РОЛЬ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Осипова А.А. 1
1Россия, Уфа, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наше время средние и малые предприятия по существу стали основой экономики наиболее развитых стран. Малый бизнес - это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта [1]. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами : это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм [2].

Развитие российской экономики характеризуется существенными преобразованиями практически всех институциональных основ функционирования общества, в том числе и налоговой системы.

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

В российской налоговой системе наряду с общим режимом налогообложения существует альтернативная система налогообложения в виде специальных налоговых режимах. Особенностью специального налогового режима является замена одним налогом уплату нескольких налогов. Целью всех специальных режимов является создание для отдельных видов предпринимательской деятельности более благоприятных условий в рамках реализации регулирующей функции налогов[3].

Одним из пяти видов специального налогового режима является упрощенная система налогообложения. Упрощенная система налогообложения – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса, выполняющих определенные условия закрепленные в статье 346.12 Налогового Кодекса Российской Федерации. УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. н43. Порядок применения и механизм исчисления УСН регламентируется главой 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации[4].

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль организации(за исключением налога, уплачиваемого с доходов и при осуществлении операций по договорам о совместной деятельности), НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ), налога на имущество организации, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В том случае, если УСН применяют индивидуальные предприниматели, они освобождаются от уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в соответствии с п. 2, 4, 5 ст.224 НК РФ), НДС (за исключением уплаты НДС про ввозе товаров на территорию РФ и при выполнении операций по договору о совместной деятельности(ст. 174.1 НК РФ)), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности). Эти налоги заменяются уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Кроме уменьшения количества налогов, который уплачивается в бюджет снижается и налоговая ставка. Если объектом для налогообложения является «доход организации», то применяется ставка 6%, а если «доходы, уменьшенные на величину расходов», то ставка применяется в размере 15% (ст.346.18 и ст.346.20 НК РФ). Законами субъектов РФ могут быт установлены дифференцированные налоговые ставки в размере от 5 до 15%. Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки[3].

Отсюда следует, что в отличии от непосредственно прямых и косвенных налогов, которые выполняют в большей степени фискальную функцию, пополняя и формируя бюджет государства и субъектов страны, упрощенная система налогообложения исполняет регулирующую функцию, призванную стимулировать хозяйственную деятельность, а именно деятельность малого и среднего бизнеса.

Налог, уплаченный по УСН, в полном объеме зачисляется в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ниже приведена таблица с информацией о количестве налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения по Республике Башкортостан за 2013-2015 год

Таблица 1. Сведения о налогоплательщиках из отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по Республике Башкортостан за 2013-2015 год.

Наименование показателей

2013

2014

2015

Количество налогоплательщиков, предоставивших налоговые декларации в связи с применением УСН, чел

53 852

56 735

61 081

В том числе :

     

По объекту налогообложения – доходы

38 188

40 229

43 235

Наименование показателей

2013

2014

2015

По объекту налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов

15 664

16 506

17 846

*- Данные взяты из форм статистической налоговой отчетности.

Из таблицы 1 следует, что численность налогоплательщиков за данный период возросла на 13,42% (61081/53852*100%= 113,42%). Из них больше всего прирост составил налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы». Их количество в 2015 года составило 43235 организаций, что на 5047 предприятий больше чем в 2013 году(43235- 38188), или на 13,22% (43235/38188*100= 113,22%). Количество организаций, выбравших объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» возросло в 2015 года на 2182 организаций, или на 13,93 % по сравнению с 2013 годом.(17846/15664*100%=113,93%).

Данное возрастание количества налогоплательщиков, предоставивших налоговую декларацию в связи применением упрощенной системы налогообложения, может свидетельствовать о медленном, но уверенном развитии малого и среднего бизнеса, либо же о повышении налоговой грамотности среди налогоплательщиков.

Далее приведена таблица с данными о налоговой базе и рассчитанным налогом, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ, в данном случае в бюджет Республики Башкортостан за 2013-2015 год.

Таблица 2. Сведения из отчета о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи применением упрощенной системы налогообложения по Республике Башкортостан за 2013-2015 год.

Наименование показателей

2013

2014

2015

Отклонения (+,-)

Налоговая база, тыс.руб.:

       

Доходы

57 642 274

62 108 299

65 591 067

7 948 793

Доходы, уменьшенные на величину расходов

5 955 639

5 953 879

5 902 196

-53 443

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, тыс.руб.

2 974 097

3 197 990

3 337 006

362 909

В том числе:

       

Налога с доходов

2 297 629

2 514 275

2 606 884

309 255

Налога с доходов, уменьшенные на величину расходов

676 468

683 715

730 122

53 654

*- Данные взяты из форм статистической налоговой отчетности.

По данным из таблицы 2 следует, что налоговая база возросла в 2015 года по сравнению с 2014 и 2013 годом. При объекте налогообложения «доходы» налоговая база увеличилась на 7 948 793 тыс. рублей, т.е. на 13,79%. Однако налоговая база при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» наоборот уменьшилась на 53 443 тыс.рублей., т.е. на 0,9%,что является незначительным убытком для бюджета государства. Можно предположить, что причиной этому стало переход от объекта «доходы, за вычетом расходы» на объект «доходы».

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период 2015 год составляет 3337006 тыс.рублей, что больше на 362909 тыс.руб. и принесло в бюджет страны на 12,2% больше по сравнению с суммой 2013 года. В наибольшей степени сумма была внесена налогом с «доходов» 309 255 тыс.рублей, а это является 85,22% от общей суммы, подлежащей уплате. Налог с «доходов, уменьшенные на величину расходов».

В целом по данным таблицы за 3 налоговых периода налоговая база довольно-таки хорошо увеличилась, как и сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет Республики Башкортостан. Это связано с тем, что увеличилось количество налогоплательщиков, перешедших на данный специальный режим.

Из всего вышесказанного следует, что при упрощенной системе налогообложения выполнение фискальной функции зависит от количества налогоплательщиков перешедших на УСН. Однако, при этом, специальный режим налогообложения все больше привлекает индивидуальных предпринимателей и малые организации своими особенностями, тем самым стимулирует развитие малого и среднего бизнеса и экономики страны в целом. Упрощенная система налогообложения призвана облегчать налоговое бремя налогоплательщиков, помогать им развиваться, не боясь за уплаты значительных сумм налогов. Кроме сокращения количества налогов, также при данном специальном режиме существенно упрощается ведение бухгалтерского учета. В некоторых моментах нет обязанностей по ведению бухгалтерского учета, например как для ИП. Вместо этого они ведут налоговый учет ,на основании которого и заполняется их декларация по УСН. Все это значительно облегчает жизнь малым и средним предприятиям и дает стимул к образованию новых[6].

Список использованных источников:

1. Горбань О.П. , Роль малого бизнеса в рыночной экономике :статья // Научно-техническая конференция МГТУ http://www.mstu.edu.ru/science/conferences/11ntk/materials/section8/section8_24.html

2. Кулешова В. П. Малый бизнес: проблемы развития и пути решения. Science, technology and life – 2014: Proceedings of the international scientific Kirov: MCNIP, 15 sections. Sections 6 Economica.2015. – P.500-510.

3. Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия : Профессиональное образование.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016),(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198941&fld=134&dst=103574,0&rnd=0.08806788303942081#0

5. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]: https://www.nalog.ru/rn02/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

6. Петербургский правовой портал [Электронный ресурс]: http://ppt.ru/nalogi/uсsn/buh-uchet

7. Сафина З.З. Совершенствование механизмов поддержки малого предпринимательства с учетом экономических интересов [Текст] / З.З. Сафина // Экономические науки. – 2008. №42. – С. 323-328.

Просмотров работы: 896