В концепции Д.Б. Эльконина новообразованием в развитии подростков определено формирование самосознания. Возросшие психические возможности вызывают у них потребность в самоутверждении и самостоятельности, в признании со стороны взрослых его прав и участия в общественных делах. Вместе с тем, подростки становятся более чувствительными, ранимыми и застенчивыми. Им трудно управлять не только своим телом, движениями, но и чувствами [1,с. 67].
Семейное воспитание определяет становление индивидуальности подростка. Взаимоотношения с родителями – это первая самая влиятельная модель общения. Подросток старается эмансипироваться от семьи, но в то же время чувствует сильное ее влияние. В этот период родители могут потерять контакт с детьми и войти в непродуктивные конфликты. Родительское попустительство – основа проблемных ситуаций, участниками которых становятся их дети-подростки. С подростками необходимо разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. В благополучных семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как с взрослыми. Необходима твердость в требованиях, умение сказать «Нет» ребенку. При этом важно быть рядом и эмоционально поддерживать подростка, помогать ориентироваться в его проблемах.
Рассмотрим ситуацию: в одной из городских школ г. Якутска девочка-подросток (состоит на учете ПДН), выполняя команду своей подруги, которая приревновала своего парня к новенькой восьмикласснице, жестоко избивает эту восьмиклассницу на глазах собравшихся школьников, из которых никто не пытается вмешаться или позвать на помощь учителей. В результате, пострадавшая ученица поступила в больницу. Мать потерпевшей просит разобраться и наказать обидчиков дочери. Каковы причины данного происшествия, кто виноват?
1. Педагогический коллектив. Нередко педагоги, получив диплом о специальном педагогическом образовании, в профессиональной деятельности проявляют психологическую безграмотность: не учитывают закономерности возрастного развития, особенности формирования когнитивных процессов и поведения школьников. Практически в каждом классе средней школы случаются трудности в учебе и поведении учащихся-подростков. Современный учитель должен уметь адекватно воспринимать эти трудности, понимать причины их возникновения, а также уметь грамотно оказать помощь своему ученику и его семье в их преодолении.
2. Родители. Данная ситуация возникла по причине того, что родители не выполняют свои обязанности в воспитании детей, не уделяют достаточного внимания детям, которые испытывают дефицит своего права на родительскую любовь, общение и совместную игровую, учебную и трудовую деятельность. Современная семья испытывает кризис. Во многих семьях растут единственные дети, у которых не может развиться чувство заботы о младшем. Многие семьи нестабильны и распадаются, подросток оказывается в условиях, неблагоприятных для его эмоционального развития и половой идентификации. Многие семьи испытывают материальные затруднения и не могут создать ребенку условия полноценного развития и отдыха. И, наконец, материально обеспеченные семьи, где у занятых родителей нет времени и внимания для ребенка. Именно таким подросткам, происходящим из проблемных семей, необходима психологическая поддержка.
3. Подростки. Причины подобного поведения подростков находятся в свойственном их возрасту не зрелом умственном развитии, склонности к импульсивным поступкам, а также в отсутствии доверительных отношений с родителями и учителями. Трудности в подростковом возрасте неизбежны, но не для всех этот период становится тяжелым и травматичным для психики. Многое зависит от предыдущего опыта ребенка, но многое зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.
Пострадавшими в данной ситуации являются все дети. Задача учителей, педагогов-психологов оказать квалифицированную помощь подросткам, проявить готовность терпеливо, максимально щадя подростковое самолюбие, обсуждать отношения к делам, к сверстникам, взрослым и к самому себе. Учить, прежде всего, на собственном примере организованности, мягкости и внимательности, позитивному взгляду на себя и одноклассников, конструктивным отношениям с окружающими. Данная рекомендация согласуется с английской пословицей: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя».
Таким образом, психологические изменения в подростковом возрасте отражаются на личности ребенка, тесно связаны с особенностями воспитания и, в целом, с социальной ситуацией развития. Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка препятствует развитию его самостоятельности. Родителям важно уметь проводить постепенную передачу функций контроля самому ребенку, воспитывать чувство ответственности и навык самоконтроля.
Литература:
1. Михалева А.Б. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2006. – 91 с.
2. Михалева А.Б., Тимофеева С.Е. Влияние семьи на развитие подростков/Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 45. С.131-136
3. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.