Игры, которые используют на уроках (не стоит забывать о моменте преемственность в обучении между детским садом и школой), можно условно разделить на три типа:
– Подвижные, способствующие физическому развитию ребенка.
– Образовательные – игры, позволяющие ребенку получить первые представления о различных предметах и явлений действительности.
– Ролевые, с помощью которых ребенок «примеряет» ту или иную роль. Игры, в результате которых ребенок копирует манеру бытия взрослого, в какой-то степени готовят их к предстоящей взрослой жизни, с другой стороны ролевые игры служат развитию творческих способностей ребенка. На занятиях по музыке они помогают прочувствовать характер и образ произведения, учат исполнять музыку (песню, танец) выразительно.
На музыкальных занятиях задействованы все виды игр, и применяются они в зависимости от дидактических задач, которые педагог ставит перед собой и детьми. Например, для развития звуковысотного слуха я использую игру «Качели», во время которой дети должны угадывать, в каком регистре звучит мелодия. Для развития чувства ритма и разучивания особенно сложных ритмических рисунков, встречающихся в песенках, я часто использую игру «Эхо». Она заключается в том, что дети поочерёдно имитируют прохлопанный мною ритмический рисунок (для большей эффективности я разделяю детей по группам – сначала хлопают мальчики, затем девочки, и мы сравниваем, кто справился с задачей лучше, момент соревнования также приносит положительный результат). Для того, чтобы дети научились петь выразительно на помощь приходят игры, связанный с предметами и явлениями уже им знакомыми. Когда детей спрашивают, как бы одну и ту же песенку спел мишка или зайчик, папа или мама, кошка или котёнок, они легко отвечают на эти вопросы и с большим удовольствием демонстрируют свои ответы на практике. Для знакомства детей с новыми жанрами, с новой музыкальной терминологией, мне так же помогают игры, в которых присутствуют всевозможные сравнения – ассоциативный метод здесь действует безотказно.
Любая учебная деятельность, предстаёт перед малышом в ином свете, если облачить ее в игровую форму. Она активизирует образное мышление и повышает интерес, а интерес, как известно, является мощным «рычагом» для таких психологических свойств, как внимание и память. Именно они обеспечивают результативность занятий.
Если в раннем детстве деятельность малышей характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма и ощущением звуковысотности, что позволяет им достаточно выразительно исполнять песни и танцы, а так же проявлять большую самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движений во время танца.
Значение музыкальных дидактических игр нельзя переоценить. Они развивают у детей чувство ритма, такта, музыкального слуха, воспитывают творческую самостоятельность. Благодаря им у детей развиваются и танцевальные способности. Они учат детей любить музыку и воспринимать её как неотъемлемую часть нашей жизни, потому что сама игра является для них естественным видом деятельности, в то время как учебная деятельность, напротив, утомляет их в силу их возраста и отсутствия непосредственного к ней интереса. Не стоит забывать о том, что многие вещи, которые кажутся для нас привычными и простыми, для детского восприятия и, тем более, для воспроизведения трудны.
Во время игры дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а так же лучше запоминают музыкальный материал в процессе слушания.
Но игра также носит воспитательный и организационный характер и может стать способом поощрения. Проверенный способ – если перед уроком договориться с детьми, что за хорошее поведение с ними проведут на несколько любимых игр больше – они продемонстрируют большую отдачу.
Музыкальные игры раскрепощают и повышают социальную адаптацию детей. Зафиксировано множество случаев, когда благодаря им даже проблемные дети легко вливались в коллективную деятельность сверстников.
В наше время существует множество источников информации, благодаря которым с лёгкостью можно обогатить свой педагогический репертуар. Всевозможная методическая литература и, что не маловажно, огромное количество форумов, где представители различных поколений педагогов обмениваются своим опытом друг с другом. Лично я, как молодой педагог, сполна оценила возможность получать ответы на волнующие меня вопросы зачастую сразу от нескольких специалистов с далеко немалым «багажом» знаний за плечами. И еще один плюс данной возможности заключается в том, что благодаря таким обсуждениям можно выяснить, какие методы более действенны, а какие менее.
Например, с помощью подвижных игр «Поезд» и «Кошки-мышки», у детей развивается реакция на смену темпа музыки с помощью ассоциации образа с темповым движением.
Игры, в которых ребенок должен вспомнить, допеть или исправить песню так же благотворно влияют на развитие музыкальных способностей и психологических свойств ребенка.
«Повтори ритмический рисунок», «Громкая и тихая музыка», «Какой сейчас звучит инструмент» дают детям первые представления о средствах музыкального воплощениях.
Впрочем, вышеизложенное ни сколько не умаляет значение творческого подхода. Педагогическая деятельность – это постоянный поиск. И особенно это касается работы с маленькими детьми. Мы постоянно ищем новые формы донесения информации–формы, доступные для детского восприятия.
Список литературы и интернет-источников:
1. Конова, Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»; Москва «Просвещение» 1982
2. Орлова, Ф. М., Соковнина, Е. Н. «Нам весело»; Москва «Просвещение» 1973
3. Картотека музыкально-дидактических игр; http://www.ds-1.edusite.ru/p102aa1.html
4. «Музыкальный руководитель»; http://babymusic.jimdo.com/
3