В широком смысле слова комплаенс обозначает соответствие нормам закона, стандартам и регулятивным установленным правилам.
В узком смысле комплаенс – это выявление рисков нарушений законодательства при использовании, как ресурсов коммерческих организаций, так и государственных средств, а также признаков фактов коррупции.
В системе управления каждой компании можно говорить о существовании комплаенс-функции, которая может быть охарактеризована как конкретная функция управления, в которой присутствуют основные элементы управленческого воздействия (планирование, организация, регулирование и контроль).
Объектом управления комплаенс-функции выступает вся компания в целом [9]. Как конкретная функция, комплаенс-функция выполняет преобразование информации для достижения определенных выходных параметров. Поступающей информацией являются внешние законодательные требования и другая информация о необходимости соответствия нормативным параметрам внутренник комплаенс-стандартов. Вытекающими параметрами должны выступать параметры соответствия по каждому направлению комплаенса (антимонопольный, налоговый и т.д.) [1,2,3,4].
В частности налоговый комплаенс представляет собой функцию органов управления налоговым процессом по формализации парадигмы реализуемой налоговой политики, как в организации, так и в государстве, чтобы обеспечить наиболее эффективное функционирование налогового механизма, а также санации возможности противоправных способов реализации налоговых функций, как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов в рамках существующего экономико-правового пространства.
Кроме того, налоговый комплаенс обеспечивает соблюдение и прочих регуляторных требований как требования МСФО, SOX 404 и других стандартов, предъявляемых к процессу налогообложения в организации [9].
Система налогового комплаенса предназначена для того, чтобы заблаговременно выявить налоговый риск и предотвратить возникновение ситуаций, с которыми они связаны. А если исключить такие ситуации невозможно, оценить налоговый риск и снизить его уровень.
Наиболее эффективную систему налогового комплаенса можно построить различными способами через комбинацию инструментов – методологии, автоматизации, системы внутреннего контроля и персонала. Способ построения системы выбирают в зависимости от размера доступного бюджета на ее реализацию и квалификации персонала. В качестве инструментов построения системы такскомплаенс (Tax Compliance) были выделены базовые и продвинутые (рис. 1):
Рисунок 1 – Инструменты построения системы налогового комплаенса
Система налогового комплаенса не только позволяет заблаговременно выявлять, но и воздействовать на налоговые риски, а если они уже сформированы, то адекватно оценивать и минимизировать их негативные последствия, что, по сути, и является и основой обеспечения налоговой безопасности предприятия [7].
Организация комплаенса связана, в первую очередь, с выбором организационной формы (централизованной, децентрализованной или иной) выполнения компланс-функции; с определением и распределением по уровням менеджмента комплаенс-рисков [3] – рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации банком в результате несоблюдения им законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся банковской деятельности [10].
Налоговый комплаенс формирует фундамент внутреннего контроля над налогами в любой организации. В то же самое время налоговый комплаенс – это элемент и риск-менеджмента, поскольку одной из основных его задач является управление налоговыми рисками организации, и как следствие управление налоговой политикой организации в целом.
Создание эффективной системы корпоративного налогового комплаенса подразумевает разработку и внедрение системы предотвращения реализации или полного исключения налоговых рисков.
Разработка данной системы обеспечивается за счет внедрения во внутренние регламенты и процедуры компании специальных функций и механизмов комплаенс-контроля. Как правило, это носит проектный характер и включает ряд последовательных этапов [8]:
Проводится комплексный анализ деятельности компании, ее правового поля и бизнес-процессов, определяется организационно-правовая структура, отраслевые особенности деятельности. На этом этапе также проводятся интервью с менеджерами компании. Функции налогового комплаенс-менеджера можно передать любому специалисту, который имеет необходимую подготовку. В его обязанности не должно входить принятие решений, с которыми связаны налоговые риски (так называемый принцип изолированности контролера от контролируемого субъекта). При этом совсем не обязательно, чтобы налоговый комплаенс-менеджер обладал высокой квалификацией в сфере налогов – для проведения экспертизы по отдельным вопросам он может привлекать налоговых специалистов. Главное, чтобы он обладал познаниями в области финансов и в той сфере деятельности, в которой занята компания [6].
На основании проведенного анализа определяются центры разработки и принятия решений.
Проводится анализ каждого вида принимаемых решений с точки зрения применения к нему требований налогового законодательства. Определяется влияние принятия конкретного решения на управление и налогообложение компании или возникновение налоговых рисков.
На основании проведенного анализа на третьем этапе производится выработка контрольных действий и управленческих механизмов налогового комплаенса, которые внедряются в действующие регламенты и бизнес-процессы.
Проводится обучение персонала, вовлеченного в комплаенс-процедуры, вносятся соответствующие корректировки и дополнения в должностные инструкции ответственных сотрудников.
Список литературы:
Алеников А.С. Инструментарий налогового комплаенса и его применение при формировании инновационного кластера региона [Электронный ресурс] URL: www.konspekt.biz/index.php?text=52927
Коростелкин М.М. Налоговый комплаенс как система подтверждения достоверности расчета налоговых обязательств // Управленческий учет. –2014, №11. С.60.
Николаева А. А. «Комплаеннс-функция как управление рисками промышленных предприятий». // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015г, № 2 (362), С.127-130
Халезова. К.А. Налоговый комплаенс как способ обеспечения налоговой безопасности предприятия. // Сборник ИвГУ № 2 (362) «Технология текстильной промышленности» 2016
Конференция «Корпоративный Налоговый Комплаенс» [Электронный ресурс] URL: www.rgtcap.com/index.php/ru/eventlist-ru/past-events-ru/164-ctc15-ru
Налоговая безопасность фирмы [Электронный ресурс] URL:
www.ibuh.ru/undercontrol/4309/65331/
Налоговый комплаенс ("Актуальная бухгалтерия", N 6, июнь 2012 г.) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/58087018/#ixzz4QdtCD 0vv
Налоговое право - conflate-consulting.ru [Электронный ресурс] URL: www.conflate-consulting.ru/uslugi/yuridicheskiy-konsalting/nalogovoe-pravo/#_2
«Налоговая стратегия и налоговый менеджмент: практические подходы к построению налоговой функции» Налоговый комплаенс [Электронный ресурс] URL:www.rcca.com.ru/news/action1.html?id=211&grid=2
Письмо Банка России от 02.11.2007 № 173-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору