В период классической индустриализации роль физической работы уменьшалась, а роль знания несколько увеличивалась, а капитала значительно возросло, то в постиндустриальном обществе, которое характеризуется как информационно-инновационное, соотношение трех названных факторов существенно меняется. Знание становится наиболее значительным фактором, менее значимым становится капитал, физическая работа — очень мало значимый фактор. Современная цивилизация в отличие от традиционных обществ уже не может вооружить подрастающие поколения готовой системой специализированных умений и знаний, необходимых для полноценного выполнения разнообразных видов общественно-трудовой деятельности. Во всем мире растет осознание ценности образования, как фактора благосостояния общества, его конкурентоспособности и стабилизации. Юридическое образование в различных социально-политических условиях выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившихся в исторических традициях. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов бытия людей в целом именно образование не только выполняет стабилизирующую функцию, но и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.
Классическую парадигму образования эпохи индустриализма и переход к образованию, главной ценностью которого является креативная личность.
Креативность — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Разработка и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий способствует развитию креативности — творческого мышления и творческих качеств личности студентов. Только личностное знание является духовным знанием. Духовным знание становится тогда, когда оно превращается в личностно значимое.
В современном обществе очень важно говорить о креативности образовательной среды, среды в которой должны быть реализуемы механизмы преодоления препятствий творческого мышления: конформизма, цензуры, ригидности, чрезмерно высокой мотивации скорейшего достижения результата. Естественно, все эти препятствия — продукт определенного социокультурного развития, наличие их свидетельствует о некотором социокультурном фильтре, не допускающем поток псевдоноваций, и абсолютное игнорирование их есть не что иное как вырождение культуры, ее репрессивной функции, благодаря которой и возможно своевременное ограничение возможностей внедрения псевдоноваций, которые направлены не на созидание, а на разрушение.
Воздействие на развитие креативности как личностного качества должно идти через определенный комплекс условий микросреды: высокую степень неопределенности и потенциальную многовариантность (богатство возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; а многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Предметно-информационная обогащенность, низкая степень регламентации поведения, возможность усвоение эвристик в обучении, позволяет создать наиболее благоприятный климат для развития творческого мышления.
Водораздел между традиционным и современным образованием проходит, прежде всего на противопоставлении обучения и образования, которые в действительности не исключают, а дополняют друг друга. Обучение и образование — это социально-педагогическая реальность. Они отличаются и по целям, и результатам. Обучение дает алгоритм деятельности, а образование развивает творческий потенциал.
Одним из главных препятствий для адаптации в условиях радикального изменения социокльтурной и политико-экономической среды является низкий уровень способностей отношенческого поведения, требующего свободы выбора и независимости в принятии решения.
В условиях рыночных отношений конкурентоспособность молодого специалиста- юриста на рынке труда будет определяться не только уровнем профессиональных знаний, но и его широкой разносторонней гуманитарной культурой, знанием общества, умением жить в нем на основе общепринятых норм культуры, где ценят не только деловые, но и нравственные качества юриста, его честность, ответственное отношение к делу, умение находить общий язык с разными людьми, на основе общечеловеческих норм нравственности, терпимости и взаимопонимания. Эти качества во многом приобретаются в процессе овладения гуманитарными знаниями.