СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Магомедов П.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Преобладание информационно-технологической деятельности человека, влияние информационной составляющей обусловили появление глобальных проблем, среди которых наряду с демографическим экономическим экологическим, энергетическим спадами наблюдается кризис в образовании, несмотря на многочисленные попытки его совершенствования. В современной социокультурной ситуации происходит смена приоритетов и социальных ценностей, поскольку, научно-технический прогресс осознается в качестве средства достижения такого уровня производства, который в значительной степени отвечает удовлетворению постоянно растущих потребностей личности. При этом, человеческий фактор выходит на первый план не только в производстве, но и во всех сферах деятельности, включая социальную.

С этих позиций в системе социальной регуляции и саморегуляции поведения личности «освобождающую роль» играет высшее образование, поскольку, только образованный человек приобщается к современным общественным процессам: производству, культуре, политике. Кроме того, образование представляет собой необходимое условие народовластия, поскольку источником высшей власти над обществом выступает само общество. Томас Джеферсон утверждает, что если мы думаем, что общество недостаточно просвещено, чтобы осуществлять свою власть с полной ответственностью и компетентностью, то выход из положения заключается не в лишении общества власти, а в облечении его этой властью посредством образования» [2].

Анализ теории и практики становления социальных систем показывает, что уровень развития страны во многом зависит от роста интеллектуального, культурного и нравственного потенциала. С этих позиций достаточно резкие оценки политическими институтами состояния образования и отношения к нему государственных органов отражают действительно кризисное состояние образования.

Это касается и Российской Федерации, поскольку по данным ЮНЕСКО по индексу образованности, которая равна 9,8 и является показателем среднего уровня образования, полученного работающим населением выраженной в количестве лет обучения она занимает 49-е место среди стран мира. Для сравнения индекс образованности США составляет 14,5. следует отметить, что для повышения индекса образованности среднестатистического жителя на одну единицу государству по общепринятым нормам требуется 10 лет. [3].

Следовательно, актуальное значение приобретают вопросы смены стратегии развития системы образования, равно как и изменение самойобразовательной политики, отказа от привычного постоянного подтягивания педагогического процесса к требованиям жизни, необходимость ее опережающего развития. Кроме того, установка на опережающее развитие должно стать исходной при разработке принципов новой образовательной политики и реализации концептуальных основ реформы образования.

При этом определяющим условием реализации триады конечных целей выступает пробуждение субъектности в каждом участнике образовательного процесса в ученике, учителе, родителях и в обществе в целом.

Следовательно, в основу реформы образования должна быть положены в качестве базовых принципы, одобренные на Всесоюзном съезде работников народного образования декабрь 1988г, впоследствии развитые применительно к современным реалиям российской действительности.

Ведущим принципом социализации личности выступает принцип демократизации образования рассматриваемая в качестве цели, средства и гарантии необратимости реформы образовательной системы, которая не сводится только к изменению системы управления образованием, а пронизывает все стороны образования ее дух, и внутренний строй. Демократизация – обеспечивает поворот образования к интересам и потребностям личности и общества, изменение самой сути педагогических отношений, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. При этом демократизация образования предполагает:

  • разгосударствление образовательных учреждений, переход к общественно-государственной системе образования;

  • децентрализацию образования через четкое разграничение полномочии между центральными, региональными и местными органами управления образованием;

  • муниципализацию образования через пробуждение интереса к проблемам образования в местном сообществе и выращивание на этой основе образовательной общественности;

  • самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, цели, содержания, организации и методов работы через их юридическую; финансовую и экономическую самостоятельность;

  • право педагогов на свободу выбора педагогических технологий, учебников, методов оценки деятельности учащихся и т.д., на творчество и участие в управлении образовательным учреждением.

Не менее значимыми принципами выступает плюрализм, многоукладность, вариативность и альтернативность образования, реализация которых кардинально меняет качество образовательной системы, превращая его из унитарной и унифицированной в многообразную и многоликую, как по целям и содержанию образования, так и по организации образовательного процесса. Кроме того, многообразие и многоликость образовательной системе обеспечивает реализация инновыационных педагогических подходов и технологий, изменение форм собственности образовательных учреждений и т.д.

Многоукладность образования обеспечивает отражение многоукладности самой жизни общества, которую долгие годы пытались не замечать, тщетно стремясь стереть органические различия между социальным, национальным, региональным, конфессиональным, сельским, городским и т.д. укладами.

Вариативность и альтернативность образования позволяют уйти от традиционной единообразной образовательной системы к разнообразию и множественности типов и форм, а также каналов получения образования. Но в отличие от вариативности, которая обеспечивает образовательное многообразие внутри государственной системы образования, альтернативность делает, то же, но вне этой системы, конкурируя с ней и восполняя, отсутствующие в ней образовательные компоненты.

Важным принципом социализации выступает обеспечение народности и национального характера образования представляющего-один из главных условии духовного здоровья и нормального развития общества, поскольку воспитание, - если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, как утверждал К.Д.Ушинский. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития"

Образование неотрывна от национальной почвы, не замкнута в ней, поскольку формирует и хранит национальную культуру, все, более раскрывая свое национальное своеобразие, развиваясь в трехмерном пространстве, представляющей собой национальную, общероссийскую и мировую культуры. Кроме того, национальная школа как самостоятельная, органическая, и неотрывная часть общероссийской системы образования выступает залогом органического единства национального и общероссийского в других сферах общественной жизни.

Многомерным, объемным институциональным, системообразующим принципом, социализации выступает открытость образования, представляющая собой одно из решающих условий создания подлинно свободной школы. Открытость образования - предполагает устранение в нем и вокруг него долгое время старательно возводимых заграждений, внутреннее раскрепощение, освобождение от догм, ценностное наполнение путем обращения образования к единому и неделимому миру и в то же время различая на карте человечества лица других народов, культур обеспечивая способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении, осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и групповыми.

Не менее важным принципом социализации выступает регионализация образования, предполагающая наделение регионов правом и обязанностью выбора образовательной стратегии, создания региональной программы развития образования в соответствии с социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими, национально-этническими и другими условиями.

Для социализации личности в системе образования ключевое место занимает принцип гуманизации образования обеспечивающий преодоление основного порока старой системы ее обезличенность, поворот образования к личности ребенка, уважение его достоинств, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов.

Реализация принципа гуманизации образования обеспечить кардинальный пересмотр обществом и педагогикой своего отношения к детям с отклонениями в развитии, отказ от самой установки на "дефективность" этих детей и замена "дефектологии" коррекционной и реабилитационной педагогикой; всестороннюю помощь и активное включение их в общий мир детства.

Образование в том случае способна обеспечить гуманизацию общества, если будет, служит человеку, вызывать у него позитивные чувства, формировать личность в условиях психологического комфорта, помогая найти свою нишу и поле деятельности, принося ему радость.

Важной составляющей социализации выступает гуманитаризация образования, которая находит свое отражение в увеличении удельного веса предметов гуманитарного цикла в структуре учебного плана, направленной на оказание, помощи в осознании своих отношений с обществом, культурой, с человечеством в целом.

Следует отметить, что предметы гуманитарного цикла особенно активно участвуют в формировании целостной личности, что позволяет гуманитаризацию образования связать:

  • во-первых, с отказом от технократических и сциентистских традиций;

  • во-вторых, со стремлением преодолеть явно обозначившийся раскол культуры, образования на гуманитарную и техническую составляющие.

На наш взгляд, гуманитаризация образования направлена на его поворот целостной картины мира, и, прежде всего к миру культуры, человека, на очеловечивание знаний формирование гуманитарного мироощущения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом и природой.

Дифференциация образования как составляющая социализации реализует две фундаментальные задачи, направленные на обеспечение полифоничности образования и права обучаемого на выбор образования. Следовательно, дифференциация образования направлена на индивидуализацию, воссоздание природосообразного и личностно-ориентированного характера, обеспечивая создание рынка образовательных товаров и услуг, который позволяет не только динамично реагировать на образовательные запросы общества, но и стимулировать эти запросы и потребности личности и т.д.

Принцип развивающего деятельностного характера образования, как фактор социализации нацелен, прежде всего, на пробуждение способности личности к самостоятельной деятельности во всех его формах и сферах, которую можно в полной мере раскрыть и обогатить только при уходе от «знаниевой», «развивающей» парадигме образования. При этом, отказ от «знаниевой» парадигмы образования означает, прежде всего, принципиальное изменение педагогических подходов, поскольку, знание может быть полноценным только при включении механизмов развития личности. Следовательно, традиционное преобладание информационно-объяснительного педагогического процесса, ориентированного на передачу готовых знаний, представляет собой экстенсивный путь построения содержания и способов образования.

По нашему убеждению перевод образования на интенсивный путь может быть осуществлен при использовании деятельностного подхода, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, образцы и способы мышления и деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала личности.

Принцип непрерывности образования продиктован необходимостью познания неизвестного предшествующим поколениям обусловила, в конечном счете, идею непрерывного образования. Понятие «непрерывное образование» вошло в нашу лексику в начале 70-х годов, благодаря деятельности ЮНЕСКО. Однако до сих пор его отличает неопределенность. В разных странах, в зависимости от социально-философских и педагогических воззрений, используются такие термины как образование "перманентное", "продолжающееся", "возобновляющееся", "пожизненное" и др.

Единую систему непрерывного образования можно представить как действующий на основе взаимной субординации дошкольного, школьного и после школьного звеньев учебный комплекс, внутри которого координируются по назначению формальные и неформальные учреждения, способные по мере необходимости перестраиваться, изменять свою структуру.

Непрерывное образование - новый способ образовательной деятельности, которая, в отличие от традиционной, формирует не только производственника, гражданина, семьянина и т.д, а прежде всего развитую личность. Развитие человека рассматривается и как высшая ценность общества, и как главная; производительная сила, в чем проявляется диалектика цели, и средства [1].

Непрерывность образования обеспечивает, с одной стороны, преемственность различных ступеней образования и, с другой, - многомерное движение личности в образовательном пространстве.

Таковы базовые принципы социализации личности в системе образования в России. Сцепление, взаимопрорастание исходных установок, целей и задач, базовых принципов современной реформы образования в России составляет ее идеологию, ее этические основания. В ее ядре - два фундаментальных понятия, два ключевых слова: демократия и человечность.

Литература:

  1. Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. [Текст]- М: Знание, 1983.-86с.

  2. Джефферсон Т. Демократия. [Текст] - Нью-Йорк, 1969. - с.88

  3. Ильинский И.М. Молодежь как будущее России в категориях войны / И.М. Ильинский // Alma mater. - 2005. - № 8. - С. 23.

6

Просмотров работы: 1442