РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА СОВРЕМЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА СОВРЕМЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Марухина Е.С. 1, Ярошук Е.Д. 1, Павлова Л.В. 1
1НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Архитектура современных городов представляет собой слияние и взаимодействие различных стилей. В то же время, когда речь идет о собственном доме, многие из нас хотят видеть его не только красивым, но и экологически «чистым» и безопасным. В России на протяжении многих веков дерево оставалось основным строительным материалом. Дома, построенные из дерева, всегда несли в себе натуральную эстетику, чувство тепла и комфорта. Несомненно, дерево обладает чудесными качествами и ни один из современных материалов никогда не сможет занять то место, которое занимает древесина.

Если говорить о деревянной архитектуре, именно она выработала многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам различных народностей.

Крестьянин-художник украшал резьбой и росписью стены своего жилища, предметы домашнего и хозяйственного обихода. Памятники крестьянского зодчества: деревянные строения различных типов, ворота, наличники, деревянные подзоры, хозяйственные постройки, до сих пор говорят о художественном вкусе и глубоком понимании материала безвестных народных мастеров[1].

Характерно, что каждый город испокон веков имел свою оригинальную архитектуру, в том смысле, что по орнаментам и украшениям домов, можно было определить, в каком городе мы находимся.

К сожалению, в современных городах все реже можно встретить старинные деревянные дома с резными наличниками и подзорами, их затмили типовые «архитектурные башни» из стекла и бетона. В то время как многим городам возвращаются их исторические имена, сами исторические застройки необоснованно сносятся, что приводит к невосполнимым потерям и утрате индивидуального облика города[2].

Складывающаяся веками историческая среда городов России безвозвратно исчезает, на ее место приходит современная архитектура, а исторические центры городов становятся похожими друг на друга как две капли воды.

Так, во многих городах России на данный момент еще сохранилось много старинных деревянных домов, украшенных резьбой, но к великому сожалению, их постигает весьма печальная участь – они ветшают, а вместо того, чтобы их отреставрировать и восстановить, их попросту сносят, в худшем случае – сжигают с целью возведения новых. Поэтому нам сложно предугадать, какое ещё время городам удастся сохранить интересные постройки тех времен, когда по внешнему убранству дома можно было определить, в каком городе мы находимся[3].

И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные постройки, представляющие собой настоящие произведения искусства (рис.1,2).

   

Рис.1. Дивеево, Часовня у источника Серафима Саровского, Нижегородская область

Рис.2. Белгород, Храм во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы.

Традиция украшать деревянными узорами элементы конструкции жилых домов возникла достаточно давно. Мотивы рисунков несли в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, сюжетами которых обычно являлся растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей [4].

Изучив историческую литературу и ознакомившись с символикой деревянной резьбы, мы решили пройтись по старым улицам Нижнего Новгорода, чтобы собственными глазами увидеть необычайную красоту сохранившихся деревянных строений с резными наличниками и постараться не только сохранить эти произведения искусства в виде фотографий, но и воссоздать утраченные фрагменты средствами информационно-графических технологий.

Важно уяснить, что без памяти о прошлом нет будущего и это понимают многие путешественники, которые с восторгом рассказывают о прелестных старых домиках с кружевными наличниками и деревянным резным декором, сохранившихся в маленьких провинциальных городах.

Несомненно, и наша короткая прогулка по Нижнему Новгороду дала возможность увидеть на центральных улицах города строения с элементами деревянного кружева, сфотографировать их, чтобы возродить красоту деревянных наличников и воссоздать их, в случае необходимости, по разработанным трафаретам и шаблонам (рис.3-4).

   

Рис.3. Дом с наличниками, расположенный напротив ННГАСУ по ул. Гоголя, Нижний Новгород

Рис.4. Дом с резными наличниками, расположенный по ул. Малая Ямская, Нижний Новгород

Наличник на окне в русской избе - это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность.

Если вслушаться в слово «наличник»,то можно заметить, что слово это созвучно словосочетанию «находящийся на лице», а фасад дома и есть его лицо, которое должно быть чистым и красивым, поэтому каждый хозяин своего дома старался защитить и украсить свой дом, чтобы обеспечить его жителей теплом и безопасностью. Наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы, поэтому и украшались они чаще, чем другие элементы постройки. Так резьба носила символический характер и являлась оберегом, хотя со временем значение многих символов резьбы наличников было утрачено, некоторые из них дошли до нас в виде фрагментов на фасадах старинных «бабушкиных домов» [5].

Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке, все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками.

Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно[4].

Поэтому они исчезают вместе с прошлым, и в результате, вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. К счастью и сейчас встречаются наличники, изготовленные вручную, ведь есть в них что-то притягательное. Изготовленные мастерами, вкладывающих в свою работу душу и сердце, деревянные наличники излучают красоту и тепло человеческих рук.

Мы побывали на улице Гоголя, на Малой Ямской и на улице Маслякова, где еще сохранились деревянные постройки с резными наличниками, но вот с определением символики резьбы оказалось все не так просто, ведь каждый элемент наличника можно истолковать по-своему, к тому же не исключено, что данные наличники изготовлялись мастерами исключительно в декоративных целях.

Однако нам удалось узнать многие элементы резьбы и вспомнить их значение. К примеру, часто встречались круги, обозначающие солнце, а также искривленные линии внутри кругов, символизирующие бег солнца. Украшением нескольких наличников были волнистые линии – знаки воды, символа небесного плодородия и урожая. Нередкими были и ромбы, обозначающие землю (рис.5).

     

Рис.5. Геометрические узоры на наличниках, расположенных на фасадах домов в Нижнем Новгороде

Оставшись под впечатлением от красоты и необычности геометрической резьбы, мы сделали множество интересных снимков деревянных домов, а также выполнили чертежи некоторых элементов декора, а также доработали некоторые утраченные фрагменты наличников геометрическими построениями (рис.6).

     

Рис.6. Геометрические узоры на наличниках и их графическое изображение.

Чертеж выполнила Екатерина Ярошук, ИСФ,ННГАСУ

 

В нашем исследовании мы воссоздали и мотив узора деревянного наличника, расположенного на главном фасаде дома, который все хорошо знают. Этот жилой дом находится в Нижнем Новгороде на ул. Маслякова, в бывшем Прядильном переулке в центральной части города.

Рис.7. Деревянный наличник на фасаде дома в г. Нижнем Новгороде

Декоративный орнамент (наличники, рельефный рисунок в виде орнамента над карнизом) сохранился до настоящего времени, но скоро данное строение будет снесено, поэтому мы и решили сохранить изображение декоративного орнамента не только на фотографии, но и сохранить мотив его узора в виде шаблона, выполненного с использованием геометрических построений.

На первом этапе мы проанализировали форму наличника и пришли к выводу, что в мотиве узора встречается распространенный элемент деревянной резьбы на наличниках «Роженица рогатая» - символ языческой богини – роженицы, которая считается символом плодородия, хорошего урожая, достатка.

Работая над композицией узора наличника, на втором этапе построения трафарета-шаблона был сделан эскиз деревянного наличника с использованием дуг, окружностей, а также различных сочетаний сопряжений.

Третий этап был самым трудоемким и ответственным, ведь нам необходимо было не только воссоздать мотив узора наличника, но и выполнить чертеж по всем правилам геометрических построений с элементами сопряжений и касательных. Далее был составлен подробный алгоритм построения шаблона, с подробным описанием последовательности действий при создании геометрического объекта на плоскости.

На завершающем этапе, в системе автоматизированного проектирования AutoCAD, командами рисования и редактирования было выполнено построение шаблона деревянного узора с присвоением шаблону толщины. Разнообразные команды редактирования и рисования позволили не только сохранить информацию о деревянном узоре, но и поработать над его реконструкцией (рис.8).

На сегодняшний день современные информационные технологии позволяют нам не просто генерировать творческие идеи, но и побуждают к экспериментированию, активизируют познавательные способности, создают творческий настрой, мотивируя на создание нестандартных конструкторских решений.

В таких условиях возможности трехмерного моделирования безграничны и находят широкое применение, например в 3D печати, используются для создания различных архитектурных макетов зданий и прототипов-визуализаций. Возможно, в ближайшем будущем 3D принтер станет таким же необходимым предметом нашего быта, как холодильник или телевизор, и мы сможем распечатывать на нем любой предмет.

Однако прежде чем что-либо распечатать на 3D-принтере, необходимо изучить платформу CAD-программы, позволяющую реализовать свои идеи в трехмерном компьютерном пространстве.

   
   

Рис.8. Этапы построения и воссоздания деревянного наличника.

Работу выполнила Елена Марухина, ОТФ, ННГАСУ

Таким образом, изучив основные способы построения и редактирования чертежей и моделей в программе AutoCAD, мы выполнили двумерный чертеж шаблона-наличника и его трехмерную модель в программе AutoCAD, после на 3D-принтере был распечатан фрагмент прототипа наличника (рис.9.).

Преимущество такой 3D -модели нельзя не оценить, ведь мы смогли подержать прототип шаблона-наличника в руках, а также «переконструировать» его.

   

Рис.9. Фрагмент наличника и его прототип

Совершив короткую прогулку по Нижнему Новгороду, мы увидели на центральных улицах города не только строения с деревянными наличниками и подзорами, но и множество архитектурных металлических изделий, как современных, так и довольно старинных. В них воплотились и идеологические изыскания мастеров, и практичность, и, безусловно, необыкновенная красота [6]. Сфотографировав несколько изделий, мы приняли решение сохранить один из узоров ковки и создать 2D чертеж и 3D модель данного мотива.

На примере кованых ворот, расположенных на ул. Ильинской (рис.10) в программе AutoCAD мы воссоздали форму ворот, проработав ее в режиме двумерного и трехмерного построения.

Для создания двумерного чертежа в качестве подложки в рабочем пространстве чертежа была использована фотография с фрагментом кованых ворот.

 

Рис.10. Фрагмент кованых ворот на улице Ильинской, Нижний Новгород

В итоге командой «Выдави» мы придали толщину узору и получили трехмерную модель (рис.11).

   
 

Рис.11. Создание узора средствами компьютерной графики

Мы изучили символику деревянной резьбы, значение символов и знаков на деревянных наличниках, нашли необычайной красоты кованые ворота. В процессе изучения инженерной и компьютерной графики узнали одну из самых занимательных сторон применения геометрических построений как на плоскости, так и с применением графических программ, что позволит нам сохранить красоту деревянного и кованого декора для истории нашего города, чтобы будущее поколение имело представление, в каких домах жили наши предки и как украшали свои жилища.

Список литературы:

  1. Василенко, В.М . Русская народная резьбаиросписьпо деревуXVIII - XX вв./ В.М. Василенко. –М.: Изд-во Моск.ун-та,1960. – 180с.

2. Комплексный методический подход к проектированию в исторической среде : метод. рекомендации для студентов, выполняющих ВКР(выпуск. квалификац. работу) бакалавров по специальности «Архитектура» 270100 / сост. А.А. Худин, О.В. Орельская ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, Фак. архитектуры и градостр-ва, Каф. архитектур. проектирования. – Нижний Новгород : ННГАСУ, 2011. – 44 с. : ил.

3. Марухина, Е.С. Геометрические сопряжения в мотивах деревянного кружева / Е. С. Марухина, Л. В. Павлова // IV Всероссийский фестиваль науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2014. – Вып. 4. – С. 156 – 159.

4. Колосова, И.И. Этапы становления и развития декора в деревянной архитектуре Томска (на примере наличников)/ И.И. Колосова, Е.А. Остроухова// Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. – Вып. 4. – С.118-131.

5. Мастеровой. Резьба по дереву [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=57949.0

6. Городецкий район: Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / [Отв. Ред. А.В.Лисицына]. – Н. Новгород: Кварц, 2011. – 504 с.: ил. (Объекты культурного наследия Нижегородской области)

Просмотров работы: 921