В современных условиях рыночного развития проблемы функционирования рынка труда занимают одно из наиболее важных мест. Потребность инвестирования в систему управления трудовыми ресурсами очевидна, так как ежегодно возникает потребность в высококвалифицированных специалистах. Управление трудовыми ресурсами как на микро- так и макроуровне представляют собой взаимосвязанные подсистемы.
Проведя анализ отечественных и зарубежных исследований в области управления трудовыми ресурсами, можно сделать вывод, что система управления трудовыми ресурсами состоит из трех подсистем:
- формирование рабочей силы;
- управление процессами распределения трудовых мест;
- управление использования трудовых ресурсов.
Сущность управления трудовыми ресурсами на уровне района заключается в том, что люди рассматриваются как ценное богатство, которое необходимо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь целей. Инвестиционную политику, как правило, можно считать важнейшей частью социально-экономической политики государства.
Как показали исследования, в районе не осуществляется инвестиционная политика по обеспечению системы управления трудовыми ресурсами сельской местности в объеме необходимом для функционирования, что привело:
- к спаду производства и сокращению рабочих мест в традиционных отраслях агропромышленного комплекса;
- оттоку финансовых и трудовых ресурсов из сельских территорий;
- низкому инвестиционному климату сельских территорий;
- отсутствию законодательной базы для привлечения инвестиций в сельские территории;
- разрыву хозяйственных, производственных и инвестиционных связей между сельскими товаропроизводителями, промышленными организациями и финансовыми структурами;
- несбалансированности политики по инвестированию в социальную сферу и инфраструктуру села, которая явилась одной из главных причин оттока трудовых ресурсов, особенно молодежи;
Поэтому, для увеличения эффективности районной инвестиционной политики, направленной на развитие человеческого потенциала в сельской местности, необходимо повышать инвестиционную привлекательность района.
Трудовые ресурсы района являются главным ресурсом любого района, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности всего района в целом и его позиции в краевом рейтинге.
Если обратить внимание на демографическую ситуацию, то в Егорьевском районе в 2014 году проживает более 13 тыс. человек, из них 51,4 % женщины.
Таблица 1 Численность постоянного населения Егорьевского района
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Численность постоянного населения - всего, человек |
14573 |
14245 |
13835 |
13617 |
Мужчин |
6949 |
6947 |
6737 |
6611 |
Женщин |
7624 |
7298 |
7098 |
7006 |
Численность постоянного населения с каждым годом снижается (в 2012 – на 2,2 %, в 2013 – на 2,9 %, в 2014 – 1,6 % ) вследствие превышения количества выбывших человек над числом прибывших в район.
Необходимо выделить, что наиболее острой является проблема низкой рождаемости и превышение коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости. Стабильной остается отрицательная динамика миграции населения. За последние 5 лет наблюдается миграционная убыль населения. В 2012, 2013, 2014 гг. показатели миграционной убыли равны. (– 368), (- 224), (-212) человек соответственно.
Таблица 2 Рынок труда Егорьевского района
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Среднегодовая численность работников организаций, человек |
2550 |
2566 |
2414 |
2475 |
2260 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения на конец года, человек |
397 |
310 |
283 |
240 |
220 |
Уровень безработицы в % к трудоспособному населению на конец года |
4,4 |
3,5 |
3,3 |
2,8 |
2,8 |
Фонд начисленной заработной платы работников организаций, тыс. рублей |
282689 |
310012 |
335213 |
397772 |
448334 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, рублей |
9238 |
10068 |
11572 |
13338 |
16195 |
Просроченная задолженность по заработной плате работникам организаций (кроме субъектов малого предпринимательства, по наблюдаемым видам экономической деятельности) на конец года, тыс. рублей |
- |
- |
- |
- |
- |
Среднемесячная заработная плата в течение года возросла на 20,9% и достигла 16195 руб.
Необходимо отметить, что сокращается уровень безработицы, в 2014 году он достиг минимального значения за анализируемый период – 2,8 %. Данные проведенного анализа свидетельствуют о том, что из числа граждан, ищущих работу, только 22% имеют среднее профессиональное и высшее образование и 58% не имеют никакого профессионального образования. Данная категория граждан на рынке труда является неконкурентоспособной, что значительно усложняет возможность трудоустройства. При этом из года в год потребность в высококвалифицированных кадрах в районе только возрастает.
Необходимо отметить, что в районе ежегодно направляются средства на повышение квалификации и учебу специалистов всех уровней. Так, в 2014 году в здравоохранении прошли аттестацию согласно плана 12 врачей и 19 человек среднего медицинского персонала, из бюджета выделено средств на сумму 97,5тыс. рублей. Бюджет района должен обеспечивать возможность исполнения органами муниципальной власти исполнения возложенных полномочий. Поэтому приоритетными являются вопросы укрепления доходной части бюджета района, повышения эффективности расходования средств, контроль за их использованием.
Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета района в 2014 году занимают расходы на образование (57,5%), социальную политику (14,4%).
Полноту использования трудовых ресурсов также можно оценить, рассчитав основные абсолютные и относительные показатели. Рассмотрим некоторые из них.
Абсолютный прирост трудовых ресурсов определяется по формуле:
Тпр = Rn — Ro, (1)
где Тпр — абсолютный прирост трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде (квартале, году, за ряд лет); Rn и Ro — численность трудовых ресурсов соответственно на конец и начало календарного периода. Этот показатель отражает общий прирост (снижение) трудовых ресурсов.
Тпр=7740-7770 = -30 чел.
Этот показатель показывает, что на конец года на 30 человек меньше трудовых ресурсов, чем на начало года, тем самым происходит абсолютное сокращение трудовых ресурсов.
Коэффициент напряженности на рынке труда показывает, какое число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию, т.е. определяет соотношение спроса и предложения на рабочую силу.
= Sнезан /Nвак , (2)
где Sнезан – численность населения, не занятого трудовой деятельностью, или безработного населения; Nвак – число вакантных должностей и свободных рабочих мест.
= = 3,6 чел.
Уменьшение коэффициента напряженности в районе в 1,1 раз свидетельствует о наметившейся тенденции к устранению дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда. Напряженность на рынке труда в районе слабеет.
С целью снижения напряженности на рынке труда в 2014 году в районе реализовывались две программы: районная целевая программа «Содействие занятости населения Егорьевского района» на 2014 год и долгосрочная целевая программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2014году».
Для успешного решения проблем необходимо проведение комплексных мер, направленных на формирование, рациональное распределение и эффективное использование трудовых ресурсов в районе. Их осуществление будет продуктивным при взаимодействии органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, учебных заведений профессионального образования.
Список использованных источников:
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 15.
Андреев А.В. Основы райональной экономики / А.В. Андреев, Л.M. Борисова, З.В. Плучевская. - М. : КНОРУС, 2012.
Управление по труду и занятости населения Алтайского края // www.trud22.ru