МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Перегудова Т.В. 1, Негадова С.С. 1, Мусиенко О.В. 1, Лазукин С.П. 1
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Перегудова Т.В., Негадова С.С., Мусиенко О.В., Лазукин С.П.

ВУНЦ ВВС «ВВА»

Воронеж, Россия

METHODOLOGICAL APPROACHES OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE EDUCATIONAL CIRCLE OF THE MILITARY INSTITUTION

Peregudova T.V., Negadova S.S., Musiyenko O.V., Lasukin S.P

The Air Force Academy

Voronezh, Russia

Возникновение патриотизма как социального явления, его жизненность объясняется тем, что по своей природе и происхождению он имеет объективную основу. Каждый человек имеет место своего рождения, свою историческую Родину и связан различными узами с тем окружением, в котором живет, развивается, получает возможность для продолжения потомства и так далее [1]. Именно эти и другие факторы неотъемлемо связаны с понятием патриотизма.

Понятие «патриотизм» имеет множество трактовок, представленных в трудах философов, социологов, педагогов в различные периоды развития общества.

Историко-философский анализ этого понятия показывает, что патриотизм рассматривался как нравственный и политический принцип, как социальное и высшее моральное чувство, как нравственная и социальная ценность [2], и предполагает его рассмотрение как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества [3].

Один из первых ученых, давших определение патриотизму, - В.И. Даль, трактовавший его как «любовь к Отчизне». «Патриот, - по В.И. Далю, - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [4].

Достижение задач гражданского и патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие учреждений образования, семьи и социума, что позволит сформировать устойчивые представления о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

Гражданское воспитание представляет собой единый комплекс, включающий правовое, нравственное, патриотическое и другие виды воспитания, который реализуется посредством соответствующей организации учебного процесса, где необходимо учитывать индивидуальные особенности той или иной категории граждан. В современных условиях развития общества необходимо изменение подходов к организации и проведению гражданского и патриотического воспитания.

Системно-деятельностный подход представлен мотивационно-ценностным (формирование мотивации к служению Родине, труду на благо Отечества; верность системе общегосударственных и национально-конфессиональных духовных ценностей, реализуемые средствами социально-культурной деятельности); целевым (направленность на формирование в условиях социально-культурной деятельности личности, владеющей культурой гражданского достоинства, эффективно действующей в многонациональной поликультурной среде); операциональным (комплексная интегративная реализация культуро-творческих, социально-защитных, информационно-просветительских и коммуникативных технологий социально-культурной деятельности); ресурсным (реализации нормативно-правовой базы, кадровых и материально-технических ресурсов социально-культурной деятельности) компонентами [5].

Средовый подход представляет собой создание новых социально-культурных и образовательных сред, которые отражали бы характер отношения личности с социальной, природной, культурной, информационной, образовательной, адаптационно-реабилитационной, творческой средой и обеспечивали бы включенность современного человека в процесс гражданско-патриотического воспитания. Среда рассматривается как совокупность средств, влияющих на изменение качественных характеристик процессов, объектов, субъектов гражданско-патриотического воспитания. Новое формирующееся понимание среды исходит из понимания динамики общественного развития, нелинейности развития социально-культурных процессов, механизмов социализации в условиях досуговой деятельности.

Социокультурный подход предполагает формирование ценностного и ответственного отношения человека к окружающему миру; создание среды и организацию процесса гражданско-патриотического воспитания в контексте общечеловеческой культуры, конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; организацию взаимодействия студента с миром культуры на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-) и в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).

Чтобы учесть общие задачи патриотического воспитания граждан РФ, специфику общественно-воспитательной среды, индивидуальные особенности обучающихся (интересы, опыт, жизненные ориентации, способность и готовность к коллективной работе), необходимо формирование единого образовательно-воспитательного пространства (интеграцию воспитательной системы и социальной среды) вуза, локального сообщества, города, региона. Курсанты должны быть вовлечены в разнообразные социальные и культурные проекты. Не мало важную роль в гражданско-патриотическом воспитании имеет объединение курсантов младших и старших курсов в рамках социальных и культурных коммуникаций. В единое целое в таком случае объединяются собственно воспитательные воздействия, педагогически организованная среда, которая стимулирует процессы коллективообразования, совместная деятельность педагогов и курсантов. Так интегрированный подход может включать в себя и системно-деятельностный, и средовый, и социокультурный.

Интегрированный подход предполагает:

– объединение воспитательных систем отдельных образовательных учреждений на локальном, муниципальном, региональном уровнях. Пространство может быть построено вокруг одного вуза или нескольких, выступающих инициаторами совместной воспитательной деятельности, или путем объединения на основе договора всех образовательных учреждений;

– изучение социальной среды, ее образовательного и воспитательного потенциала, потребностей и интересов потенциальных участников общего воспитательного пространства;

– возможность гибкой организации воспитательного пространства как на уровне органов управления, так и по инициативе курсантов;

– разнообразные социально-коммуникативные возможности, деятельность коллективов, активная реализация социальных ролей, диалог с представителями различных поколений, общих событий и т.д.

Литература:

1. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дис. ...д. п. н. М., 2001. - 396 с.

2. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма// Педагогика. 1998. № 5. С. 52-58.

3. Ильин Н.И. Формирование патриотических отношений у студентов: Автореф. дис. … к. п. н. Тамбов, 2003. - 24 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1978. Т.3. - С.24.

5. Гладких В.В. Системно-деятельностный подход как методологическая основа гражданско-патриотического воспитания молодежи // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып.4 (96). – С. 160-165.

Просмотров работы: 909