В связи с этим актуализируется проблема воспитания творческой самостоятельности личности. По словам Л. С. Рубинштейна она проявляется в «выборе направления собственной деятельности через самостоятельную постановку целей и самостоятельный поиск средств деятельности».
Необходимость воспитания творческой самостоятельности ставит перед педагогом задачу - формировать деятельностные и мотивационные компоненты его личности в активном гуманистическом отношении к действительности. Ведь человечеству не безразлично, на что будет направлена деятельность людей: на созидание или разрушение. Воспитание творца - это социальный заказ общества сегодня, и задача педагогов - выполнить этот социальный заказ. В этих условиях изменяется роль школы и учителя, от которых в первую очередь зависит вероятность полноценного раскрытия творческого потенциала.
Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для воспитания творческой самостоятельности. Внеситуативная активность, творческое воображение, совершенствование произвольности, рефлексивные действия выступают резервами формирования творческой самостоятельности младшего школьника (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков). Обладание творческой самостоятельностью позволит младшему школьнику создавать качественно новые продукты учебной деятельности, принимать ответственные решения в образовательном процессе, развиваться как субъекту творческой самостоятельности.
Выделены четыре направления исследования творческой самостоятельности: как способности мышления (А. В. Брушлинский, А. З. Рахимов); как способности к действию в новых условиях (А. Г. Асмолов, А. Б. Ительсон, К. К. Платонов); как совокупности творческих процедур учебно-познавательной деятельности (В. И. Андреев, И. Я. Лернер, В. С. Шубинский); как условия для проявления субъектной позиции (С. Л. Рубинштейн, А. П. Тряпицына).
Как показал анализ психолого-педагогической литературы, одним из эффективных средств развития творческой самостоятельности детей младшего школьного возраста является интеграция уроков литературного чтения и изобразительного искусства.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Мир, окружающий детей, познаѐтся ими во всѐм многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне.
Интегрированные уроки в начальных классах призваны открыть для ребёнка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Поэтому интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает, помимо литературных текстов, материалы по истории, природоведению, краеведению и т.д. Учитывая возрастные особенности младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления способностей.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится на развитие образного мышления и творческой самостоятельности обучающихся. Кроме того, что интегрированный урок позволяет использовать содержание двух учебных предметов, привлекать сведения из области искусства, он способствует самореализации, самовыражению, развитию творчества обучающихся и учителя, обеспечивает развивающий эффект, и является содержательной основой для реализации межпредметных связей учебных дисциплин начальной школы, что, несомненно, дает преимущества перед традиционной формой урока.
Развитие творческого самостоятельности, как способности создавать чувственные мыслеобразы, интенсивнее происходит на уроках литературы и изобразительного искусства. Но более продуктивно процесс развития творческой самостоятельности осуществляется в интегрированном преподавании предметов искусства. Виды искусств и их интеграция в развитии творческой самостоятельности младших школьников призваны воспитывать чувства красоты и гармонии, развивать эмоционально-интеллектуальную сферу личности. Ведущим принципом в преподавании литературного чтения в концепции Б.П.Юсова является сенсорное насыщение слова. Здесь закладывается методика и стратегия поли художественного подхода. Доминирование в художественных текстах цвета, звука, свободного или замкнутого пространства рождает многовариантность педагогических решений. Такие уроки помогают детям осознать, что один и тот же образ или явление жизни, природы, искусства можно выразить разными художественными средствами. Образ весны с разным её состоянием, характером можно почувствовать в музыке П.И.Чайковского, Э.Грига, в стихах Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина, в живописных полотнах А.Саврасова, И.Левитана и других художников.
Важным условием применения интегрированных уроков литературного чтения и изобразительного искусства является хорошее знание и методически грамотное использование достижений современных информационных технологий, и грамотное применение методов интеграции. Использование интегрированных уроков литературного чтения предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Для того чтобы выявить исходный уровень развития творческой самостоятельности у детей младшего школьного возраста мы провели констатирующий эксперимент в сентябре 2016 г.
Выделив ключевые критерии, показатели и уровни развития творческой самостоятельности (по исследованиям А.Г. Асмолова, А.В. Петровского) мы осуществили подбор диагностических методик, среди которых были: методика «Выбери нужный цвет» (Н.А. Курочкин), «Неоконченный рисунок» (А.Э. Симановская), «Показатель оригинальности» (А.Э. Симановская), «Волшебный лес» (Н.П. Сакулина ). Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о преобладании среднего и низкого уровня развития творческой самостоятельности детей младшего школьного возраста. В числе ключевых затруднений детей мы отметили недостаточную самостоятельность детей при выборе объекта изображения, средств изображения и техник. Попытка порядка половины школьников опереться на работы сверстников при выполнении своей. В связи с чем мы можем заключить о недостаточной степени сформированности таких компонентов творческой самостоятельности как когнитивный и эмоционально-ценностный. В развитии деятельностного компонента присутствует тенденция на репродуктивное изображение, отсутствие попыток получить изображение нетрадиционным способом.
Кроме того, анкетирование педагогов начальной школы показало, что большинство учителей - 93% считают, что УМК, по которому они работают, позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у них творческой самостоятельности. Систематически занимаются организацией работы учащихся по формированию творческой самостоятельности только 57% (8 чел). В качестве источника информации о творческой самостоятельности: 36% (5 чел) считают, что им достаточно информации о творческой самостоятельности, содержащейся во ФГОС НОО, интернет-ресурсы используют 13 учителя. Методические пособия по развитию творческой самостоятельности назвали только 21% (3 чел), возможно потому, что они не всегда бывают доступны.
Таким образом, полученные нами результаты обозначили необходимость разработки серии интегрированных уроков литературного чтения и изобразительного искусства, а также рабочей тетради для детей младшего школьного возраста с представленными в них заданиями интегрированного характера. С нашей точки зрения, учет выявленных проблем и систематическая работа по развитию творческой самостоятельности у детей младшего школьного возраста позволит получить положительную динамику.
Список использованной литературы:
Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А.А. Асмолов. – М.: МПСИ, 1996. – 768с.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 257.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1995.- 112.
Галямова, Э.М. Развитие творческой активности младших школьников в процессе художественного конструирования: дис. канд. наук [Текст] / Э.М. Галямова. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2004.
Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Е.Н.Землянская. – М.: Юрайт, 2015. – 507.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М. : Просвещение, 2010. – 346.