а) исторически предопределенное потребительское мышление человека;
б) разделение и дисгармония в развитии отдельных частей культуры;
в) дегуманизация общества;
г) преобладание технократического подхода.
В связи с этим российское общество обратило внимание учителей и преподавателей на необходимость формирования экологической культуры у подрастающего поколения и молодежи. В научной литературе понятие «экологическая культура» исследовано довольно хорошо. Под экологической культурой зарубежные и российские ученые понимают
• особую культуру, присущую «экологическому сообществу» (братству) (С.И. Забелин; В.И. Вернадский)
• экологический авангард общества (L. Milbrath),
• тип культурной рефлексии, возникающий в эпоху модернизации и роста населения планеты (M. Douglas, A. Wildavsky),
• специфический тип протестной культуры, возникающий на пересечении растущих ожиданий населения в условиях демократизации и снижающегося качества среды непосредственного обитания миллионов людей (A. Vari, P. Tamas, A. Temkina),
• специфический срез человеческой культуры, детерминируемый господствующим способом производства (P. Dickens),
• специфический вид этики, моральный императив, система заповедей (E. Partridge, В.Е. Борейко, Н.В. Морохин) и т.д.
Доктор философских наук О.Н. Яницкий считает, что экологическая культура личности отражает характер взаимоотношений человека и среды его обитания. Под «экологической культурой» автор понимает «ценностное отношение некоторого социального субъекта (индивида, группы, сообщества) к среде своего обитания: локальной, национальной, глобальной» [3, с.17]. По мнению О.Н. Яницкого, экологическая культура является составной частью этики и морали, так как определяет не только отношение человека к природе и принципы охраны природы, но и этические основания отношений общества и среды его обитания [3]. Проф. Г.П. Сикорская единодушна с О.Н. Яницким и трактует экологическую культуру как часть общечеловеческой культуры, определяющей характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой [2]. Экологическая культура проявляется в системе ценностных ориентаций, которые мотивируют природосообразную деятельность человека. Этот вид культуры реализуется в области образования, науки, искусства, верований, в обычаях и традициях, а кроме того в поступках, способах активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды. Экологическая культура способствует воспитанию и самовоспитанию экологической ответственности перед будущими поколениями [1].
В структуру экологической культуры включены специальные знания и умения, экологическое мышление, экологическое сознание, ценностные ориентации, экологические потребности, мотивация экологически сообразной деятельности, практическая деятельность по сохранению природной среды, экологическое мировоззрение [2].
В связи с широким изучением феномена экологической культуры в современной научной литературе нашли отражение некоторые важные методологические аспекты. Во-первых, как уже было сказано выше, экологическая культура формируется в процессе социальной практики, которая может быть потребительской или даже разрушительной (ведь современный человек или общество живет за счет природных ресурсов, а это значит, за счет всей среды обитания) и созидательной, «воспроизводственной, конструирующей» [3, с.18] включающей охранительную, защитную, когда человек озабочен обустройством среды своего обитания. Во-вторых, экологическая культура может быть элитарная и массовая. Элитарная экологическая культура подразделяется на идеологизированную и сайентистскую. В-третьих, экологическая культура порождается и воспроизводится деятельностью «ключевых социальных институтов» [3, с.18].
Таким образом, следует отметить, что формирование экологической культуры личности учащейся молодежи важнейшая составляющая образовательного процесса вуза. Ценностное отношение субъекта к среде обитания формируется в процессе познавательных, хозяйственных, обучающих и иных практик, то есть в ходе практического освоения мира человеком, фиксируется в нормативно-ценностных системах, реализуется в действиях социальных акторов и институтов.
Список использованной литературы
1. Бормотова О.А., Масленникова С.Ф. Ценность нравственной ответственности для студентов лесотехнического университета / О.А. Бормотова, С.Ф. Масленникова. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: www.science-education.ru/130-23885
2. Сикорская Г.П., Комов С.В. Экологическое образование. Уральский вариант (Краткая история, методологические основания и практика). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 202 с.
3. Яницкий О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики. М.: Наука, 2007. – 271 с.