ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Чжан Ч. 1, Федотенко И.Л. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный выпускник университета должен не только владеть специальными знаниями, умениями, компетенциями, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; чувствовать свою востребованность на рынке труда. Стремление выпускников высшей профессиональной школы к постоянному и непрерывному самообразованию – необходимое условие конкурентоспособности специалиста. Чтобы достичь этих целей, у студентов необходимо сформировать мотивацию учебно-профессиональной деятельности. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых личность достигает в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, побуждающих человека к деятельности.

В настоящее время в психологии существуют множество различных подходов к проблеме мотивации, чётко и однозначно не сформулирован категориально-понятийный аппарат. В связи с этим, “мотивация” имеет разную трактовку. В одном случае её рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Ж. Годфруа, К. Мадсен); в другом, – как совокупность мотивов (К.К. Платонов); в третьем, – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность (П.М. Якобсон). Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности человека (М.Ш. Магомед-Эминов).

Таким образом, термином мотивация обозначаются две группы явлений:

1) совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему;

2) динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.

Эффективность образовательного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация выбора студентом будущей профессией. Поэтому вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов превращается в один из наиболее значимых.

Мотивы — это сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора. Мотивы достаточно мобильны и изменчивы. Даже в том случае, когда выбор будущей профессии был сделан студентом недостаточно осознанно и самостоятельно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональном развитии. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать учебную деятельность студентов.

Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация системна и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Психологи выделяют виды учебной мотивации на основе различных типов ситуаций: мотивация заданного учения и мотивация стихийного учения. Первый тип мотивации основан на действиях, которые студенты должны обязательно выполнить. Заданное учение характерно для «исполнителей», не желающих самостоятельно проектировать и рефлексировать свою деятельность, осуществлять продуктивное взаимодействие с другими.

Мотивация стихийного учения основана на действиях студента «по желанию». Такой тип учения может оказаться нестабильным и бессистемным, так как не ориентирует постановку и достижение конкретных целей, на волевые усилия.

Особым типом мотивации характеризуется самоопределяемся учебная деятельность. Способность студентов к самоопределению включает осознание своих мотивов и ценностей, готовность принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, формулировать свою позицию, обосновывать и отстаивать ее, действуя произвольно и целенаправленно.

В теории психологии выделяются позитивная и негативная познавательные мотивации, связанные с осознанием негативных последствий, которые могут возникнуть в связи с выполнением и невыполнением определенного действия.

Существует несколько классификаций мотивов учения. По мнению Л.И. Божович, мотивы учения подразделяются на внешние (не связанные с учебным процессом) и внутренние (производные от различных характеристик учения). А.Н. Леонтьев выделяет «мотивы-стимулы» и «смыслообразующие» мотивы, подчеркивая что одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл, то есть являются смыслообразующими. Другие, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных), лишены смыслообразующей функции; то есть, являются стимулами. Также А.Н. Леонтьев описал «знаемые» («понимаемые») и «реально действующие» мотивы учебной деятельности.

Наиболее полная классификация мотивов учения предложена А.К. Марковой, которая выделяет две группы: познавательные мотивы и социальные.

Познавательные мотивы направлены на процесс познания, повышение эффективности его результатов – знаний, умений, навыков, а также на способы познания и приобретения знаний, приемов и методов учебной работы, на повышение их эффективности. Их уровни: широкие познавательные мотивы – направленность на знания; учебно-познавательные – направленность на способы получения знаний; мотивы самообразования – направленность на способы самостоятельного пополнения знаний.

На учебную мотивацию влияет широкий спектр факторов: образовательная система, особенности социально-культурной среды вуза; организация учебного процесса; личностные и индивидуальные характеристики студента; специфика изучаемой дисциплины.

Исследователями установлена положительная связь мотивационных ориентаций с академической успеваемостью студентов. Наиболее тесно с успеваемостью связаны ориентации на процесс и на результат, менее жестко – ориентация на “оценку преподавателем”. Связь ориентации на “избегание неудач” с академической успеваемостью студентов выражена слабо.

Психологи выявили также, что удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности потребности в достижении, то есть, “стремление студентов к улучшению результатов своей деятельности”. Эта потребность заставляет их больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает социальную активность.

Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность студентов в общении и доминировании. Однако для самой деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана.

Применительно к учебной деятельности студентов под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, побуждают личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает внутренним фактором развития профессионализма личности, так как только на основе высокого уровня мотивации возможно успешное развитие профессиональной культуры.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание актуальных потребностей личности (получение образования, саморазвитие, самопознание, профессиональное развитие, повышение социального статуса и др.), которые удовлетворяются посредством выполнения учебных задач.

Для изучения реальной мотивации студентов было проведено исследование на факультете иностранных языков ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Диагностический срез осуществлялся в группах 2 «Б» и 2 «А», обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Педагогика». Общее количество выборки составило 26 человек.

Для исследования особенностей и уровня мотивации учебной деятельности студентов были выбраны диагностические методики: анкета «Оценка учебной мотивации»(Т.А. Новиковой) и «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерса ).

Анкета использовалась как средство первичной ориентировки в оценке познавательной мотивации студентов в процессе обучения. Закрытые вопросы анкеты предполагали выбор одного из предлагаемых вариантов ответов. Большинство открытых вопросов было построено по типу незаконченных предложений. Смешанные вопросы, помимо готовых ответов, имели один свободный ответ, то есть, студенты могли указывать собственный вариант. Переменные диагностируются с использованием нескольких дополняющих и взаимопроверяющих вопросов, позволяющих объективировать полученные результаты, повысить их достоверность.

По содержанию в анкете были представлены типы вопросов, позволяющие:

1) выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов;

2) установить связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их профессиональной направленностью;

3) определить связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их личностной направленностью;

4) проследить наличие связей между мотивацией учебной деятельности студентов и их ценностными ориентациями.

Исследование мотивации студентов по методике «Оценка учебной мотивации» (Т.А. Новиковой) показало, что высокий уровень учебной мотивации имеет 7,7% выборки, хорошую учебную мотивацию – 46,1% положительное отношение к учебе продемонстрировали 26,9%, низкую учебную мотивацию – 19,3%. Близкие результаты были получены при использовании «Методики диагностики личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерса). Низкую мотивацию к успеху показали 11,1% студентов, средний уровень – 50%, высокую – 27,78%, слишком высокую мотивацию – 11,12%

Таким образом, результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы убеждают в том, что требуется целенаправленная адресная коррекционно-развивающая работа по повышению мотивации учебной деятельности студентов. Эту работу предполагается реализовать на формирующем этапе эксперимента в процессе изучения студентами факультета иностранных языков психолого-педагогических дисциплин.

Просмотров работы: 1633