе отделы и исполнителей, ответственных за устойчивость и выполнение поставленных функций и задач.
Рисунок 1.1.2 - Организационная модель железнодорожных касс
К функциональным обязанностям кассирам относится:
Предоставление информации о поездах и свободных местах.
Продажа билетов пассажирам.
Оформлять возврат билетов и возврат некой денежной стоимости.
Ведение отчета о проданных билетах и снятии их с ограничений.
ПЕРЕЧЕНЬ ВХОДНЫХ, ВЫХОДНЫХ ДАННЫХ
Перечень входных данных определяется реквизитами из проездного документа (рисунок 1.1.1)
Данные о пассажире (фамилия, имя, отчество, индивидуальный документ, кол-во человек, вид документа)
Данные о поезде (Поезд, Отправление, Вагон, Место, Доп. услуги. Дата и время)
Данные о прибытие на конечную станцию (Дата и время прибытия)
К условно постоянной информации относиться данные о пассажирах.
К переменной информации относится данные о все данные о поездке определенным поездом.
Анализ основных функциональных обязанностей кассира позволяет отнести к выходной информации следующие данные:
Сведения об оставшихся билетах.
Сведения об проданных билетах за определенный период.
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рассмотрим необходимое программное обеспечение, которое будет использовано в ходе выполнения работы.
"1С:Предприятие" предназначена для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления, стоящих перед динамично развивающимися современными предприятиями.
"1С:Предприятие" представляет собой систему прикладных решений, построенных по единым принципам и на единой технологической платформе. Руководитель может выбрать решение, которое соответствует актуальным потребностям предприятия и будет в дальнейшем развиваться по мере роста предприятия или расширения задач автоматизации.[3]
Ramus - разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD). Формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.). [6]
Erwin - CASE-средство для проектирования и документирования баз данных, которое позволяет создавать, документировать и сопровождать базы данных, хранилища и витрины данных. [7]
ARIS - Методология и тиражируемый программный продукт для моделирования бизнес-процессов организаций. [8]
ГЛАВА 2. ИНФОЛОГИЧЕСКОЕ, ДАТАЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.1 ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, МОДЕЛЕЙ СИСТЕМЫ
Первое, что необходимо создать, это контекстную модель информационной системы, модель представлена на рисунке 3.1.1.
Рисунок 2.1.1 - Контекстная диаграмма информационной системы
Диаграмма состоит из следующих составляющих:
Входные потоки:
Данные о поезде (Номер поезда, сообщение, дата отправления и прибытия)
Данные о пассажире (ФИО, индивидуальный документ, льготы)
Управляющие потоки:
Законодательство РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.)
Правила АО «ФПК» (корпоративные правила для работников ж/д касс)
Антимонопольное законодательство
Ресурсные потоки:
Кассир (Сотрудник кассы)
Выходные потоки:
Отчет о продажах (Информация о продажах может быть выдана в виде отчета или таблицы)
Эффективность сотрудника (Информация о эффективности сотрудника может быть выдана в виде отчета или таблицы)
Далее необходимо провести функциональную декомпозицию системы. Разбиение представлено на рисунке 3.1.2.
Рисунок 2.1.2 - Диаграмма декомпозиции
После проведения декомпозиции контекстной диаграммы, на выходе мы получили шесть диаграмм декомпозиции. Разберём подробнее все блоки диаграмм декомпозиции.
Управление данными о поездах
Входные данные получаем из входных потоков, а именно, «Данные о поездах». На основе поступивших данных заполняются соответствующие поля в программе. Эти данные заносит непосредственно кассир. Данный блок курируется законодательством РФ, правилами АО «ФПК» и антимонопольным законом.
Управление личными данными пассажира
В справочнике, в соответствующие поля вводятся данные о пассажире: ФИО, документ, дата рождения. Ввод осуществляет кассир. Данный блок курируется законодательством РФ, правилами АО «ФПК» и антимонопольным законом.
Формирование проездного документа
Формируется проездной документ для того, чтобы пассажир мог продолжить путешествовать. Заполняется автоматически, после веденных данных.
Сверка данных о пассажирах
После вывода проездного документа производится проверка данных пассажира, поезда и даты отправления. Данный блок курируется законодательством РФ, правилами АО «ФПК».
Выдача купленного проездного документа.
Пассажиру выдается проездной документ
Отчет о продажах
Выводится полный отчет о проданных билетах за определенный период.
2.2. ВЫБОР ПЛАТФОРМЫ
Для разработки выберем платформу «1С: Предприятие 8» - программный продукт компании 1С, предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии.
Достоинства платформы:
Наличие большого количества потенциального персонала для работы в компании, где внедрены решения на базе 1С.
Максимально быстрая и качественная поддержка бухгалтерских решений со стороны Компании 1С.
Возможность создавать или дорабатывать индивидуальные проекты, которые учитывают бизнесс-процессы каждой организации.
Встроенный объектно-ориентированный язык, специально разработанный компанией 1С. Для удобства работы программиста в оболочке "1С: Конфигуратор" разработаны различные вспомогательные инструменты (Синтакс-help, цветовое подсвечивание синтаксиса, встроенный дебагер и т.п.).
Полная открытость программных продуктов 1С Все конфигурации, которые продаются конечным клиентам, имеют открытые коды, и любой 1с-программист может легко изменить или дописать готовую конфигурацию.
Единая технологическая платформа Благодаря такому фундаменто, как наличие единой технологической платформы достигается высокая стандартизация разработки, полная масштабируемость проектов и обеспечение быстрого внедрения современных технологий во всех прикладных решениях.
2.2. ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД
Поскольку целью разрабатываемой системы является автоматизация работы ЖД кассы, рассмотрим соответствующие сущности, связанные данным видом деятельности.
Сущность - Направления Следования
Атрибуты:
Название следования - краткое название направления следования поезда.
Станция отправления - станция, с которой начинается маршрут движения поезда.
Станция прибытия - станция, на которой заканчивается маршрут движения поезда.
Сущность - Кассы РЖД
Атрибуты:
Название (Наименование) - название кассы РЖД (как правило содержит номер кассы)
Сущность - Поезда РЖД
Атрибуты:
Название поезда - название присвоенное поезду (как прапвило содержит название модели, даты выпуска или другую информацию на усмотрение конечного пользователя)
Внутренний код - внутреннее обозначение поезда, используемое вместо "названия поезда"
Количество мест - число мест в поезде
Направление следования - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиНаправления Следования атрибута Название следования
Вид поезда - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиВид поезда РЖД атрибута Значения
Сущность - Места в поезде РЖД
Атрибуты:
Название места - название места (как правило содержит номер места и некоторую пояснительную информацию)
Номер места - номер места в поезде
Владелец - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиПоезда РЖД атрибута Название поезда
Вид места - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиВид места РЖД атрибута Значения
Сущность - Пассажиры РЖД
Атрибуты:
ФИО пассажира - ФИО пассажира вносимые в данные о билете
Сущность - Продажа билетов на поезд РЖД
Атрибуты:
Касса продажи билетов РЖД - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиКассы РЖД атрибута Название (Наименование)
Дата отправления - данное поле содержит в себе дату отправления поезда
Номер поезда - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиПоезда РЖД атрибута Название поезда
Номер места - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиМеста в поезде РЖД атрибута Название места
Пассажир - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиПассажиры РЖД атрибута ФИО пассажира
Стоимость - данное поле заполняется автоматически из данных сущностиСтоимость места РЖД атрибута Стоимость на основании выбранного Номера места
Сущность - Возврат билетов РЖД
Атрибуты:
Касса продажи билетов РЖД - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиКассы РЖД атрибута Название (Наименование)
Дата отправления - данное поле содержит в себе дату отправления поезда
Номер поезда - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиПоезда РЖД атрибута Название поезда
Номер места - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиМеста в поезде РЖД атрибута Название места
Пассажир - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиПассажиры РЖД атрибута ФИО пассажира
Стоимость - данное поле заполняется автоматически из данных сущностиСтоимость места РЖД атрибута Стоимость на основании выбранного Номера места
Сущность - Вид поезда РЖД
Атрибуты:
Значения - предложенное значение для ввода в различные формы
Обычный - тип поезда "Обычный", следующий с остановками
2. Скорый - тип поезда "Скорый", следующий без остановок
Сущность - Вид места РЖД
Атрибуты:
Значения - предложенное значение для ввода в различные формы
Купе - вид места"Купе"
2. Плацкарт - вид места "Плацкарт"
Люкс - вид места "Люкс"
Сущность - Проданные билеты и заработанные средства
Атрибуты:
Дата начала - данный параметр задаётся пользователем чтобы вывести отчёт в желаемом диапазоне
Дата окончания - данный параметр задаётся пользователем чтобы вывести отчёт в желаемом диапазоне
Параметры - параметры заполнения указываются пользоваителем через дополнительные настройки
Сущность - Стоимость места РЖД
Атрибуты:
Номер поезда РЖД - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиПоезда РЖД атрибута Название поезда
Номер места РЖД - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиМеста в поезде РЖД атрибута Название места
Стоимость - данное поле содержит в семе информацию о стоимости билета в конкретный момент времени.
Сущность - Продажа билетов РЖД
Атрибуты:
Номер поезда - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиПоезда РЖД атрибута Название поезда
Дата отправления - данное поле содержит в себе дату отправления поезда
Номер местаРЖД - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиМеста в поезде РЖД атрибута Название места
СтоимостьБилетаРЖД - данное поле заполняется автоматически из данных сущностиСтоимость места РЖД атрибута Стоимость на основании выбранного Номера места
Касса продажи билетов РЖД - данное поле предлагается заполнить данными из выпадающего списка сущностиКассы РЖД атрибута Название (Наименование)
Рис. 2.1.3 ER-диаграмма.
На данной диаграмме (2.1.3) отображается последовательная связь данных из всех сущностей данной системы (в данной диаграмме опущены отчёты и перечисления, поскольку, хотя они и являются сущностями данной системы, их присутствие не помогает наглядному отражению ситуации передачи данных).
Таким образом, взглянув на диаграмму становится понятно, что данные таблиц связаны между собой и передаются между собой посредством Primary-Foreign Key. Например, если рассматривать ситуацию с конца, то мы видим, что данные в Сущность "Возврат Билетов РЖД" помещаются из регистра накопления "Продажа билета РЖД", в который эти данные попадают после проведения документа "Продажа билетов на поезд РЖД", который получает данные о стоимости билетов из регистра сведений "Стоимость места РЖД" и справочников "Пассажиры РЖД", "Кассы РЖД", "Поезда РЖД" и "Места в поезде РЖД" (где Места в поезде РЖД - это справочник подчинённый справочнику Поезда РЖД, что реализовано для ограничения возможных неполадок связанных с привязкой мест к конкретному поезду). В справочник "Поезда РЖД" данные поступают из справочника "Направления следования". Таким образом, можно проследить связь данных из различных справочников и документов и результат их взаимодействия.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
3.1. ОПИСАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА ПРИЛОЖЕНИЯ
Клиентское приложение написано по следующей схеме:
Рабочий стол является главным окном. На ней расположены управляющие элементы, определяющие весь функции программного приложения. Подразделяются на два вида:
Справочники
Отчеты/документы
Следующие формы содержат в себе, непосредственно информацию (справочную или отчеты).
На рисунке 3.1.1 представлено дерево функций приложения.
Рисунок 3.1.1 - Дерево функций приложения
3.2. ОПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ РАБОТЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 3.2.1 – Рабочий стол приложения
Управляющий элемент «Справочники» содержит в себе 5 справочников:
Направление следования
Он содержит в себе информацию о начальной и конечной точках следования поезда. Ввод данных доступен для пользователя с подсистемы "Справочники"
Ввод данных на рисунке 3.2.2.
Рисунок 3.2.2 - Пункт справочника «Направление следования»
Кассы РЖД (рисунок 3.2.3)
Позволяет просматривать кассу, которая продала билет.
Рисунок 3.2.3 – Справочник «Кассы РЖД»
Поезда РЖД(рисунок 3.2.4)
Он содержит в себе информацию о поездах
Рисунок 3.2.4 – Справочник «Поезда РЖД»
Места в поезде (рисунок 3.2.5)
Он содержит в себе информацию о месте: название места, номер места, пассажир, а также вносить, редактировать или удалять информацию.
Рисунок 3.2.5 - Справочник «Места в поезде»
ПассажирыРЖД (рисунок 3.2.7)
Он содержит в себе информацию о пассажире приобретающем билет.
Рисунок 3.2.6 – Справочник «Пассажиры РЖД»
Управляющий элемент «Документы» (рисунок 3.2.9) содержит в себе 2 документа:
Рисунок 3.2.7 - Управляющий элемент «Запросы»
Продажа Билетов на поезд
Данный документ позволяет добавлять информацию о проданных билетах и пассажирах (рис. 3.2.10.)
Рисунок 3.2.8 - Форма заполнения документа «Продажа Билетов на поезд».
Возврат билетов
Документ "Возврат билетов РЖД" содержит в себе информацию о билете, который пытаются вернуть. 3.2.9.
Рисунок 3.2.11 - Форма заполнения документа "Возврат билетов".
3.3. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Для того чтобы проверить программу, заполним наши справочники, документы для вывода отчета о общих продажах ЖД кассы
Рисунок 3.3.1 – Заполненный справочник «Пассажиры РЖД»
Рисунок 3.3.2 – Заполненный справочник «Поезда РЖД»
Рисунок 3.3.2 – Заполненный документ «Продажа билетов на поезд»
Рисунок 3.3.3 – Сформированный отчет «Проданные билеты»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе разобрано, смоделировано и разработано автоматизированное рабочее место, информационная системы, конфигурация и приложение для сотрудника железнодорожной кассы. В ходе проектирования автоматизации комплекса задач построены ряд моделей и даны их описания. Дана характеристика и описание входной и результативной информации, а также описана их структура. Разработан сценарий диалога (дерево вызова модулей). Созданный проект позволит избавиться от большой бумажной работы, хранить информацию в электронном виде, позволит эффективно вести учёт движения поступающих документов и оформленных билетов. В законченном виде, приложение не требует серьёзных знаний от пользователя, это делает всё взаимодействие с ним простым и удобным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Проектирование информационных систем: Учебное пособие / Н.Н. Заботина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 331 с
Информационные системы в экономике: Учеб.пособие/Чистов Д.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с.
[Электронный ресурс], - http://v8.1c.ru/ - сайт разработчиков
Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - https://www.visualstudio.com/ - статья в Интернете.
Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - http://www.microsoft.com/ru-ru/office/vip/visio.aspx - статья в Интернете.
Виталий Яковчук «Ramus кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов» [Электронный ресурс], - http://ramussoftware.com/ - статья в Интернете.
Франклин Н. «ERwin Data Modeler» [Электронный ресурс], - http://erwin.com/products/data-modeler/ - статья в Интернете.
«КомпьютерПресс» «ARIS Express» [Электронный ресурс], - http://compress.ru/Article.aspx?id=21780 - статья в Интернете.