На сегодняшний день электронная торговля является наиболее эффективным инструментом организации торгово-закупочной деятельности, так как имеет ряд преимуществ перед традиционной. Вся остальная масса федеральных, муниципальных и региональных госзаказов переведена на электронные торги и размещается на электронных торговых площадках. На общероссийском портале - zakupki.gov.ru, государственный или муниципальный заказчик обязаны разместить информацию о проводимом тендере. Эта информация становится доступной для всех заинтересованных поставщиков [3].
Закупки проводят через аукционы в электронной форме на пяти электронных площадках, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов. Электронные аукционы создают конкурентную среду и позволяют участвовать в торгах поставщикам из самых отдаленных территорий. Победителем электронных торгов становится участник, предложивший минимальную цену.
Однако у электронных торговых площадок есть и свои недостатки. В основном эти проблемы напрямую связаны со слабыми сторонами законодательства. Имеется в виду Закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Для решения этих проблем с января 2016 года ступает в силу большое поправок, которые касаются закупок как по Закону 44–ФЗ, так и по Закону 223–ФЗ [1]. Главным событием является ввод в эксплуатацию единой информационной системы государственных закупок.
Анализ изменений в системе государственных закупок РФ представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Изменения в сфере госзакупок РФ в 2016г.
№ |
Наименование изменения |
Краткое содержание |
1 |
Единая информационная система (ЕИС) |
Формирование, обработка, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы в сфере закупок; контроль за информацией во всех документах в рамках процедуры закупок; использование электронной подписи электронных документов [2, 4]. |
2 |
Идентификационный код закупки |
Цифровой, машиночитаемый 36-значный код, который формирует заказчик. |
3 |
План–график |
План–график закупок будет содержать обоснования по каждому объекту закупки. |
4 |
Реестр недобросовестных поставщиков |
С 1 января 2016 года вводится новый реестр недобросовестных поставщиков. |
5 |
План закупок |
Детализация потребностей заказчика и цели закупок. Приложения по обоснованию каждой позиции. |
6 |
Закупки среднего и малого предпринимательства |
В рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства заказчики ежегодно должны провести часть закупок только у них. |
7 |
Обоснование и нормирование закупок |
Новая форма и правила обоснования закупок, новые требования к закупаемым товарам (работам, услугам). |
Все конкурентные закупки, начиная с 2016 года должны проходить именно через эту систему, а не через сайт www.zakupki.gov.ru. Ввод в эксплуатацию системы должны обеспечить Минэкономразвития и Казначейство России.
Литература
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Региональная система межведомственного электронного взаимодействия как основа предоставления государственных и муниципальных услуг. Известия ЮФУ. Технические науки. ‑ 2013. ‑ № 6 (143) ‑ С. 145 - 153.
Тюшняков В.Н. Повышение качества управленческих решений в системе органов власти и управления на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Известия Южного федерального университета. Технические науки. ‑ 2007. ‑ № 2 (74). ‑ С. 158-163.
Tyushnyakov V.N., Tyushnyakova I.A. Interdepartmental electronic interaction technologies in regional government. Сборник научных трудов Sworld. 2014. ‑ № 2 (18) ‑ С. 59-62.