Для проведения исследования конкурентами были отобраны организации по производству и реализации молока в Черлакском районе.
Таблица 1 – Объем реализации молока в хозяйствах Черлакского района, ц
Хозяйство |
Годы |
2014 г. в % к 2012 г. |
||
2012 |
2013 |
2014 |
||
ООО «Соляное» |
33336 |
34223 |
35842 |
107,5 |
ООО «Южное» |
12543 |
13112 |
10035 |
80,0 |
ЗАО «Большеатмасское» |
25120 |
36800 |
39250 |
156,3 |
ЗАО «Елизаветинское» |
25286 |
25124 |
24401 |
96,5 |
ЗАО «Память Мельникова» |
19452 |
18745 |
19249 |
99,0 |
ООО «Первый шаг» |
12752 |
11369 |
10854 |
85,1 |
СПК «Бутаково» |
9854 |
10245 |
9345 |
94,8 |
Итого |
138343 |
149618 |
148976 |
107,7 |
На протяжении исследуемых лет объем реализации молока в Черлакском районе возрос. В 2014 году Черлакскими предприятиями было реализовано молока на 7,7 % больше по сравнению с уровнем 2012 года. Более половины всей реализуемой продукции на протяжении исследуваемого периода приходилось на такие организации, как ООО «Соляное» и ЗАО «Елизаветинское».
ООО «Соляное» занимает наибольший удельный вес в общем объеме реализации молока. ООО «Южное» в районе занимает предпоследнее место по объемам производства молока, в среднем за исследуемый период данное предприятие реализовало 8% продукции от общего объема реализации.
График 1 – Рыночные доли предприятий и темпы их прироста на рынке молока Черлакского района
Формирование механизма обеспечения конкурентоспособности производимой и реализуемой продукции должно осуществляться с учетом исследования конкурентной среды, которая характеризуется наличием определенного числа независимых покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно действовать на рынке и покидать его. Для оценки уровня и интенсивности конкуренции, выявления намерений конкурентов, а также характеристики их потенциала была проведена диагностика конкурентной среды, которая включала анализ количественных и качественных показателей.
Количественными показателями конкурентной среды являются:
численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;
доли, занимаемые продавцами;
показатели рыночной концентрации.
Коэффициент концентрации рассчитывается по формуле:
(1)
где CRk – индекс концентрации k продавцов, %;
si – доля продаж i-го продавца в объеме реализации рынка, %;
k – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке, взятых для расчета коэффициента.
Коэффициент Герфиндаля – Хиршмана рассчитывается по формуле:
(2)
где si - доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации;
n - число хозяйствующих субъектов на рынке.
Выококонцентрированные рынки |
При 70%< CR3 < 100%2000 < ННI < 10 000 |
При 80%< СR4 < 100%1800 < ННI < 10 000 |
Умеренно - концентрированные рынки |
При 45% < CR3 < 70%1000 |