Особая экономическая зона (сокращённо ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Россия является большим и довольно перспективным рынком, развитие которого обеспечивается деятельностью особых экономических зон, представленных широкой географией присутствия. Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года. На сегодняшний день ОЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.
Итак, особая экономическая зона — это интегрированный инструмент экономического развития. Она представляет собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, которую государство создает для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
Основной целью создания таких зон является решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. К обобщенным целям создания ОЭЗ можно отнести:
- привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного предпринимательства;
- активизация экономики региона, путем привлечения иностранного капитала;
- повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров;
- создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать зоны как посредника между мировым рынком и отечественным хозяйством;
- рост экспортного потенциала территории страны;
- организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменяющих товаров;
- освоение современного опыта организации и управления производством и т. д.;
- ускорение научно-технического прогресса за счет отечественных и зарубежных разработок.
С функциональной точки зрения ОЭЗ можно подразделить на:
- внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
- технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
- комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники);
- оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т. д.
Не так давно, а именно 21 марта 2013 года, премьер-министр России Д.А Медведев, в связи со сложившейся ситуацией на Кипре, поставил вопрос о создании собственной оффшорной зоны внутри страны, в частности на Дальнем Востоке: на Сахалине или Курилах. Мнения ведущих экономистов на этот счет не однозначны и весьма скептичны, ведь оффшорная зона предполагает наличие не только льготных ставок налогов, но и гарантии защиты инвестиций. Кипр, являясь особой экономической зоной, предоставлял не только определенные налоговые льготы, но и обладал хорошо развитой инфраструктурой и банковской системой. Чтобы создать такой же «налоговый рай» на Дальнем Востоке, придется неплохо потрудиться.
Тем не менее, можно отметить и положительные стороны создания оффшорной зоны в России, а именно: это позволит вернуть часть денежных средств, которые находятся не только на Кипре, но и в других государствах с льготным режимом регистрации и налогообложения; также крупные внебюджетные инвестиции могут оживить экономику региона, остановить отток населения и целом благоприятно сказаться на развитии Дальневосточного региона. Но в то же время это потребует значительных затрат времени и ресурсов на создание нормативной базы, регулирующей деятельность оффшора, а также создание подобающей инфраструктуры.
В Российской Федерации ОЗС могут создаваться в 4 основных видах:
1) технико-внедренческие;
2) промышленно-производственные;
3) портовые зоны;
4) туристстко - рекреационные.
На сегодняшний день в России действуют 24 ОЭЗ, из них:
4 — технико-внедренческие (среди них «Алабуга» и «Липецк»),
4 — промышленно-производственные («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»),
13 — туристско-рекреационные («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и т. д.),
3 зоны портового типа с разной степенью готовности (среди них в том числе «Ульяновск», «Мурманск»).
На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны. Благодаря этому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ, размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Анализ функционирования особых экономических зон в РФ свидетельствует о том, что данные формы пока еще не на должном уровне выполняют свое основное функциональное предназначение — быть центрами динамичного экономического роста, эффективного решения задач территориального развития и на этой основе обеспечивать сопряженное развитие других регионов.
К основным проблемам функционирования ОЭЗ в Российской федерации можно отнести отсутствие четко сформулированной цели создания зоны, соответствующей интересам и региона и страны в целом. Как правило, руководители регионов видят в ОЭЗ только одну привлекательную сторону — перспективу получения налоговых льгот, и полагают, что ОЭЗ помогут им решить проблемы, с которыми они сам не в состоянии справиться. Но тут напрашивается вопрос: какой разумный инвестор будет вкладывать свои денежные средства в такую зону?
В итоге необходимо отметить, что для повышения эффективности функционирования особых экономических зон в России необходимо постоянное совершенствование законодательства в этой сфере, наряду с созданием оптимальных методов контроля за его исполнением. Кроме того, обязательным условием является стабилизация правовой и социальной, и конечно же, экономической ситуации в стране. Это позволит привлечь новых резидентов и обеспечит устойчивое развитие территорий дислоцирования ОЭЗ, и в целом экономики страны, что обеспечит ей конкурентоспособность на мировом рынке, усилит процессы интеграции в систему мировых хозяйственных связей.
Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование ОЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2014. – С. 163
2. Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2013. – С. 229
3. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2012. – С. 165
4. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2011. – С. 137.
5. Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2012. – С. 122
6. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2011. – С. 94
7. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. – М.: Грант, 2012. – С. 32
8. Акопова Е. С., Мировая экономика и международные экономические отношения. - М., 2011. – С. 126
9. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2011. – С. 27