КЕФИР ГЛАЗАМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КЕФИР ГЛАЗАМИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Российский рынок кисломолочной продукции активно развивается. Её ассортимент с каждым годом становится все разнообразнее. Кисломолочные продукты исторически пользуются стабильным спросом среди россиян, растет их популярность, а особое предпочтение отдается традиционным видам: кефиру и сметане. Кефир по праву занимает доминирующее положение среди всех продуктов переработки молока, он оказывает пробиотическое воздействие, то есть благоприятно влияет на микрофлору кишечника и обмен веществ в целом. Доказано, что для людей, страдающих непереносимостью лактозы, употребление кефира может способствовать нормальному усвоению этого углевода.

В связи с этим была проведена работа по выявлению потребительских предпочтений при выборе кисломолочных продуктов, а так же изучена удовлетворенность потребителей качеством реализуемой продукции.

В ходе проведения работы решалось ряд задач: обзор ассортимента кисломолочной продукции, реализуемой в торговой сети; составление шкалы потребительских предпочтений при выборе продуктов; исследование органолептических и физико - химических показателей качества продуктов; оценка качества маркировки и упаковки кисломолочных продуктов.

Исследования проводились в торговых точках поселка Торбеево и городе Сасово Рязанской области. В исследовании участвовали следующие супермаркеты и магазины: "Магнит ", "Малинка", "Спар" ,"Молочный" п. Торбеево, «Магнит» микрорайон «Южный» и «Магнит» микрорайон «Северный» в городе Сасово.

Для продвижения товара на рынке и увеличения продаж предприятию необходимо знать на какие критерии продукта прежде всего обращают внимание потребители. Для составления шкалы потребительских предпочтений была разработана анкета. Анкета содержала ряд вопросов, позволяющих выяснить у потребителя необходимую информацию.

76% опрошенных предпочитают приобретать продукцию в супермаркетах «Магнит», «Малинка», «Спар», объясняя это тем, что в этих торговых точках большой выбор и «новинки» продукции появляются именно в них. В обычном продуктовом магазине кефир покупают 18% потребителей, 6% совершает покупки на рынке.

На вопрос «Как часто Вы покупаете кефир?» 15% опрошенных ответили, что 1 раз в неделю; 80% - 2 раза в неделю и 5% опрошенных покупают кефир каждый день.

60% респондентов за одну покупку покупают 1 литр кефира, 30% респондентов покупают за одну покупку 0,5 л. кефира. Более 1 литра кефира за одну покупку покупают 10% респондентов.

По данным социологического опроса при выборе кефира обращают внимание на жирность – 26%, на срок годности – 23%, на вкусовые качества – 17; на цену – 18%, на марку 8% , на состав и упаковку – по 4 % потребителей.

Если говорить о жирности приобретаемого кефира, то 40% опрошенных покупают кефир 1% жирности; 38% опрошенных покупают кефир 2,5% жирности, 12% опрошенных покупают кефир 3,2% жирности, а 10% предпочитают обезжиренный кефир.

Результаты опроса показывают, что 89 % потребителей уверены в том, что кефир благотворно влияет на работу кишечника и в целом полезен для здоровья. 11% выделяют, что полезен только биокефир.

Покупатели считают, что наиболее полезным является кефир с м.д.ж. 1% (48 % опрошенных), 39% опрошенных считают наиболее полезным обезжиренный кефир, меньшее количество опрошенных считают, что полезным является кефир с м.д.ж. 2,5% (ему отдали свое предпочтение всего лишь 13%). Кефир жирностью в 1.0% чаще всего приобретают люди с какими - либо заболеваниями. Обезжиренный кефир покупают люди, решившие свести до минимума потребление различных жиров.

На вопрос «Почему Вы употребляете кефир?» 33% потребителей ответили, что пьют кефир потому, что его употребление навеивает теплые воспоминания о детстве, 20% пьют кефир, когда хотят устроить разгрузочный день для организма или когда находятся на диете, 47% респондентов ссылались на безграничную пользу кефира.

При ответе на вопрос «Каких производителей Вы знаете?» 25% покупателей называли «Вимм-Билль-Данн», 46% - «Danone», 29% ООО «Молоко» и других.

На предложение назвать известные марки кефира покупатели отвечали: «Простоквашино», «Домик в деревне», «Село луговое», «Веселый молочник» и другие.

Результаты опроса показывают, что 38% покупателей приобретают кефир «Простоквашино», 28% - «Домик в деревне», 18% «Село луговое» и 16% - «Ясный луг». В основном покупатели приобретают данные продукты, потому что они характеризуются хорошим вкусом, а так же доверяют производителям, так как эти продукты имеют стабильные качественные характеристики.

Для оценки качественных показателей кефира на основе потребительских предпочтений было отобрано 4 образца. В исследовании участвовали следующие марки кефира:

1. Кефир «Простоквашино» 2,5% - Danone - г. Саранск

2. Кефир «Домик в деревне»1% - Вимм-Билль-Данн – г. Москва

3. Кефир «Село луговое» обезжиренный - Danone - г. Саранск

4. Кефир «Ясный луг» 2, 5 % - п. Чамзинка

Образцы оценивались по органолептическим, физико-химическим показателям, качеству маркировки и упаковки. Исследования проводились в лаборатории «Биохимии молока и молочных продуктов». Для оценки органолептических показателей использовали потребительский метод сенсорной оценки, для оценки физико-химических показателей использовали титриметрический метод и кислотный метод Гербера.

Исследуемые образцы были упакованы в потребительскую тару:

1. Кефир 2,5%- «Простоквашино» - Эколин;

2. Кефир 1 % «Домик в деревне» - Пюр Пак;

3. Кефир обезжиренный «Село луговое» - пакет из полимерной пленки;

4. Кефир «Ясный луг» 2,5% – пакет из полимерной пленки.

Качество упаковки и маркировки оценивалось в соответствии с правилами дегустационной оценки, а также за эстетичный вид упаковки и удобство её использования предусматривалось добавление по 1 баллу за каждый критерий.

Результаты оценки качества маркировки и упаковки отражены в таблице 1.

Таблица 1- Результат оценки качества маркировки и упаковки

Наименование продукта

Внешний вид упаковки и маркировка

Удобство

Дизайн

Кефир «Простоквашино» жирностью 2,5% -Danone

1.0

1.0

1.0

Кефир «Домик в деревне» жирностью 1% - Вимм-Билль-Данн

1.0

1.0

0,6

Кефир обезжиренный – «Село луговое» - Danone

1.0

0.5

0,8

Кефир «Ясный луг» жирностью 2,5% -ООО «Мечта»

1.0

0.5

0.5

Учитывая полученные данные, можно сделать вывод о том, что эмоциональная и мотивирующая функции упаковки более выражены у образца кефира производителя Danone: красочное оформление, поясняющие тексты, четкость маркировки, что вызывает у потребителя положительные эмоции и служат причиной для принятия решения о покупке данного товара. Кроме того, сама упаковка выполнена в оригинальном дизайне, удобна в обращении благодаря надувной ручке, устойчивому дну. Упаковка легко открывается, так как имеется специальная зона для вскрытия.

Исследования органолептических показателей проводились студентами колледжа. Для этого была создана инициативная группа студентов 3,4 курсов. Им были представлены образцы выбранных марок, разлитые в стаканчики под номерами от 1 до 4. Органолептическую оценку проводили в соответствии с правилами дегустации, а также пользуясь таблицей балльной оценки. Результаты исследования отражены в таблице 2.

Таблица 2- Результаты исследований органолептических показателей

Наименование продукта

Вкус запах

Внешний вид

консистенция

Цвет

Итого

Кефир «Простоквашино» жирностью 2,5% -Danone

5

3

1

9

Кефир «Домик в деревне» жирностью 1% - Вимм-Билль-Данн

3

3

1

7

Кефир обезжиренный – «Село луговое» - Danone

5

2

1

8

Кефир «Ясный луг» жирностью 2,5% - ООО «Мечта»

5

3

1

9

Образцы исследовались по следующим физико-химическим показателям: массовая доля жира; кислотность. Результаты исследований физико-химических показателей отражены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 – Содержание жира в исследуемых образцах

Наименование кефира

Массовая доля жира

Кефир «Простоквашино» жирностью 2,5% -Danone

2,47 ± 0,05%

Кефир «Домик в деревне» жирностью 1% - Вимм-Билль-Данн

1,03 ± 0,05%

Кефир обезжиренный – «Село луговое» - Danone

0,1 ± 0,05%

Кефир «Ясный луг» жирностью 2,5% - ООО «Мечта»

2,47 ± 0,05 %

Таблица 4 - Кислотность исследуемых образцов

Наименование кефира

Фактическая

титруемая кислотность

Кислотность по ГОСТу

Кефир «Простоквашино» жирностью 2,5% -Danone

120±2 ˚Т

85-130˚Т

Кефир «Домик в деревне» жирностью 1% - Вимм-Билль-Данн

107±2 ˚Т

85-130˚Т

Кефир обезжиренный – «Село луговое» - Danone

120±2 ˚Т

85-130˚Т

Кефир «Ясный луг» жирностью 2,5% - ООО «Мечта»

110±2 ˚Т

85-130˚Т

Данные таблиц свидетельствуют о том, что все нормируемые показатели соответствуют требованиям стандарта.

Проведенные исследования показывают, что большинство потребителей ориентируются в своем выборе продукта на его жирность и срок годности, а также на цену, меньшее внимание потребители обращают на марку и упаковку. Дизайн упаковки имеет значение только при выкладке «новинок» на полки магазинов.

Отрадно заметить, что реализуемый кефир, является качественным, не только по вкусовым характеристикам, но и по физико-химическим показателям.

Рассматривая различные способы продвижения продукта на рынке, особое внимание привлекли акции, которые периодически проводят различные компании. Поэтому, хотелось бы предложить компании Danone провести акцию (например: «Благородное сердце»). При этом на упаковке можно было бы разместить информацию о том, что каждый рубль от приобретения данного продукта будет направлен на помощь детям-инвалидам и детям с тяжелыми заболеваниями, которым требуется дорогостоящее лечение. По окончании акции можно будет размещать информацию об адресной помощи ребенку, что отразит результативность проведенной акции.

Просмотров работы: 1020