РАЗРАБОТКА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА ДЛЯ СЕТИ РЕСТОРАНОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА ДЛЯ СЕТИ РЕСТОРАНОВ

Иванова М.Н. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Тема курсовой работы: Разработка Интернет-ресурса для сети ресторанов.

Эта тема является очень актуальной, так как ресторанный бизнес является одним из перспективных бизнесов во всём мире. Для дальнейшего развития ресторанов, а так же сети ресторанов, уместно создание различного рода приложений, ресурсов, помогающих в ведении бизнеса.

Цель курсовой работы: разработать web-приложение для работы с удаленной базой данных сети-ресторанов: добавление, удаление записей, осуществление поиска.

Задачи курсовой работы:

  • изучение литературы связанной с СУБД, CSS, HTML, и др.;

  • разработка БД с помощью программы phpMyAdmin;

  • создание приложения c помощью HTML, CSS, PHP.

Данная курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении были определены цели и задачи курсовой работы, а так же определена актуальность данной темы. В первой главе описан анализ предметной области и выбор программного обеспечения. Во второй главе происходит описание проектирования информационного обеспечения. Третья глава – это описание разработки web-приложения. В четвертой главе происходит тестирование разработанного приложения. В заключении сделаны выводы по данной курсовой работе. А в списке использованных источников находится список литературы, которая использовалась в данной работе. Приложение содержит программный код, используемый при создании данного web-приложения.

Курсовая работа написана на 44 страницы, в ней присутствует 4 главы, 48 рисунков.

  1. Анализ предметной области и выбор инструментальных средств разработки Web-приложения
    1. Системный анализ предметной области

Ресторан – это заведение, которое продает готовую пищу и напитки по заказу для употребления их на месте.

Сеть ресторанов – это два или более ресторанов, которые находятся под общим владением или контролем, размещенных в разных районах города, разных городах или странах, имеющие общие службы сбыта или закупок.

  1.  
    1. Инфологическое проектирование базы данных

Одним из главных этапов проектирования базы данных, является создание инфологической модели предметной области (рисунок 1).

К её основным подходам относят:

  • Функциональный подход. Он реализует принцип "от задач" и применяется только тогда, когда известны функции некоторой группы лиц или комплекса задач, для обслуживания тех потребностей, для которых происходит создание БД.

  • Предметный подход. Его применяют в тех случаях, когда у разработчиков есть определённое представление о самой ПО и о том, какую именно информацию они хотели бы хранить в БД.

  • Проектирование, которое использует метод "сущность-связь". Является комбинацией двух предыдущих и обладает достоинствами обоих.

В реляционных базах данных даталогическое и инфологическое проектирование приводит к разработке схемы БД, то есть совокупности схем отношений, которые создают адекватную модель абстрактных объектов предметной области и различные связи между этими объектами.

Рисунок 1 – логическая модель базы данных

  1.  
    1. Выбор программного обеспечения
      1. Обоснование выбора HTML, CSS, PHP

В данной курсовой работе я использовала язык гипертекстовой разметки - HTML. Он отвечает за расположение на страничке различных рисунков, таблиц, текстов. Создание страниц происходит с помощью документа, который имеет расширение - .html или .htm. Для открытия созданных страниц, используют браузеры. Простота - это главное качество языка html, он прост в создании html-страниц, стоит только изучить несколько основных тегов и можно приступать к работе. Доступность – следующее немаловажное качество, каждый, у кого имеется на компьютере текстовый редактор (а в наше время, он есть на каждом ПК), может создавать html-документы, и каждый, у кого имеется браузер, может открывать созданные html-документы. Именно поэтому я выбрала данный язык гипертекстовой разметки.

CSS – язык оформления стилей страниц, в том числе и html-страниц. Он также использовался в данной курсовой работе. С помощью этого языка можно настраивать цвет, шрифт, расположение различных частей текста, высоту и ширину изображений, позицию различных элементов и многое другое. CSS позволяет создать собственную таблицу стилей и использовать её для создания web-сайта. Он также прост в изучении, использовании, может работать в паре с языком разметки html и языком программирования php.

PHP язык программирования, предназначенный для создания web-сценариев, в связи с этим его и считают языком web-программирования. Он достаточно прост в использовании, многие операторы и функции аналогичны с операторами и функциями других языков программирования, например С. Для людей, которые знают синтаксис одного из языков программирования, я считаю, освоить php будет достаточно просто. Поэтому я и использовала данный язык в курсовой работе.

  1.  
    1.  
      1. Обоснование выбора CУБД MySQL

СУБД - система управления базами данных – это своего рода совместимость языковых и программных средств, которые предназначены для создания, ведения и совместного использования баз данных многими пользователями.

Она может быть классифицирована по способу доступа к базе данных, существуют файл-серверные СУБД, клиент-серверные и встраиваемые.

В файл-серверных СУБД данные располагаются централизованно на файл-сервере, а сама СУБД размещается на каждом клиентском компьютере. Доступ системы к данным осуществляется через локальную сеть.

Встраиваемую СУБД можно считать составной частью некоторого программного продукта, которая не требует самостоятельной установки. Доступ данным со стороны приложения, происходит через SQL или через специальный программный интерфейс.

В клиент-серверной СУБД, каждый из клиентских запросов на обработку данных обрабатывается клиент-серверной СУБД централизованно. Сама же СУБД находится на сервере вместе с базой данных и осуществляет доступ к базе данных напрямую, в монопольном режиме. Достоинства: удобство предоставления таких характеристик как высокая доступность, надежность, безопасность; допустима более низкая загрузка локальной сети; удобное централизованное управление. Недостаток – повышенные требования к серверу.

Примерами данной СУБД являются: Interbase, IBM DB2, MySQL Server, Firebird и другие.

В данной курсовой работе будет использоваться клиент-серверная СУБД – MySQL.

Эта система относится к самым популярным и распространенным системам управления базами данных в интернете.

MySQL включает в себя такие факторы, как: надежность, гибкость, простота в использование, хорошая скорость работы, бесплатность.

В данной курсовой работе, также использовалась программа – phpMyAdmin. Она написана на языке PHP, предназначена для полноценной, в некоторых случаях удалённой работы с БД MySQL через браузер. Использование phpMyAdmin в работе с БД позволяет не вводить команды SQL вручную.

К возможностям относятся: понятный и удобный интерфейс, создание запросов, выполнение поиска по базе данных, обеспечение большинством функций MySQL.

  1. Проектирование Web-приложения
    1. Проектирование информационного обеспечения
      1. Физическое проектирование БД.

Как утверждалось выше, проектирование физической модели происходило с помощью специального CASE-средства - AllFusion ERwin Data Modeler (Рисунок 2).

Рисунок 2 – физическая модель базы данных

На первом этапе физического проектирования с помощью программы phpMyAdmin была создана база данных «dbivanova» (рисунок 3), с которой я работала на протяжении всей курсовой работы.

Рисунок 3 – создание базы данных

Созданная база появляется слева в списке всех имеющихся БД (рисунок 4).

Рисунок 4 – список существующих БД

Следующим этапом физического проектирования является создание таблиц. Для начала ввела название и количество столбцов таблицы (рисунок 5).

Рисунок 5 – создание таблицы «Restaurant»

Далее вводится названия столбцов таблицы и необходимые ограничения (тип данных, первичный ключ, индекс), данные действия показаны на рисунке 6.

Рисунок 6 – ввод необходимых ограничений для каждого поля таблицы «Restaurant»

Аналогичным образом были созданы оставшиеся 7 таблиц. На рисунке 7 показан список созданных таблиц БД.

Рисунок 7 – список созданных таблиц

Для создания ограничения внешнего ключа, нужно перейти в раздел связи для определенной таблицы и установить ограничения (рисунок 8).

Рисунок 8 – создание ограничения внешнего ключа для таблицы «Menu»

Следующий шаг – это заполнение таблиц. Выбрала нужную таблицу и с помощью инструмента «Вставить», создала новые записи. С помощью данного инструмента можно создавать одну либо сразу две записи. На рисунке 9 показано добавление записей для таблицы «Menu».

Рисунок 9 – добавление двух записей для таблицы «Menu»

На рисунке 10 показана заполненная таблица «Menu».

Рисунок 10 – заполненная таблица

По принципу, рассмотренному выше, были заполнены оставшиеся таблицы (рисунки 11-17).

Рисунок 11 – заполненная таблица «Department»

Рисунок 12 – заполненная таблица «Person»

Рисунок 13 – заполненная таблица «Personal»

Рисунок 14 – заполненная таблица «Restaurant»

Рисунок 15 – заполненная таблица «Supplier»

Рисунок 16 – заполненная таблица «Telephone»

Рисунок 17 – заполненная таблица «Type_b»

  1. Разработка Web-приложения

Для создания web-приложения использовался язык гипертекстовой разметки html, таблица стилей в css и язык web-программирования php.

Данным web-приложением могут воспользоваться как обычные пользователи так и сотрудники ресторанов. Поэтому в начале разработки, я бы хотела отметить, что web-приложение разделено на две части. Первая часть предназначена для обычных пользователей, в которой занесена информация о ресторанах, меню и другие данные. Вторая часть - это раздел для сотрудников, здесь имеется возможность добавить и удалить данные в БД, осуществить поиск данных и так далее.

Для начала я создала файл с расширением .css, в которой была построена таблица стилей для созданного web-приложения. На рисунке 18 показан скриншот файла css с некоторой частью кода.

Рисунок 18 – скриншот файла css

Далее на языке php была написана главная страница приложения. От которой, с помощью атрибутаhref, осуществлялся переход на другие страницы интернет-ресурса. Для подключения файла css использовалась следующая строка кода:

.

Следующий шаг, это создание нескольких страниц с расширением .html, в которых хранится общая информация о сети ресторанов (общие данные, контакты, фото). Фото были добавлены с помощью атрибута img. На отдельной странице с помощью языка гипертекстовой разметки построена таблица, в которую внесена информация о партнёрах. На рисунке 19 показана часть кода данной страницы, а именно код, для создания таблицы.

Рисунок 19 – код, использовавшийся для создания таблицы

  1.  
    1. Реализация доступа к БД

Для вывода каталога ресторанов был осуществлен доступ к созданной ранее базе данных. Далее представлен фрагмент кода, который использовался при подключении базы к php файлу:

$db=mysql_pconnect('localhost','root','');

if(!$db) die("Не удалось подключиться к базе данных.");

mysql_query("SET NAMES 'cp1251'");

mysql_select_db('dbivanova');

Первая строка кода устанавливает соединение с сервером. Третья строка указывает кодировку, для вывода русских букв в таблице. Последняя строка выбирает нужную базу данных.

При неудачном подключении происходит вывод ошибки: «Не удалось подключиться к базе данных».

Для вывода таблицы «Отделы» используется следующий фрагмент php кода (рисунок 20):

Рисунок 20 – фрагмент кода, для вывода таблицы

  1.  
    1. Добавление и удаление данных в БД

Для добавления и удаления данных создавались отдельные php файлы в которых прописывался код на добавление или на удаления.

Фрагмент кода, который предназначен для добавления записи в таблицу «Отделы»:

$query = "INSERT INTO `department` VALUE(NULL, '" . $name . "')";

В скобках указаны поля для занесения информации.

Фрагмент кода, который позволяет удалить записи из таблицы «Отделы»:

mysql_query('DELETE FROM `department` WHERE `id_department`= '. $del

Затем в главном файле для удаления создавалась ссылка на удаление каждой выведенной записи. Фрагмент кода:

удалить

Для добавления в главном файле создала форму, которая при нажатии кнопки отправки вызывает страницу на добавление записи, введенной в созданное поле, в таблицу. Фрагмент кода:

  1.  
    1. Поиск данных

Для поиска данных в главном файле php создается форма, которая содержит в себе поле, для поиска определенного значения и кнопку для вызова страницы poisk.php, в которой происходит поиск заданного слова, вывод заданных значений и количество найденных записей.

Код использовавшийся для разработки поиска данных представлен в приложении.

  1.  
    1. Реализация запросов к данным в БД

В разработанном web-приложении для удобства вывода некоторой информации было создано несколько запросов, запросы также создавались в отдельных файлах. Далее представлен фрагмент кода одного из запросов к БД:

$query = 'SELECT * FROM `person`, `personal`, `telephone`

WHERE `person`.`id_person` = `personal`.`id_person`

AND `person`.`id_person`=`telephone`.`id_person`

AND `person`.`id_person` = ' . $id_person;

Весь код, использовавшийся для создания web-приложения представлен в приложении курсовой работы.

  1. Тестирование информационной системы
    1. Интерфейс web-приложения

В данной главе происходит тестирование разработанного web-приложения.

На рисунке 21 показана главная страница созданного Интернет-ресурса.

Рисунок 21 – главная страница web-приложения

От неё по ссылкам осуществляется переход на последующие страницы, а также имеется ссылка на переход в раздел для сотрудников.

Первая страница, на которую переходим, это «Каталог ресторанов», здесь хранится следующая информация: название, адреса, количество залов и мест в ресторанах, входящих в сеть ресторанов (рисунок 22). Здесь же можно просмотреть меню определенного ресторана, выбрав его название (рисунок 23).

Рисунок 22 – каталог ресторанов

С каждой страницы приложения имеется возможность возвращения обратно на главную страницу.

Рисунок 23 – меню ресторана «Башня»

Далее это страница «Каталог блюд», здесь выводится весь список блюд, имеющихся во всех ресторанах. Эта страница предназначена для людей, которые хотели бы попробовать определенное блюдо, но не знают, где его готовят, просмотрев каталог, можно найти нужный ресторан (рисунок 24).

Рисунок 24 – каталог блюд

Страница, хранимая немного общей информации о ресторанах и фото (рисунок 25).

Рисунок 25 – «О ресторанах»

Для связи с ресторанами на отдельной странице оформлена контактная информация сети ресторанов (рисунок 26).

Рисунок 26 – «Контактная информация»

Следующая страница посвящена партнёрам ресторанов, здесь указаны данные для связи с ними (рисунок 27).

Рисунок 27 – «Наши партнёры»

Далее переходим в раздел для сотрудников, на главной странице этого раздела расположены ссылки для перехода на нужные страницы, в зависимости от того, что бы сотрудник хотел увидеть: данные о сотрудниках, данные о поставщиках и так далее (рисунок 28).

Рисунок 28 – «Раздел для сотрудников»

Данные о сотрудниках, на этой странице представлена таблица «Пользователь» (рисунок 29), в ней хранится информация о каждом персонаже, внесённом в БД, его ФИО и адрес. Здесь же представлена таблица «Сотрудники» (рисунок 30), в которой хранится информация о каждом пользователе, его должности, заработной плате и паспортные данные.

Рисунок 29 – таблица «Пользователь»

Рисунок 30 – таблица «Сотрудники»

В каждой из этих таблиц есть возможность удалить запись (рисунок 34-36) или добавить (рисунок 31-33).

Рисунок 31 – заполнение полей для добавления записи

Рисунок 32 – «Запись успешно добавлена»

Рисунок 33 – проверка

Рисунок 34 – удаление последний записи из таблицы «Пользователь»

Рисунок 35 – «Запись успешно удалена»

Рисунок 36 – проверка

Аналогичным образом происходит добавление и удаление записей для каждой таблицы в разработанном Интернет-ресурсе.

На данной странице, созданы два запроса и поиск (рисунок 37).

Рисунок 37 – запросы и поиск

С помощью созданного запроса можно получить полную информацию об определенном сотруднике, стоит только выбрать его пользовательский номер (рисунок 38).

Рисунок 38 – выполнение запроса

Следующий запрос выводит должность сотрудника и его паспортные данные, если заработная плата сотрудника превышает заданное значение, которое нужно ввести вручную (рисунок 39-40).

Рисунок 39 – ввод значения

Рисунок 40 – выполнение запроса

«Поиск», осуществляет поиск сотрудников по их должности, выводит количество найденных записей, номер сотрудника и его заработную плату. Ввела должность «повар», на рисунке 41 показано выполнение поиска.

Рисунок 41 – «Поиск»

Следующая страница – это «Данные о поставщиках». Она хранит в себе информацию о поставщиках, имеющих рабочие отношения хотя бы с одним из ресторанов (рисунок 42).

Рисунок 42 – «Список поставщиков»

С помощью созданного запроса для этой таблицы, можно просмотреть список поставщиков определенного ресторана, стоит только выбрать номер ресторана (рисунок 43).

Рисунок 43 – выполнение запроса

Страница «Отделы», хранит в себе информацию из таблицы «Отделы», имеется возможность удалять и добавлять записи (рисунок 44).

Рисунок 44 – «Рабочие отделы»

На странице «Меню» выводится таблица «Тип блюда» (рисунок 45) и таблица «Меню» (рисунок 46).

Рисунок 45 – «Тип блюд»

Рисунок 46 – «Меню»

Следующая страница: «Список ресторанов», здесь происходит вывод таблицы «Рестораны», удаление и добавление записей (рисунок 47).

Рисунок 47 – Список ресторанов

И крайняя страница, это страница «Телефоны», на которой выводится телефонная книга сотрудников (рисунок 48).

Рисунок 48 – «Телефонная книга»

Заключение

В ходе курсовой работы мною было разработано web-приложение, которое предназначено для работы с удаленной базой данных. База данных была создана в приложение phpMyAdmin, а написание данного web-приложения происходило на языке html и php.

Реализованный Интернет-ресурс, удовлетворяет поставленным задачам: с его помощью можно добавлять, удалять записи, осуществлять поиск данных, просматривать таблицы БД.

Созданное web-приложение дает возможность сотрудникам работать с базой данных более удобным и быстрым способом, что позволяет им эффективнее делать свою работу. Для обычных пользователей, это хороший, привлекательный сайт, с помощью которого можно просмотреть меню ресторанов, адреса, получить любую другую контактную информацию.

Информация для написания курсовой работы бралась из учебных пособий и интернет-источников по выбранной предметной области.

Список использованных источников
  1. Васвани Викрам «Zend Framework Разработка веб-приложений на PHP», - «Питер», 2012

  2. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных, «Вильямс», 2001

  3. Маклаков С. BPWin ErWin – Case-средства разработки информационных систем, Диалог-МИФИ, - М., 2009.

  4. Полякова Л.Н. «Основы SQL» - Издательство: Интернет-университет информационных технологий, 2004 г.;

  5. Фримен Эрик - Изучаем HTML, XHTML и CSS(2012)

  6. http://htmlbook.ru/

Просмотров работы: 1810