Импортозамещение, вопрос о котором неоднократно возникал у Министерства экономического развития РФ, все еще не имеет должного развития и применения.
Ситуация в сельскохозяйственной отрасли не так плачевна, как может показаться на первый взгляд. В нашей стране функционируют тысячи малых и средних предприятий, перерабатывающих блага сельского хозяйства, многие из них могут предложить немало новшеств для российского рынка, причем новшеств очень достойного качества. Но есть одна проблема – их главные конкуренты выигрывают на рынке в цене, так как малые российские предприятия с трудом могут окупить свои издержки, поэтому цена продукции порой сильно завышена, среднестатистические потребители просто не могут позволить себе покупку таких продуктов.
Вторая проблема, существующая в условиях рыночной экономики России, это невостребованность отечественной продукции, так как конечный потребитель предпочитает отказаться от экспериментов и приобрести уже проверенный, разрекламированный продукт известного бренда. Впрочем, сегодня можно наблюдать положительные тенденции в данной сфере. Благодаря санкциям, многие потребители начинают отказываться от импортных товаров, а рекламным слоганом торговых сетей становится девиз: «Продаем отечественное!», как показатель качества и поддержки российской экономики.
Еще одна проблема, это недостаточная финансируемость государством деятельности малых и средних предприятий сельскохозяйственной отрасли. Несмотря на наличие государственной поддержки, разнообразных целевых программ и методик, открытие такого предприятия, которое смогло бы составить конкуренцию европейским компаниям, требует огромных затрат, в том числе финансовых и временных, а получение результата в виде прибыли сомнительно, окупаемость порой составляет несколько лет. А в условиях нестабильной экономики этот срок кажется излишне большим, более того, существует вероятность отмены санкций, и, следовательно, рынки снова заполнят европейские продукты, а отечественные товары никто не захочет покупать.
С учетом внешнеэкономической и внутренней конъюнктуры рынка РФ в настоящее время перспективы малых и средних предприятий можно оценить как оптимистические для их дальнейшего развития, многие компании уже показывают отличный результат. К примеру, в Орловской области успешно функционирует ООО «Маслово», занимающееся животноводством и выращиванием злаковых культур, ООО «Добрая вода», ООО «Золото Черноземья», ООО «Северное сияние». Несмотря на то, что их доходы все еще невелики, положительные тенденции можно заметить.
С другой стороны, без должной государственной поддержки эта отрасль не может полноценно существовать, поэтому о полном импортозамещении говорить пока рано – малым и средним предприятиям нужны дополнительные денежные вливания. Несмотря на планируемый объем инвестиций в эту сферу, финансирование на федеральном уровне недостаточно. Когда отрасль нуждается в поддержке, ее финансируемость уменьшается, если еще в 2012 году вложения составили около 180 млрд. руб., то в 2016 это число снизится до 160 млрд. С улучшением геополитической ситуации в данную отрасль планируется приток инвестиций.
Государственные планы по поддержке сельского хозяйства зачастую так и остаются планами, не получив должной реализации, хотя добиться импортозамещения в этой области не так сложно, ведь Российская Федерация является страной с огромной территорией и плодородными почвами, позволяющими выращивать фрукты, овощи, зерновые культуры – практически любую продукцию. Мы можем самостоятельно производить самые разнообразные товары, а малые и средние предприятия являются оптимальными по размерам в данной сфере, поскольку на селе именно такие компании и востребованы: производить продукцию лучше прямо на месте, чтобы избежать транспортных расходов.
Отказ от введения налога на сельскохозяйственную прибыль уже стал победой аграриев на пути к успешному ведению бизнеса, теперь требуется проведение реформ на федеральном уровне, ужесточение стандартов ГОСТ к сельскохозяйственной продукции, стимулирование производства. Необходимо отладить систему сбыта, отработать логистику, наладить контакт со странами СНГ, которые могли бы стать рынком для экспорта.
Сегодня у малых и средних предприятий в сельскохозяйственной отрасли есть огромные перспективы, а импортозамещение позволит обеспечить потребителей качественными и доступными по цене продуктами отечественного производителя, впрочем, чтобы такие планы осуществились, требуется реальная государственная поддержка.
Одним из самых перспективных путей развития сельскохозяйственной отрасли является выращивание экологически чистых продуктов. В России данное направление еще не получило должного развития и только зарождается, являясь надеждой всей страны. Реализовав эту идею, малые и средние предприятия перестанут использовать любые виды химикатов и смогут поставлять на рынок качественные продукты, а благодаря государственной поддержке – еще и по конкурентоспособной цене. Поэтому можно с уверенностью говорить о большом потенциале и огромных перспективах в развитии малого и среднего бизнеса сельскохозяйственной отрасли в России.