Опыт эксплуатации МУП «Городской пассажирский транспорт» г. Белгорода автобусов НЕФАЗ, работающих на газовом топливе, выявил некоторые проблемы: увеличенный расход моторного масла, особенно при работе двигателя на холостом ходу, повышенный износ цилиндропоршневой группы двигателя из-за недостаточного теплоотведения. Одной из предполагаемых причин является несвоевременная замена моторного масла, что может происходить из-за преждевременного старения и интенсивного угара масла, работающего в сложных условиях городского движения, усугубляемых высокой теплонагруженностью газовых ДВС [1].
В процессе эксплуатации автотранспорта происходит не только ухудшение первоначальных качеств моторного масла, но и уменьшение его количества в двигателях.
Угар масла предопределяется следующими факторами: сгоранием, испарением, утечками и выбросом масла через систему вентиляции картера. Величина угара характеризует экономичность эксплуатации двигателей и зависит от степени износа поршневых колец и других уплотнительных элементов, конструктивных особенностей двигателя и режима его работы, свойств самого масла.
Угар определяют, как разность между количеством масла, которое было залито в двигатель, и тем, которое слили из него при смене. Учитывают также количество масла, добавлявшегося в период между сменами.
С повышением частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель угар масла возрастает. Причин этого явления несколько: на стенки цилиндра и надпоршневое пространство вследствие насосного действия поршневых колец попадает больше масла, уменьшается вязкость масла из-за роста его температуры. При ухудшении технического состояния двигателя угар резко возрастает: в 3-4 раза.
Дефицит масла в двигателе приводит к возникновению избыточного трения между рабочими элементами силовой установки транспортного средства. Это вызывает дополнительный износ деталей, которые достаточно быстро приходят в негодность и требуют замены. Эксплуатация двигателя с недостаточным уровнем масла вредна и приводит к снижению его эксплуатационных качеств. Своевременная замена масла и поддержание его соответствующего уровня являются ключом к нормальной и продолжительной работе двигателя [2, 3].
Одним из способов совершенствования технологии технического обслуживания системы смазки двигателей внутреннего сгорания является определение количества моторного масла и его пополнение с помощью автоматической системы наполнения масла для двигателей (рис. 1).
Рисунок 1 – Автоматическая система наполнения масла для двигателей
В связи с уменьшение уровня масла в двигателе автобусов, требуется дополнительная доливка в пути следования. Теряется время и возникает опасность, что при наполнении в пути могут быть смешаны различные виды масла, например, минеральные и синтетические масла. Это может привести к неисправностям двигателя за счет применения неразрешенного масла или неправильного уровня.
Автоматическая система наполнения масла предназначена для двигателей внутреннего сгорания, непрерывно работающих и имеющих повышенную потребность в масле, для постоянного контроля над оптимальным уровнем масла. Измерение уровня масла в двигателе осуществляется при помощи сенсора, а не через мерную линейку. Это позволяет точно определять уровень масла. Система имеет интегрированное управление. Плата управления и электромотор находятся внутри емкости. Емкость наполнения имеет сигнал нижнего уровня при остатке масла менее 20 %. Закрытая автоматическая система предназначена для того, чтобы уменьшить загрязнение масла за счет попадания различных примесей при ручной заправке. Кроме того, данная система позволяет снизить загрязнение окружающей среды при эксплуатации транспорта: наполнение производится сверху через крышку вентиля, а не через сливную пробку, при этом уменьшается опасность переполнения масла и утечки; не требуется проводить заправку маслом до времени технического обслуживания, например, в пути из канистр [4].
Таким образом, применение закрытой автоматической системы для наполнения моторным маслом позволяет: сохранить работоспособность ДВС, сократить расход и сохранить качество свежего масла, поддерживать его соответствующий уровень, а также предупредить загрязнение окружающей среды, что выгодно с экологической и экономической стороны.
Библиографический список
Совершенствование обслуживания системы смазки газовых ДВС путем мониторинга состояния и восстановления работоспособности моторных масел в условиях эксплуатации [Электронный ресурс] / Д. И. Толмачев, Н. В. Голубенко // Международная научно-техническая конференция молодых ученых. – Белгород, 2016.
К вопросу о моторных маслах для газовых ДВС [Электронный ресурс] / Д. И. Толмачев, Н. В. Голубенко // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум»-2016. URL:: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/18502.pdf (дата обращения: 08.12..2016).
К вопросу о химмотологии моторных масел и особенностях их применения для газовых ДВС / Д. И. Толмачев, Н. В. Голубенко // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования. 2015. Т.2. Выпуск 2 (3). С. 522 527.
Система наполнения маслом // LINCOLN URL: http://www.lincolnindustrial.ru/system_of_oil_napolnation.html (дата обращения: 08.12.2016).