во-первых, неопределенностью и нестабильностью мировой геополитической ситуации, где силовая политика противостоит тенденции к интеграции и формированию многополярного мира, наблюдается тяга к новому гегемонизму, национально-территориальным и религиозным спорам, конфликтам и локальным войнам. В процессе глобализации, в стремлении дать адекватный ответ на вызовы пост индустриализма России необходимо одновременно отстаивать собственный государственный суверенитет, право на исторический выбор, национально-культурную идентичность, территориальную целостность. Поэтому в решении данных проблем важную роль играет не только дипломатия, но и гибкая военная политика.
во-вторых, внутриполитическими проблемами становления современной России. Россия стремится преодолеть наследие тоталитарного прошлого и выработать новые пути и модели демократического развития, что приводит к взаимоусилению внутренних противоречий, порождает социальные и этнические конфликты, активизирует силы, которые стремятся дестабилизировать ситуацию в стране.
в-третьих, недостаточной теоретической проработанностью таких важнейших направлений государственной политики, как военная реформа, и таких основополагающих документов, как военная доктрина.
Слово «политика» имеет греческое происхождение и в переводе означает науку и искусство государственного управления. во-первых, государственная политика является деятельностной активностью государства по управлению объектом, в данном случае государство есть главный субъект политики и управления;
во-вторых, государственная политика является деятельностной активностью совокупного субъекта политики, включая государство и негосударственные структуры, по реализации потребностей и интересов субъекта и объекта политики на основании ценностной базы и целей, декларируемых субъектом политики как всеобщие;
в-третьих, государственная политика является ценностно- и целеориентированным процессом политической организации и самоорганизации.
Государственная политика является основными принципами, нормами и деятельностью органов государственной власти по осуществлению данной власти в сохранении, развитии, распространении интересуемого объекта и реализации его достижений. Иными словами, государственная политика есть отношение государства к тому или иному объекту действительности.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение национальной безопасности, обороны, суверенитета и территориальной целостности страны, которое достигается посредством всех имеющихся сил, средств и ресурсов государства, возможностей всех сфер общественной жизни. В частности это можно отнести и к военной безопасности, которая является одной из важнейших составных частей национальной безопасности страны. И для обеспечения военной безопасности особое значение имеет военный потенциал государства, который формируется в военной сфере жизни общества.
Под военной сферой следует понимать область жизнедеятельности государства, объективно необходимую для обеспечения его динамичного, устойчивого и безопасного развития, в процессе которого занято большое количество социально подготовленных, имеющих отношение к военному делу людей, а также предполагающая в процессе своего функционирования использование государством в потенциальной и реализованной форме военной мощи страны и регулируемая при помощи военной политики на основе военно-доктриальных установок и определенной нормативно-правовой базы.
К специфическим особенностям и характерным чертам военной сферы можно отнести:
создание и функционирование военной сферы подчиняется основным политическим целям общества и государства, а именно сохранение, обеспечение благоприятных условий развития страны;
развитие и совершенствование военной сферы обусловлено необходимостью локализации и минимизации негативных последствий военных опасностей и угроз при помощи применения военной силы, вооруженных сил;
данная сфера относится к непроизводственной сфере, т.е. в результате ее функционирования не происходит создание конкретных материальных благ. Военная сфера производит одно из важнейших благ – безопасность страны;
обеспечение функционирования военной сферы, руководство и управление ею – это прерогатива государства;
формирование и функционирование военной сферы – это важнейший элемент, который осуществляется в соответствии с военным правом;
данная сфера тесно связана с другими сферами общественной жизни;
военная сфера – это относительно закрытая система, это вызвано объективной необходимостью сохранения государственной и военной тайны в интересах государства.
Главное предназначение военной политики заключается в определении необходимости и пределов применения военного насилия в политических целях, в осуществлении руководства военным строительством и планированием военных действий, в организации ведения вооруженной борьбы.
Основой нормативно-правового обеспечения государственной политики в военной сфере являются Конституция РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законы, принятые Федеральным Собранием, на основании которых происходит формирование многоуровневой системы различного рода установлений и норм, регулирующих многогранную деятельность по обеспечению национальной безопасности и обороны страны.
Основными направлениями государственной политики РФ в военной сфере являются: применение Вооруженных Сил, а также других войск и органов в мирное время, в период непосредственных угроз агрессии и в военное время; реализация военной организации страны; строительство и развитие ВС, других войск и органов; мобилизационная подготовка и мобилизационная готовность России; военно-экономическое обеспечение обороны; оснащение ВС, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой; обеспечение ВС, других войск и органов материальными средствами; развитие оборонно-промышленного комплекса страны; осуществление военно-политического и военно-технологического сотрудничества РФ с иностранными государствами.
К основным проблемам государственной военной политики РФ следует отнести:
во-первых, проблему нереалистичности оценки потребного финансирования Государственной программы вооружения – 2020 г., т.к. данная программа даже в докризисных экономических условиях является трудновыполнимой в полном объеме, как в отношении изыскания необходимого объема финансирования, так и в отношении выполнения плана закупок вооружения;
во-вторых, проблема ценообразования, т.к. обострились разногласия оборонной промышленности с Министерством обороны РФ по ценовым параметрам ГОЗ и поставок продукции;
в-третьих, увеличение сроков создания вооружений, т.е. относительно разрабатываемых по ГПВ-2020 перспективных систем вооружения следует отметить закрепление в ней малореалистичных плановых сроков реализации проектов.
Для совершенствования государственной военной политики РФ необходимо: пересмотреть план финансирования развития ВС РФ и обороны страны; совершенствование комплектации кадров ВС; финансирование инновационного развития обороноспособности страны.
Список использованной литературыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. [в ред. от 21 июл. 2014 г.] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2015).
Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25 дек. 2014 г. № Пр-2976 // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2015).
О безопасности: Федеральный закон [от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2015).
О государственном оборонном заказе: Федеральный закон [от 29. дек. 2012 г № 275-ФЗ] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2015).
Об обороне: Федеральный закон [от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.12.2015).