ПРОБЛЕМА "УТЕЧКИ МОЗГОВ" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА "УТЕЧКИ МОЗГОВ"

Амиралиева Е.А. 1
1Волжский политехнический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Утечка мозгов» представляет собой процесс массовой эмиграции, при которой страну или регион покидают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, или другим причинам. При этом странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а ущерб, и страны, напротив, принимающие и обеспечивающие специалистов-эмигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал.

Само понятие «утечка мозгов» появилось в начале 1950-х, когда английские ученные и интеллектуалы стали активно переезжать в США [1].

Мы живем в XXI веке, находясь на стадии перехода к постиндустриальному обществу, веке умных машин и высоких технологий. Роль науки все сильнее возрастает, она становится важнейшей производительной силой. Данные процесс повышает значимость высококвалифицированного труда, в первую очередь научного и инженерного, благодаря которому страны способны развиваться в социально-экономическом плане. В связи с этим огромной востребованностью пользуются как профессионалы, так и молодые талантливые специалисты. Страны, которые предоставляют специалистам условия для научной деятельности, делают верные капиталовложения. Многие развитые страны, к примеру, США и Германия, сделали ставку именно на высококвалифицированных специалистов. Они ищут таланты по всему миру и вкладывают огромные средства в развитие научно-технической отрасли. Так же, привлекая специалистов из-за рубежа, эти страны экономят деньги на подготовке специалистов того же уровня.

Теряя высококвалифицированных специалистов, страна теряет не только деньги и время, потраченные на их подготовку, но и возможности нормального развития в будущем [2].

Проанализировав явление «утечки мозгов» в России, можно выделить позитивные и негативные аспекты. К позитивным аспектам можно отнести тот факт, что российские ученые используют заграничные ресурсы и повышают свою квалификацию за рубежом за счет образования или стажировки. Учитывая проблемы, имеющие место в российской науке, использование зарубежных ресурсов зачастую является единственной возможностью для осуществления своей профессиональной деятельности.

Опасность потери квалифицированных кадров заключается в том, что у истоков различных направлениях в науке обычно стоит ученый, создающий в дальнейшем свою школу. В России преемственности поколений нет. За уехавшими состоявшимися учеными следуют молодые и перспективные специалисты [3].

К причинам можно отнести «утечки мозгов» можно отнести:

  1. Не комфортную среду обитания;

  2. Низкую оплату труда;

  3. Неудовлетворительная материально-техническая база;

  4. Успех других ученых, покинувших Россию;

  5. Несоблюдение авторского права.

В начале марта 2015 года вице-президент Российской академии наук, нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов заявил, что основная проблема отечественной науки заключается не в низком финансировании, а в невостребованности научных результатов экономикой и обществом. Проблема же «утечки мозгов», по словам Алферова, характерна и для других стран Европы и Азии. «Отовсюду ученые уезжают только в одну страну — в Соединенные Штаты Америки. Этот процесс был, есть и будет», — пояснил тогда Алферов.

В последние годы власти прилагают усилия по уменьшению негативных последствий этого явления. Российские власти включили поддержку науки и образования в список национальных проектов. Появятся новые стипендии, места в институтах и конкурсы, которые смогут поддержать интерес молодых специалистов в развитии науки на родине. Так же власти взывают к патриотическим чувствам, которые являются одним их важнейших и действенных рычагов стимулирования [4].

Список использованной литературы:

1.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. – 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 1999. – 479 с.

2. Вестник Российской академии наук: Ежемес. науч. и обществ. – полит. журн./РАН, Президиум РАН. - 1931. М.: Наука, 2001. С. 15-19.

3. Бурдуков П.Т. Звычайный Ю.Н. “Утечку умов” можно сделать обратимой/ Бурдуков П.Т. Звычайный Ю.Н. // Управление персоналом. –2001. – №10. – С. 13-44.

4. Ушкалов И.Г. Малаха И.А. Утечка умов: причины масштабы последствия. Рос. акад. наук Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. и др.-М.:Эдиториал УРСС 2001. 173 с.

Просмотров работы: 880