БЛАГОУСТРОЙСТВО ОТКОСОВ ДЯТЛОВЫХ ГОР. ИДЕИ, НЕ ДАЮЩИЕ МНЕ ПОКОЯ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

БЛАГОУСТРОЙСТВО ОТКОСОВ ДЯТЛОВЫХ ГОР. ИДЕИ, НЕ ДАЮЩИЕ МНЕ ПОКОЯ.

Кармазин И.В. 1, Кармазина Е.Л. 2
1МБОУ СОШ №19
2Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исключительный ландшафт Нижнего Новгорода представляет собой сложную структуру, состоящую из многочисленных оврагов, холмов, подземных рек и ключей.

Кроме ландшафта Нижний Новгород отличается от других городов России уникальной деревянной двухэтажной и трехэтажной застройкой периодов с XVIII по XX век, которая с установления Советской власти по сей день активно уничтожается местными властями. На сегодняшний день на месте шикарных купеческих особняков, вместо того чтобы их реставрировать и использовать под современные нужды, строят нелепые 10-этажные офисные или торговые здания.

Хочу обратить внимание на то, что в Нижнем Новгороде очень много неосвоенных или попросту заброшенных территорий, причем преимущественно находящихся на правом берегу Оки и Волги, практически в самом центре города. Да, это сложные для возведения построек откосы и овраги, но если тщательно продумать все нюансы такой застройки и воплотить её в реальность, то город начнет новую жизнь.

В первую очередь, думаю, надо освоить склоны оврагов вдоль правого, высокого берега реки Оки. Огромная, живописная, обращенная к водной глади территория, по «подолу» которой прежде проходила ветка Казанской железной дороги, насыпь под которую сохранилась до сих пор. Пологие холмы раньше были застроены частными жилыми домами. Сейчас эти холмы – голые, а могли бы добавить еще 40% к площади городской застроенной территории.

Плюсы такой застройки: освоение резервной земли, улучшение внешнего облика города, привлечение большего числа инвесторов в город, обеспечение жильем и комфортной жизнью молодых семей, возвращение Ромодановскому вокзалу его первоначальной функции – конечной станции Нижегородско-Казанской железной дороги, а также использование помещений заброшенной водоподъемной станции и мельниц. А самое главное: незачем будет уничтожать исторический центр города, старые дома можно будет постепенно расселять, предоставляя людям новые квартиры или даже вновь построенные особняки на склонах оврагов в привычном для жителей старинных районов города центре, а не на окраинах, что сейчас практикуется. Cтаринные же купеческие особняки после расселения необходимо реставрировать, где-то пристраивать к ним дополнительные площади, где-то надстраивать, обновлять коммуникации, благоустраивать дворы и: продавать богатым инвесторам.

Получается тройная выгода!

  • Город не теряет свое историческое прекрасное лицо;

  • жители центра этот центр, а значит социальные связи не теряют, получая новые квартиры;

  • инвесторы получают престижные особняки.

Минусы: большие затраты в связи со сложным рельефом и подземными ключами. Но, как говорится, для того чтобы что-то получить, нужно что-нибудь вложить.

В своей диссертации профессор ННГАСУ С.В. Казнов утверждает: «около 41% овражных и склоновых территорий Нижнего Новгорода не используются. Несмотря на то, что использование «неудобных» земель вызывает удорожание строительства зданий и сооружений на 5-20% (в зависимости от типа зданий и уклона местности), по сравнению с затратами на реконструкцию уже освоенных территорий это - дешевле на 5%, а по сравнению с затратами на освоение отчуждаемых сельскохозяйственных земель - на 15%...

Первое, что нужно сделать, это провести полный анализ грунта откосов на предмет оплывин и оползней. Не исключено, что большинство из них будут непригодны для агломерации, в частности это территория Малиновой гряды (от Лагерного оврага до Комсомольского съезда), именно та, которая проходит вдоль Нижегородско – Казанской железной дороги».

Допустим, я хочу настроить множество жилых домов на южных склонах Дятловых гор. Как решить проблему оползней и подземных ключей? Существует множество способов решения этих задач. Ниже приведена схема мероприятий по инженерной подготовке территории.

Склоновые мероприятия по инженерной подготовке территории

Организация рельефа:

  • Уполаживание склонов

  • Устройство террас

  • Микропланировка

  • Ликвидация оврагов

Регулирование поверхностного стока:

  • Водоотводящие сооружения

  • Противоэрозийные покрытия

  • Противофильтрационные покрытия

  • Посев трав

  • Одерновка

  • Древесно-кустарниковые насаждения

Регулирование подземного стока:

  • Дренажи мелкого заложения

  • Дренажи глубокого заложения

Регулирование состояния и свойств горных пород:

  • Химическое закрепление грунтов

  • Изменение температурно-влажностного режима грунтов

  • Замена грунтов

  • Электризация грунтов

  • Подпорные стены

  • Контрфорсы

  • Свайные сооружения

  • Анкерные сооружения

  • Комбинированные удерживающие сооружения

Видно, что существует большое количество способов облегчить себе задачу в создании нового района на откосах Дятловых гор, и никаких отговорок, что якобы застройка на склонах круче 30 градусов невозможна, быть не может.

Ярким примером активного освоения горных склонов является город Сан-Франциско в США. Довольно крутые холмы (максимальный уклон 20 градусов) не помешали созданию такого уникального, с архитектурной точки зрения, города. Замечу также, что город является финансовым центром штата Калифорния.

Тут, по крутому прямому съезду, даже трамваи ездят…

Здесь уклон явно больше злополучных 30 градусов, которые так пугают строителей

А здесь другое решение: волнистая дорога. Как в слаломе.

А что же делать, если уклон больше 20 градусов, и длина откоса больше, чем в Сан-Франциско? Как осваивать наши откосы в 45 градусов? Как справиться с опасностью оползней?

Главной причиной оползней являются подземные источники воды. Вместо мягких грунтов, которые постепенно размываются водой, образуются пустоты, грунт не выдерживает собственного веса и обрушивается. Или по обмыленной мягкой глине начинают сдвигаться верхние слои, они постепенно сползают в овраг, снося все на своем пути. Так в 1857 году сползла гора на стоявший у её подножия Печерский монастырь, уничтожив его. Нынешние постройки Нижегородского Печерского монастыря расположены на километр выше по Волге. Неоднократно случались оползни на Окском, Похвалинском, Зеленском съездах.

Но если проблема оползней заключается только в размывании породы водой, значит нужно просто убрать эту воду. Существует масса способов регулирования подземного стока. Это: штольни, трубчатый буровой дренаж, сифонные дренажи, вакуумные дренажи, лучевой дренаж и т.п.

Дренажные штольни

Лучевой дренаж

Как видите, если подойти к этой проблеме с умом, то можно её запросто решить.

После проведения всех мелиоративных, геологических работ и работ по уплотнению грунта можно приступать к кульминационной части всего проекта: благоустройству откосов.

С учетом того, что строительная техника не сможет работать на таких склонах (максимальный уклон по которому может передвигаться гусеничный транспорт составляет 35 градусов), первым делом нужно обеспечить транспорт хорошим подъездом к объекту и свободным перемещением техники по стройплощадке. Самое лучшее, что можно придумать, с целью решения проблемы с транспортом, это создать искусственные террасы, укрепленные контрфорсами и подпорными стенами. Эти же террасы будут использоваться как основание для дома, а в дальнейшем, как многоярусные улицы. Исходя из размеров наших откосов (70-110 метров в высоту, от 50 метров в глубину) можно выстроить шикарный каскад особняков в три и более ярусов.

Подготовка строительной площадки, основания и возведение фундамента.

Чтобы выровнять первые площадки для того чтобы разместить на них строительную технику придется поработать человеку лопатой. После того как площадки для машин готовы можно приступать к сооружению террас, которые послужат нам в дальнейшем в качестве основания под дома.

Дальше, дабы укрепить террасы, которые могут запросто развалиться под огромным давлением улиц и домов, нужно ставить подпорные стены. Подпорные стены должны иметь форму тавра, причем лицевая плоскость тавра, выходящая наружу должна быть перпендикулярна относительно горизонта, а тыльная грань должна быть ступенчатой, в этом случае всё давление будет скомпенсировано, и стена не рухнет.

Стена монолитная или сборная, сделанная из бетона, бутобетона или каменной кладки

Подпорная стена, какой бы крепкой она ни была, обязательно должна быть закреплена анкерами, которые закреплены в плите, работающей на выпор или на сдвиг, или на сваях в толще земляного массива.

Подпорные стены нужно укрепить контрфорсами.

Укрепленные и дренажированные склоны оврагов готовы к размещению на них новых особняков. Теперь можно приглашать инвесторов, будущих хозяев этих особняков.

Следующие этапы: строительство зданий, подводка дорог и коммуникаций, благоустройство территории.

С чего начинается постройка дома? Правильно, с фундамента.

Фундаменты.

Сначала обратимся к опыту предков. Оригинальные решения предлагались нижегородскими зодчими в XIX веке. Так, в проекте дома почетного гражданина Петра Григорьевича Чеснокова на Лыковой Дамбе подпорная, одновременно внутренняя стена, сделана в виде полукруглой скобы, обращенной горбушкой к склону. Раздавить такую конструкцию, напоминающую яйцо, не могут даже огромные массы грунта.

При этом фасады дома – легкие, ажурные, будто и нет этой давящей массы.

Вот это – настоящая нижегородская архитектура. Дом П.Г. Чеснокова был по этому проекту построен и долго жил на склоне Лыковой Дамбы, пока в XX веке его не снесли, а на его месте не возвели 9-этажный «шедевр» без лица и без крыши.

В современном строительстве можно применять такой, испытанный тип фундаментов, но можно попробовать и другие, новые технологии.

Самый подходящий фундамент для наших двух- трехэтажных домов - это буронабивные сваи кустового типа. Такой фундамент в поперечном разрезе имеет витиеватую форму корней дерева. Благодаря таким сваям, дома будут стоять крепко и надежно на неустойчивом грунте прямо как вековые деревья. Простота и практичность буронабивного фундамента давно уже доказана при строительстве или реконструкции зданий в труднодоступных местах (в городе, в оврагах). Устройство буронабивных свай состоит из трёх простых этапов: бурение, армирование и «инъекция» материала (бетон, ЖБ) в буровую скважину. Плюс непосредственно для застройки откосов, состоит в том, что бурение в отличие от вбивания не вызывает сильных колыханий и деформаций грунта.

Коммуникации.

Пожалуй, одно из самых затратных, что может помешать инвесторам вкладывать деньги в проект, это коммуникации. В этой части мы рассмотрим все типы коммуникаций, которые понадобятся для воплощения в жизнь будущего района, от канализации до различных видов транспорта.

Канализация и водопровод.

В новом труднодоступном коммуникациям районе, привычные для нас канализация и водопровод не подойдут. В некоторых городах Германии давно используются местные (локальные) водоочистные сооружения. Такие сооружения можно использовать не только как очищение подаваемой воды извне (ключи, реки), но и как фильтрацию уже использованной.

К счастью наши Дятловы горы богаты ключами и подземными реками, которые можно использовать в качестве источника воды для хозяйственных нужд и при этом не перегружать городской водопровод. С канализацией дела обстоят ещё проще, новому прибрежному району повезло. Грязная вода, пройдя через локальные водоочистные сооружения, потечет по трубам прямо в Оку.

Транспорт.

Холмы Нижнего Новгорода, это не только мечта для художника – натуралиста, но для и инженера транспортных путей и сообщений. Вы только представьте, сколько различных типов транспортных средств можно применить к новому террасному району нашего города. Одним из таких средств является элеватор. Для того чтобы двигаться в горизонтальной плоскости нужны автобусы, трамваи и поезда, но как подниматься с первого яруса террасы на третий или четвертый? Для этого и существуют элеваторы, по которым можно быстро подняться с побережья на край откоса. Поезда на зубчатых рельсах давно используются в горных районах Европы.

Так как элеватор нам понадобится только для того чтобы перевозить жителей города и туристов в одном направлении, на относительно коротком участке пути, то машинист в таком поезде просто не нужен, да и электроэнергия тоже почти не нужна. Вспомним былые времена Нижнего Новгорода. 1896 год, Всероссийская промышленно-художественная выставка, кремлевский элеватор шныряет изо дня в день то вверх, то вниз без устали, а всё потому, что мудрые нижегородские инженеры ухитрились сделать фуникулёр, который работает сам по себе почти без электричества. Нижегородский кремлевский элеватор (фото М.П. Дмитриева)

Секрет этого чуда прост. Пока в одном вагончике, внизу горы, усаживаются пассажиры, в цистерну под «брюхом» верхнего вагончика, набирается вода посредством насосов, которая и увлекает своей тяжестью вниз не только его, а и тащит на тросе в гору нижний вагончик. Спустившись, цистерна нижнего вагона опустошается, цистерна верхнего вагона заполняется, и процесс начинается сначала. Как видно: нехитрый и дешевый механизм фуникулёра, который нам нужен, давно был придуман. Такая конструкция прослужит очень большой срок, если конечно ухаживать за рельсами и водокачками. Элеватор, созданный по кремлевскому типу окупится за очень маленькие сроки, даже если брать всего по 5-10 руб. за проезд, принесет большую прибыль транспортным компаниям и станет визитной карточкой Нижнего Новгорода.

Существует еще один интересный способ подниматься в гору, кроме фуникулёра. Все знают знаменитые подъёмники на горнолыжных курортах.

Почему бы их не использовать в нуждах города. Купил проездной билет на целый месяц и катайся себе на здоровье сколько влезет. Правда придется, с учетом нашего климата, вместо скамеек сделать кабинки как на канатной дороге.

Решена проблема подъемных транспортных средств. Теперь можно подумать о том, как люди будут добираться до «канаток», элеваторов и лестниц, соединяющих улицы- ярусы между собой. Прежде всего нужно организовать движение общественного транспорта таких как автобусы и троллейбусы. Для это обязательно нужно проложить хорошую дорогу вдоль набережной, провести ЛЭП для электротранспорта и освещения, расставить остановки. Для личного транспорта необходимо возвести несколько специальных подъёмов на улицы- террасы, которые должны иметь форму серпантина, а также в каждом доме использовать подземную часть в качестве гаража, дабы не загружать улицы стихийными стоянками.

Допустим, что со всеми автотранспортными проблемами мы разобрались, но что делать, если большинство жильцов новоиспеченного района не имеет личного транспорта, а сами они находятся где-нибудь в заречной части города и им нужно срочно попасть домой (метро в этом случае не подойдёт потому, что при проектировании нижегородского метро Нижневолжскую и Нижнеокскую набережные просто не брали в учет, остановки на них не предусмотрены).

Когда-то Нижний Новгород славился своим пароходством. Оку и Волгу бороздили красивые, быстроходные суда на подводных крыльях (изобретение нашего гениального конструктора Р.Е. Алексеева). Моторки, катера – «финляндчики» и яхты сновали между заречной и нагорной частями города. Сейчас же там изредка проплывает одинокий сухогруз. Однако, с появлением новой густонаселенной набережной, многие жители с удовольствием воспользуются речным транспортом. В качестве причалов надо возродить систему дебаркадеров, с их исчезновением утрачена живописность, теплота береговой линии.

После сложнейших работ по возведению различных сооружений (ФОКов, домов, коммуникаций и т.п, наконец, после сдачи всех объектов, новый благоустроенный микрорайон города будет готов к заселению и переселению жильцов, а также к показу его инвесторам, приехавшим в Нижний Новгород из других городов и стран.

Примеры существующей застройки на склонах правого берега Оки в Нижнем Новгороде.

Мельничный переулок.

В нашем городе есть положительные примеры застройки крутых склонов. Вот бывший дом купца Солина в Мельничном переулке. Возведенный в конце XIX века на крутой горе, сдерживаемой мощной подпорной стенкой, прекрасный особняк. В советское время дом был превращен в жуткую коммуналку. Множество маргинальных жильцов долгие годы буквально насиловали бывший купеческий особняк, планомерно уничтожали прекрасные интерьеры. После расселения дом Солина совсем забросили, но появился неравнодушный человек, и судьба здания стала коренным образом меняться. Вложив огромные деньги в его реставрацию, новоявленный хозяин вдохнул в особняк прежнюю яркую жизнь.

Сейчас дом выглядит вот так:

Весь Мельничный переулок теперь застроен каскадом новых особняков.

Ромодановский вокзал.

На улице Черниговской стоит здание Ромодановского вокзала, когда -то служившие конечным пунктом Казанской железной дороги. Сейчас там находится какая- то другая организация, никоим образом не связанная с этим сооружением исторически. Было бы славно, если бы Ромодановскому вокзалу вернули былое величие и использовали его хотя бы в качестве местной достопримечательности.

Водоподъёмная станция.

На правом берегу Оки, чуть севернее Молитовского моста располагается огромный комплекс старой водоподъемной станции.

В перспективе, его вряд ли нужно восстанавливать в качестве служебного здания, с прежней функцией. Однако, бывшая водоподъёмная станция принесла бы большой доход городу и пользу людям в качестве оздоровительного комплекса. Исходя из её огромных размеров, станцию можно было бы превратить в аквапарк, при этом не меняя её архитектуру. В связи с тем, что вокруг Нижнего Новгорода, в радиусе 30 км от центра нет ни одного аквапарка, здание бывшей водоподъёмной станции приносило бы колоссальную прибыль в государственную казну.

Что касается архитектуры новых особняков на склонах Дятловых гор, то лучше фасадов купеческих домов XIX-XX века ничего не придумаешь. Необходимо вернуть их городу, за последнюю сотню лет утратившего 80% своего своеобразия. Планы домов, функциональная нагрузка, строительные материалы конечно могут быть любыми, современными, а фасады с многоскатными крышами, элементами декора, цветовым решением – наши, нижегородские.

Если существует такая возможность: создать новые условия для жизни на живописном холмистом берегу, до сих пор не освоенном, то почему бы это не сделать? Даже школьник, не имеющий строительного образования, понимает, что эта затея осуществима. Что за странная политика проводится по уничтожению красивых старинных домов, и замене их на безобразные 10-тиэтажки, когда у нас, в Нижнем Новгороде, в центральной части города, не освоено более 50 %, пригодной земли. Да, это затратная и несколько авантюрная затея, на это решатся только единицы. Но вы только представьте, что можно создать новый, комфортабельный район в центре города; вместо пустынного, заросшего бурьяном берега, сформировать прекрасную набережную – фасад Нижнего Новгорода и при этом решить кучу финансовых и социальных проблем!

Просмотров работы: 784