В самом начале в рамках частно-государственного партнерства реализовывались проекты в отраслях инфраструктуры. А уже со временем такие правоотношения стали распространяться и на отдельные масштабные проекты – начиная от оказания общественных услуг до внедрения инноваций и проведения НИОКР.
Существует такая точка зрения, что ЧГП целесообразно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию1. Но стоит заметить, что определения ЧГП имеют различные нюансы, в зависимости от того, что автор подразумевает под ним.
Дадим несколько основных определений ЧГП:
ЧГП – это институциональный и организационный взаимовыгодный альянс между государством и бизнесом в целях реализации особо значимых проектов2. Эффективность такого партнерства обеспечивается не только совместным финансированием проектов, но и использованием уникальных возможностей каждого из двух участников проекта и сокращением рисков. Таким образом, государство, вступая в союз с бизнесом, получает не только снижение нагрузки на свой бюджет, но и более гибкую и действенную систему управления проектом, а бизнес в свою очередь - определенный набор правовых и кредитных гарантий.
Еще одно определение ЧГП, подразумевает под ним формализованную кооперацию государственных и частных структур, создаваемую специально под определенные задачи и опирающуюся на договоренности сторон3.
И одно из наиболее понятных определений, на наш взгляд, говорит о том, что ЧГП – это любые официальные отношения или договоренности на фиксированный период времени, между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и помогают друг другу в инвестировании ограниченных ресурсов, таких как: деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных задач в определенной области науки, технологии и инновации4.
Если использовать подход, который связан с оценкой частно- государственного партнерства с позиции перераспределения правомочий собственности, то можно отметить три определения партнерства:
ЧГП трактуется как косвенная и плавная приватизация, основанная на широком участии частных компаний в реализации правомочий собственности, передаваемых им в рамках проектов от государства, то есть это финансирование, проектирование, строительство и т. д.;
ЧГП рассматривается как своеобразный «третий путь», соответственно, правительство использует разные формы обеспеченности населения публичными благами. В результате партнерство занимает и осваивает нишу на границе государственного и частного секторов экономики.
ЧГП представляет собой особую, но полноценную замену приватизационных программ, позволяющую реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой стороны.
При этом можно заметить, что в отличие от приватизации в партнерствах право собственности сохраняется за государством. Но в рамках государственной собственности происходят существенные изменения, которые позволяют расширить участие частного бизнеса в реализации проектов.
Оставаясь собственником, государство сохраняет за собой определенную степень хозяйственной активности. Анализ приведенных выше определений ЧГП позволяет выделить некоторые характерные особенности данного явления.
Во-первых, стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики, иметь общие цели и задачи и соответственно объединять свои вклады для достижения этих самых общих целей;
Во-вторых, взаимоотношения сторон ЧГП должны быть зафиксированы в официальных документах, таких как договора, контракты и другое, и носить партнерский, то есть равноправный характер;
И, в-третьих, стороны ЧГП должны распределять между собой расходы и риски, понесенные в процессе их совместной деятельности, а также совместно участвовать в использовании полученных результатов5.
При этом необходимо учитывать, что в настоящее время единого определения ЧНП нет, и понимания соответственно тоже, даже в тех странах, где оно развивается достаточно успешно по сей день. Поэтому мы говорим лишь об имеющихся подходах к определению данного института общественных отношений, имея в виду, что в каждой стране существует определенная специфика в трактовке данного понятия. Разнообразие видов, форм и сфер применения ЧГП делают его специфическим или даже универсальным механизмом для решения целого ряда долгосрочных задач – от создания и развития инфраструктуры до разработки и адаптации новых перспективных технологий.
Принимая во внимание низкий уровень развития ГЧП в Российской Федерации, разработан перечень основных факторов, препятствующих развитию ГЧП в России являются:
высокие риски частного сектора,
отсутствие единой системы нормативно-правового обеспечения проектов ГЧП,
отсутствие развитой институциональной среды,
cложность и непрозрачность процедур, административные барьеры и отсутствие доверия со стороны бизнеса;
отсутствие инициативы со стороны бизнеса, в основном инициатива принадлежит государству;
слабое развитие ГЧП на региональном и местном уровнях.
Определены перспективные направления развития ГЧП в России: формирование общей среды ГЧП использование деловых объединений усвоение нормативно-правовой базы; усиление поддержки и гарантий государства партнерам из частного сектора создание единого государственного органа по ГЧП бизнеса в России вызывают проекты ГЧП в сфере развития транспортной инфраструктуры.
Потребность в развитии дорог в России очень велика, а все более увеличивающийся парк автотранспортных средств определяет растущий спрос на современные дороги. Второй по приоритетности областью является сфера ЖКХ, которая во многих населенных пунктах находится в критическом состоянии и требует срочного обновления. Очевидно, без привлечения ресурсов частного сектора государство самостоятельно не сможет решить эти вопросы.
Потребность в развитии инфраструктурных объектов, а также возрастающий интерес российских компаний к освоению новых направлений деятельности привели в последние годы к существенной активизации органов государственной власти по развитию ГЧП. Необходимость привлечения бизнеса к развитию российской инфраструктуры была озвучена на высшем политическом уровне. Власть связывает стратегические интересы страны с развитием новых форм партнерства с бизнесом.
Для стимулирования роста проектов государственно-частного партнерства определено важное значение информационной работы. Повышение информированности заинтересованных сторон о проектах, тиражирование «историй успеха», стимулирование лидеров и их инициативы предлагается использовать для повышения общественной поддержки проектов и возможности снижения уровней риска. В западных странах снижение уровня риска неизменно влияет на процентные ставки в сторону понижения, сокращая стоимость заимствований. Данные инициативы необходимо привнести в практику реализации механизма ГЧП в России.
1,2 www.imepi-eurasia.ru/baner/docladD/docP.3
2
3,4 www.imepi-eurasia.ru/baner/docladD/docP.6
4
5 Мазуренко С. Н. Вопросы государственно-частного партнерства в инновационной сфере. 2015г.