ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Ильина Е.А. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Маркетинг в сфере сельского хозяйства еще не получил широкого развития в нашей стране. Ситуация связана, прежде всего, с низким уровнем экономических знаний сельскохозяйственных товаропроизводителей и непонимании ими важности и нужности маркетинговых мероприятий.

Маркетинг в сельском хозяйстве позволяет строить маркетинговые стратегии, которые в свою очередь повышают эффективность ведения бизнеса.

Агромаркетинг представляет собой систему действий, направленных на изучение спроса, производственных возможностей предприятия, непосредственно производство с учетом экономичного расходования ресурсов с полной ориентацией на потребителя. Кроме удовлетворения потребителя, агромаркетинг должен соответствовать требованиям действующего в стране законодательства, а также быть эффективным – не только способствовать получению прибыли, но и материальной заинтересованности работников в труде.

Использование маркетингового инструментария в сельском хозяйстве приводит к единому сосуществованию внешней и внутренней сред предприятия, что является признаком эффективного бескризисного функционирования предприятия. [2]

Уникальность именно аграрного маркетинга состоит в том, что продукция может быть не просто произведена и доведена до потребителя, но и переработана в дальнейшем, и тогда агромаркетинг плавно перетекает в другие виды маркетинга – коммерческий, промышленный и т.д. Сложность организации аграрного маркетинга заключается в огромном количестве применяемых для его целей методов, способов и форм, так как предприятиями данного сектора производится такое же многообразие видов продукции для разных целей (не только продовольственных). [1]

Специфика сельского хозяйства и особенности аграрного маркетинга:

1. Экономические результаты в сельском хозяйстве зависят от природных условий. Эта особенность агробизнеса служит основой не только для производства продукции, но и для организации маркетинговой деятельности. Земля как главное средство производства в сельском хозяйстве, а также качество ее использования определяют дальнейшее качество произведенной продукции, ее объем и ассортимент.

2. Рабочий период в сельском хозяйстве не совпадает с периодом производства продукции. Эффективность агромаркетинга при данной особенности зависит от правильной оценки спроса и его удовлетворения с учетом прогнозов и тенденций.

3. Производство имеет сезонный характер. С учетом этой особенности формируются формы и методы маркетинга в сельском хозяйстве.Агромаркетинг здесь занимается изучением рынка для обеспечения сбыта продукции, занимается рекламой и продвижением.

4. Производство жизненно важных товаров. Так как сельское хозяйство в большинстве своем занимается производством продовольственныхтоваров, перед агромаркетингом ставятся задачи своевременных поставок продукции в нужных объемах и ассортименте различным категориям потребителей: в зависимости от их возраста, пола, материального положения, религионых убеждений – для удовлетворения спроса любых покупателей. Целесообразно введение экологического производства (экологической тары для продукции), а также стремление к высокому уровню сервиса и обслуживания на предприятии.

5. Большое количество форм собственности в сельском хозяйстве также определяет огромное количество методов и способов реализации маркетинговой деятельности. Конкуренция между владельцами различных форм собственности позволяет придумывать новые стратегии и приёмы. В конкурентной борьбе с западными производителями отечественным ещё только предстоит улучшить качество маркетингового обеспечения. Стоит заметить, что такой конкуренции, как в аграрной сфере, маркетинг не испытывает больше нигде. [1]

6. Нехватка специалистов в области аграрного маркетинга. Производители сельскохозяйственной продукции постоянно сталкиваются с ситуацией дефицита на рынке, поэтому процесс выполнения плана, а не маркетинговой организации, для них всегда стоял наиболее остро – этим и обуславливается отсутствие практических специалистов в данной области. Кроме того, аграрный маркетинг как наука еще продолжает свое формирование и не имеет четко сформированных подходов к изучению, что не позволяет назвать совершенными учебные программы студентов, которые сейчас обучаются по данной специальности (которая, кстати, открылась сравнительно недавно). Квалификация по данному направлению, равно как и переквалификация персонала, также не осуществляется. [3]

7. Большое количество организационных форм хозяйствования субъектов сельского хозяйства – объединения, товарищества, акционерные общества, крестьянско-фермерские хозяйства и пр. В зависимости от форм образуются системы аграрного маркетинга, которые отличаются между собой функциями, управлением, адаптивностью к спросу и нуждам потребителей. Затем составляются программы маркетинговых систем это могут быть, как целевые программы, так и программы, направленные именно на результаты аграрного бизнеса. Формирование единой агромаркетинговой системы в федеральном масштабе позволит региональным предприятиям не только достичь своих финансовых целей, но и удовлетворить запросы потребителей. В настоящее время в РФ развивается фермерское хозяйство, которое практически не имеет возможности самостоятельно развиваться, а в дальнейшем продавать товар на местных рынках. Поэтому задачей агромаркетинга на этом этапе будет его адаптация под цели фермерских хозяйств.

8. Недостаточный уровень маркетингового обеспечения в сельском хозяйстве. Об эффективности маркетинговой деятельности можно судить только лишь в том случае, если учитывается вся система ведения аграрного бизнеса: производство, переработка, продажа продукции. Если на одном из этапов системы происходит сбой в обеспечении информацией, можно считать, что дальнейшие оценки будут неточны и не принесут наибольшего эффекта полезности, какого можно было бы достичь при комплексной работе на всех этапах. Так как процесс производства продукции в сельском хозяйстве достаточно долгий, то и реагировать своевременно на изменения в этапах представляет сложность, особенно в условиях, когда западные предприятия добились уже отлаженного производства. [1]

Таким образом, агромаркетинг позволяет оценивать спрос покупателей, прогнозировать объемы продаж, формировать необходимое для безубыточного производства количество ассортиментных позиций и т.д. с учетом особенностей отрасли сельского хозяйства. Агромаркетинг является одним из важнейших регуляторов движения сельского хозяйства в настоящее время в условиях рыночной экономики, позволяя предприятию не просто эффективно развиваться, но и оберегая его от возможных кризисных ситуаций.

Библиографический список

1. Учебное пособиеМаркетинг в отраслях и сферах деятельности: Под ред. д-ра экон. наук, проф. НА. Нагапетьянца. — М.: Вузовский учебник, 2007. — 272 с.

2. Журнал «Молодой ученый» онлайн версия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive

3. Электронная библиотекаeLibrary[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/titles.asp

5

Просмотров работы: 5918