Туризм социальный понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.
Основная проблема развития социального туризма в России возникла в период ухудшения состояния экономики и в результате– отсутствие развития внутреннего туризма.
Если сравнивать Россию с рядом цивилизованных стран, то можно сделать вывод, что социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма.Организация дешевых поездок для людей с низкими доходами стала основной задачей социального туризма.
Муниципальные органы власти сыгралинемалую роль в развитии социального туризма, создавая для этого не только экономические условия (предоставление социально ориентированному турбизнесу льгот на землю, льгот в части налогообложения и др. преференции), но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями.
Что может предложить государство в настоящий период для развития социального туризма? Ведь в настоящее время социальный туризм в России возможен только при поддержке государства, поставив во главу развитие внутреннего туризма. В настоящее время предлагаются социальные туры за счет бюджетных средств, для детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и ветеранов. С учетом имеющихся возможностей организуются экскурсии и 2-х дневные туры по направлениям культурно-исторического и водного туризма. В настоящее время также активизировалось направление санаторно-курортного отдыха. Некоторые предприятия (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, туристские базы, детские оздоровительные лагеря) сновавернулись и обратились к практике дотаций на специально-созданный отдых трудящихся и членов их семей. Можно наблюдать, как с распадом СССР стали закрываться «бюджетные варианты» санаториев и профилактории, которые содержать уже никому не выгодно. На тот момент лечебно-оздоровительные учреждения были представлены санаториями, домами отдыха и детскими оздоровительными лагерями. В перспективе – создание условий для социально адаптированного пляжного отдыха, отдыха на селе и участия в экологических турах. Спрос на данный вид отдыха сократился. В чём же причина? Одна из них – в сокращении поля действия проф. союзов организаций. Выбирая между внутренним отдыхом и отдыхом за границей – туристы делали выбор в пользу второго. Экономика отрасли внутреннего санаторно-лечебного туризма дала трещину.
Один из наиболее перспективных выходов из сложившейся ситуации – инвестиции в туристский сектор от частных, государственных или международных организаций. Но для этого необходимого показать, насколько важен именно этот сектор туризма. Ограничения на выезд туристов, посредством уменьшения виз – позволит немногим урегулировать спрос на выездной туризм и заставить туриста обратится к внутреннему туризму и начать развивать экономику этой отрасли.
Законопроект «О социальном туризме» был создан с целью того, чтобы заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма. В данном случае подразумевается необходимость законодательно снова сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и заинтересовать системой льгот, поощрить предпринимателей в том, чтобы формировали, реализовывали дешевые туры по России.Социальный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано, прежде всего, с политической и экономической нестабильностью.
Социальный туризм в России переживает стадиюсерьезной структурной перестройки, институционального становления, формирования внешнеэкономических связей.
Список использованной литературы:
1.Соколова Н.А. Социальный туризм как особый объект правового регулирования // Туризм в Российской Федерации: правовое регулирование: учебное пособие. — WoltersKluwerRussia, 2010. — С. 16-27.
2. Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».