АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭМЕ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ «КРАСНЫЙ БЫЧОК» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭМЕ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ «КРАСНЫЙ БЫЧОК»

Бубеков И.Д. 1, Божкова Г.Н. 1
1ЕИ КФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прошлое столетие по праву можно назвать самым трагичным в истории России. Это связано не только с идеями гитлеровской армии поработить мир, истоки этой трагедии можно отнести к более ранним событиям, связанным отнюдь не с внешними отношениями России. Речь пойдет об октябрьской революции 1917 года.

Свобода, равенство, братство – главный лозунг большевиков. Он подразумевает «отсечение голов» тем, кто не готов принять принципов революции. Почти каждый писатель обращался к этой теме. Многие люди, которые могли мыслить свободно, противостоять генератору бредовых идей, были репрессированы, упразднены, высланы из родной земли.

Большевики нашли простой способ управления обществом – уравнять всех. Неграмотным рабочим, ленивым и пьянствующим крестьянам была предоставлена возможность строить новое, как им кажется, справедливое общество. Люди, которым от природы был дан дар творить, создавать что-то умственным путем, должны были идти работать на разрушенные заводы, непригодные земли [2].

В 20-е годы правящая партия сумела сформировать мощный механизм государственной власти и управления, регулирующий практически все стороны жизни советского общества. Большевики активно стимулировали процессы огосударствления общества, добивались всеохватывающего партийного и государственного влияния на политику, экономику, социальные отношения, культуру, науку, образование и даже частную жизнь граждан. Партия пыталась построить пирамиду власти, положив в ее основу разветвленную сеть Советов, что позволило бы правящему режиму обрести необходимую устойчивость на фундаменте массовых организаций трудящихся – Советов рабочих и крестьянских депутатов. Однако, хотя система представительной власти и сложилась к концу 20-х годов, не она стала главным фактором политического развития страны, поскольку находилось в подчиненном положении к исполнительным и, особенно, партийным органом. Власть осуществлялась не столько через Советы, сколько через партийно-государственный аппарат от имени Советов. Тому были и объективные причины. Сказывались усталость населения страны от войны и революционных потрясений, от обнищания и разорения после революционного периода, а так же отсутствия опыта взаимодействия представительных и исполнительных ветвей власти, хозяйственная разруха и социально-психологические последствия гражданской войны, породившей у различных слоев населения взаимные обиды, недоверие и вражду [3].

Узкоклассовый подход большевиков к государственному строительству был одной из основных причин их недоверия к Советам и упорного стремления превратить собственную партию в главное звено политической системы.

Что касается культуры, литературы в частности, то большевиками был провозглашен принцип классовости и партийности. Это означало, что писатели в своих произведениях должны были воспевать действия революционеров, партии и писать только о рабочих и крестьянах, интеллигенция же относилась к разряду высмеиваемой прослойки, например рассказ А. Фадеева «Разгром», роман М. Горького «Дело Артамоновых».

Однако было большое количество писателей и поэтов, не принявших принципов революции и большевизма. Таким авторам пришлось покинуть родную землю, но не написать о беспределе большевизма они не могли. В дальнейшем такие произведения квалифицировались как антибольшевистские и перешли в разряд, сначала запрещенной, затем возвращенной литературы. Это такие произведения как дневник И. Бунина «Окаянные дни» и роман В. Набокова «Защита Лужина».

После октябрьской революции 1917 года, прихода к власти большевиков, итоги жизни были плачевные: гражданская война, гонения на интеллигенцию, раскулачивание, политика НЭПа, полная разруха в стране, голод, нищета, огромное количество болезней, и как следствие огромное количество смертей. Именно в таких условиях приходилось творить писателям и поэтам, которые были не согласны с политикой социализма, но которые не могли покинуть Родину (Б. Пастернак, М. Булгаков, А. Платонов, А. Ахматова). В этом ряду особняком стоит величайшая поэтесса «серебряного века» Марина Ивановна Цветаева.

Тематически с освящённым нами выше временем тесно связана и поэма М. И. Цветаевой, но отражение в ней находит и иное запомнившееся Марине Ивановне время. Произведение написано в 1928 году на смерть Владимира Александровича Завадского (1896 – 1928), младшего брата подруги Цветаевой В. А. Аренской. Стоит отметить Вере Аренской (урожденной Заводской), Цветаева посвятила стихотворение «Хвала времени», суть которого заключается в том, что есть люди, которые родились «вне» времени. Цветаева и Аренская были соученицами в гимназии, после расставания, причиной которого стала гражданской войны, они вновь встретятся лишь в эмиграции, дружба их продолжалась до отъезда Аренской обратно в Россию, а переписка – до ее смерти в Ялте.

В письме к Тесковой от 11 марта 1928 года содержатся подробности данных событий, многие из которых вошли в текст поэмы. «Недавно, на самых днях, пережила очередную встречу со смертью. Умер от туберкулеза кишок брат моей подруги Володя, 28 лет, на вид и по всему – 18. Доброволец, затем банковский служащий в Лондоне.Ни секунды за всю болезнь не подозревал об опасности. «Вот поправлюсь»А жизнь ему была нужна не для себя, а для других. Жить, чтобы работать, и работать, чтобы другие жили. Умер тихо, всю ночь видел сны. – «Мама, какой мне веселый сон снился: точно за мной красный бычок по зеленой траве гонится»А утром уснул навсегда. Это было 8-го, 10-го хоронили. У французов не закапывают при родственниках, родные оставляют голый гроб. Насилу добились у могильщика, чтобы заровняли яму при нас, и длилось это 1 час 20 минут. Час 20 минут мать стояла и смотрела, как зарывают ее сына. Лопаты маленькие, могильщики ленивые, снег, жидкая глина под ногами…»

Однако не только данное событие вдохновило поэта на создание данного произведения: в очерке «История одного посвящения» (1931 год) Цветаева вспоминает об Александровской слободе лета 1916 года, куда к ней на несколько дней приехал О. Мандельштам: «А однажды за нами погнался теленок. На косогоре. Красный бычок. Гуляли: дети, Мандельштам, я. Я вела Алю и Андрюшу (дочь и племенник Цветаевой), Мандельштам шел сам. И вдруг – галоп. Оглядываюсь – бычок. Красный. Хвост – молнией, белая звезда во лбу. Теперь знаю: весь мой Красный бычок оттуда, с той погони. Спал во мне с мая 1916 года и воскрес в 1929 году (описка Цветаевой) в Париже, в предсмертном бреду добровольца. Знаю, что его бычок был именно мой – наш – александровский. И смех, которым он, умирающий, бычку смеялся – тот же смех Али и Андрюши: чистая радость бегу, игре, быку.

Смеясь, не знал, что смерть. И не 30-летним осколком несуществующей Армии, гражданином несуществующего государства, не на чужой стране столицы мира – нет! На своей, моей! – Под всей защитой матери и родины –смеясь! – Трехлетним – на бегу – умер» [5, с. 401].

Повествование поэмы начинается с описания сна маленького ребенка, как и говорилось выше в письме Цветаевой. Обычная обстановка, горят свечи, мы понимаем, что время суток – ночь, и неожиданно автор с помощью «тире» и восклицательных знаков, что передает быструю смену событий и эмоциональный всплеск, переносит нас в момент пробуждения ото сна, из, как нам кажется, тревожного сна, хотя ребенок сам называет его смешным.

Будет играть – свет свечной:

С косточки – да – в ямочку.

- Мама! Какой сон смешной!

Сон-то какой! Мамочка![5, с. 585]

Далее мальчик рассказывает сон. Мы понимаем, что за ним гонится, именно гонится, красный бычок. Под глаголом «гонится» понимается намеренное преследование с какой либо целью, чаще цель эта носит негативный характер. Хотя Цветаева в своем письме и не говорит о каких-то негативных коннотациях их прогулки с детьми и Мандельштамом, также как перед смертью сын ее подруги тоже видит этого быка лишь с позиции дара природы, чтобы насладится ей, то в поэме явно выражен испуг мальчика, так как потом мать его пытается успокоить.

С правой свечи – воск потек…

Ямочки ре – беночка!

- Будто за мной – красный бычок

По зеленой траве гонится![5, с. 585]

Слова матери дают нам понять, что во сне ребенка все хорошо, что хоть бык и красный, но трава еще не окроплена кровью.

Здесь то и возникает главный образ поэмы – образ красного бычка. Данный образ сложный, многомерный, имеет массу ассоциаций и значений. Вмещает он в себя и всех большевиков в целом, весь их исполнительный аппарат, который как свирепый бык гонится за идеологическими противниками. Вспомним события 1916 года, когда за ними, представителями интеллигенции (Цветаева и Мандельштам) гонится бык. Тогда это было воспринято не серьезно, в шутку, ради забавы. То есть Цветаева хотела показать, что тогда уже были предпосылки к перемене режима, строя, к репрессиям, но в это никто не верил, большевиков никто не воспринимал.

И в правду, возьмем «Несвоевременные мысли» Максима Горького, там городской голова Москвы, Луначарский говорил, что большевиков по количеству было очень мало, они не имели такой большой поддержки, как например меньшевики, или эссеры. Но однажды, выйдя на улицы страны и сумев подобрать правильные слова, лозунги, уставший и отчаявшийся народ пошел за ними. Другими словами, большевики, как красный бык, неслись без разбора, творили перемены, поливали все вокруг кровью невинных людей, народа, который они сами же и призывали подниматься с колен.

Стоит отметить обстановку того времени, которую принесла в след за гражданской войной революция, политика большевиков:

Ржавый замок, наглый зевок

Надписи: «нет выдачи».

- Вот тебе бык, вот тебе рог!

Родичи, вслед идучи [5, с. 585].

Здесь Цветаева очень тонко подчеркивает, что в стране развал, голод нет еды, она по карточкам.

Также автор обращает внимание на то, что смерть ребенка – это не единичный случай, такой ужас происходит постоянно и повсеместно: люди умирали от голода, болезней, рук большевиков.Тысяча смертей, «реки» материнских слёз:

Нынче один, завтра другой.

Ком. Тишина громкая.

Глиняный ком, ком горловой.

В правой – платок скомканный [5, с. 585].

Повтор слова «ком», создаёт и психологический эффект. Это не просто «ком» земли, упавший на гробы тысяч людей того времени, а «ком» ‑ спазма, не дающая дышать и жить. Цветаевой близка эта тема, через реализацию которой можно понять отношение поэта к времени. Марина Ивановна не приняла идеологии начала ХХ века и с помощью подтекста призналась в этом в своей поэме.

Зычен, зычен, зычен, зычен

В ушах – топот, в ушах – мык.

Бычья, бычья, бычья, бычья

Это кличка большевик [5, с. 587].

Очевидно негативное отношение Цветаевой к большевикам, так как, она употребляет слово «кличка», что явно носит пренебрежительный характер, клички дают только животным, следовательно, за людей большевиков она не считает.

Однако образ быка имеет и иное значение. В словаре символов под редакцией Трессидер Дж, Фоли Дж, Хоул Дж символ быка трактуется по-разному, но все определения объединяет: «… настойчивость, сила, мужская власть, дикость, тупая ярость» [4, с. 221].

Человек всегда стремился укротить, подчинить себе быка. Мы видим, что образ этого животного связан с силой, упорством, настойчивостью, безусловно, положительные качества, но в тоже время это и ярость, и злость, некая свирепость, способная подавить человека. И все эти определения в полной мере соотносятся и с определением самих большевиков – без разбора уравнять всех, применить и продемонстрировать силу, если нужно, то довести до смерти.

Нет смысла обращаться к значению слова «красный», поскольку сама поэтесса в поэме дает нам определение:

Я – большак,

Большевик,

Поля кровью крашу.

Красен мак,

Красен бык,

Красно время наше [5, с. 587].

Большевики намеренно убивают людей, не участвуя в этом непосредственно (голод, война), но из-за таких «красных бычков» пострадал весь российский народ.

Поэма заканчивается тем, что ребенок указывает матери на милость бога:

Сердце – чок.

- На – бо – чок.

- Мамочка??

- Бог милостив! [5, с. 587]

Автор дает нам надежду на то, что все обойдется, и этого маленького мальчика не тронет «красный бычок», и герой останется жив. Цветаева была реалисткой, она хорошо понимала жизнь и могла предсказать некоторые события, опираясь на опыт, и вот в последних строчках мы видим:

Длинный, длинный, длинный, длинный

Путь. – Повязка на рукав!

Глина, глина, глина, глина

На французских каблуках

Матери [5, с. 588].

Мальчик умер, и в очередной раз читатель становится свидетелем сцены похорон, смерти вездесущной. Как и предсказывал сон – смерть настигла мальчика, а в жизни взрослого мужчину, после появления бычка - пророчество сбылось.

Подобный мотив сна или пророчества корнями восходит к античности, переходит в средние века, в фольклор, легенды, обряды, его легли в основу романтизма (М. Лермонтов «Сон», «Демон»), и Цветаева часто использовала данный образ как художественный прием, но в этой поэме он переходит через сон в реальность. Вырвалось всеобщее зло, проникло в виде большевиков, которые являются в снах людям в виде лютых быков, проливающих чужую кровь. Мистический сюжет сродни хоррору: пророческий сон сообщает человеку о скорой страшной смерти, вселяя страх и ужас.

Примечателен тот факт, что Владимир Заводской, прототип главного героя, погибшего мальчика, был солдатом добровольного отряда во Франции, с которым воевали «красные».

Таким образом, Цветаева в поэме раскрывает ряд характерных и актуальных проблем, рассуждает о судьбе, смерти, человеке и эпохе. Сюжет был продиктован жизнью и стал важной обличительной основой политики большевиков. В поэме присутствуют ирония и сарказм над большевиками, они высмеивают их, называя быками, существами неразумными, лишенными рассудка, имеющими лишь цель уничтожить, сгноить человека. Но в тоже время прослеживается мотив безысходности: смерть придет за всеми, все почувствуют бешеную силу быков, выхода нет, и даже мистический мотив сна воплощается в жизнь, как знамение её конечности и бессмысленности.

Жизнеутверждающее зерно заключается в том, что природа перед смертью подарила шанс главному герою насладиться ее красотами – землей, не окрашенной пока в цвета человеческой крови. Возможно, со временем в России наступит иное время, но пока вся власть сосредоточена в руках «красных бычков».

Итак, вновь в поэме Марины Ивановны появляется образ хищного животного, помогающего охарактеризовать современную автору действительность и выполняющий несколько функций. Несомненно, важнейшей становится социальное обличение, хотя и психологическая, и «суггестивная» [1, с. 35] функции выполняют важные роли, не просто изобразить смятение поэта, но и передать внутреннее напряжение читателю, который должен задуматься о прошлом, суметь проанализировать настоящее и помнить, что все люди конечны, а значит необходимо прожить жить так, чтобы завтра не было стыдно, даже если придётся идти против общественного уклада.

  1. Божкова Г.Н., Шабалина Н.Н. Лицо и маска в лирике М.И. Цветаевой. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. ‑ Тамбов: Грамота, 2014. № 5. Ч. 1. С. 34-37.

  2. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т., т.1. // под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 1-е издание; испр. и доп. М.: ГУМАНИТ. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 496 с.

  3. Сучков М.Е., Хрестоматия по новейшей истории 1917-1945.подред. Яковлева Н.Н. М.: Просвещение, 1987. 288с.

  4. Трессидер Дж. Словарь Символов. М.: Фаир-Пресс, 1999. 448 с.

  5. Цветаева М.И. Стихотворения и поэмы. М.: Сов. писатель. 1990. 800 с.

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

В целях увеличения объема и расширения сферы учебно-исследовательской, научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов (УИРС, НИРС) Академия Естествознания проводит VIII Международную студенческую электронную научную конференцию

«СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016»

www.scienceforum.ru/2016/

по направлениям:

  • Архитектура

  • Биологические науки

  • Ветеринарные науки

  • Географические науки

  • Геолого-минералогические науки

  • Искусствоведение

  • Исторические науки

  • Культурология

  • Медицинские науки

  • Педагогические науки

  • Политические науки

  • Психологические науки

  • Сельскохозяйственные науки

  • Социологические науки

  • Технические науки

  • Фармацевтические науки

  • Физико-математические науки

  • Филологические науки

  • Философские науки

  • Химические науки

  • Экономические науки

  • Юридические науки

Архив «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2009» http://forum2009.rae.ru/

Архив «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2010» http://rae.ru/forum2010/

Архив «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2011» http://rae.ru/forum2011/

Архив «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2012» http://rae.ru/forum2012/

Архив «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2013» http://www.scienceforum.ru/2013/

Архив «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2014» http://www.scienceforum.ru/2014/

Архив «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2015» http://www.scienceforum.ru/2015/

С 2016 г. В рамках студенческого форума 2016 будет работать секция для школьников «Юный ученый»

На конференцию могут быть представлены оригинальные научные разработки и учебно-методические пособия с участием студентов, курсовые и дипломные работы, проекты, программы, лучшие рефераты.

Оргкомитет принимает как работы студентов, так и работы аспирантов, магистрантов, бакалавров, ординаторов и соискателей (до 25 лет)

ВНИМАНИЕ! При представлении работы в Оргкомитет каждый студент должен выбрать секцию своего научного руководителя, в случае, если руководитель не создал секцию, то работа должна быть добавлена в соответствующее научное направление. Во избежание недоразумений просим не добавлять работы в секции незнакомого Вам руководителя.

При представлении от учреждения (научного коллектива, кафедры) 15 и более работ по одному научному направлению (указывается название направления), это направление получает статус самостоятельной секции в рамках СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ФОРУМА. Руководитель научного направления назначается председателем (возможно формирование организационного комитета) по секции и получает права и доступ модератора при обсуждении на сайте материалов конференции.

КАЖДЫЙ СТУДЕНТ, УЧАСТВУЮЩИЙ В СТУДЕНЧЕСКОМ ФОРУМЕ 2016, ПОЛУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ:

– получить сертификат участника VIII Международного студенческого научного форума 2016

– опубликовать свою работу в научном журнале Академии Естествознания «Международный студенческий научный вестник» – до 20 июля 2016 г.

Каждый студент, опубликовавший свою работу в научном журнале Академии Естествознания, получает сообщение о факте опубликования работы и возможности получения журнала с опубликованными статьями.

– участвовать в одной из трех номинаций студенческого форума:

За лучшую студенческую научную работу

За лучшую студенческую научную работу, вызвавшую наибольший (по числу просмотров) интерес участников

За активное участие в работе форума

Победители в данных номинациях получат диплом лауреата и будут приглашены на международную научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования» (Москва, май 2016 г.) для участия с устным докладом. Конференция состоится в Российской Академии Наук (РАН). Лауреаты номинаций освобождаются от оплаты организационного взноса участника конференции.

На конференцию могут быть представлены оригинальные научные разработки и учебно-методические пособия с участием студентов, курсовые и дипломные работы, проекты, программы, лучшие рефераты.

КАЖДЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ФОРУМА 2016 ПОЛУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ:

– руководить в качестве председателя (модератора) самостоятельной конференцией в рамках проведения Студенческого форума (При представлении от учреждения (научного коллектива, кафедры) 15 и более работ по одному научному направлению с указанием данного научного направления). Обращаем Ваше внимание, что руководителю секции необходимо контролировать работы, добавленные в его секции и в случае, добавления в секцию работ неизвестных ему авторов он вправе обратиться в Оргкомитет с просьбой перенесения работ неизвестных авторов из его секции в соответствующее научное направление.

–участвовать в номинации Студенческого форума «За лучшую НИРС»

Победители в данной номинации (определяются по решению Президиума Российской Академии Естествознания) награждаются Дипломами «За лучшую НИРС» и приглашаются для участия в работе международной научной конференции «Актуальные вопросы науки и образования» (Москва, май 2016 г.). Победители номинации освобождаются от оплаты организационного взноса участника конференции

Материалы могут быть представлены в редакцию двумя способами:

  1. Через «личный портфель» автора.

– Инструкция по работе студента в системе "Личный портфель" доступна по адресу http://www.scienceforum.ru/2016/student.pdf

– Инструкция по работе руководителя секции в системе "Личный портфель" студенческого научного форума доступна по адресу http://www.scienceforum.ru/2016/leader.pdf

Работы, представленные с использованием сервиса «Личный портфель», размещаются на сайте в первую очередь.

  1. По электронной почте [email protected]

Конференция разделена на 3 этапа:

  1. Материалы (научная публикация, регистрационная форма и копия документа об оплате) принимаются до 25 декабря 2015 г. Языки конференции: английский и русский. Обязательно следует указать адрес электронной почты для переписки (обсуждения материалов, ответа на вопросы) с авторами. Материалы будут размещены на сайте Академии Естествознания (www.scienceforum.ru/2016/) до 15 февраля 2016 г.

  2. Обсуждение - с 15 по 20 февраля 2016 г.Обсуждение на сайте доступно по каждой статье.

  3. В традиционной бумажной форме материалы конференции (по желанию, за дополнительную плату) будут опубликованы до 20 июля 2016 г. в журнале

  • «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК»

Образец оформления научной публикации:

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРЕПАРАТА …

Иванов И.И., Петров П.П.

Городская клиническая больница …

Волгоград, Россия

ESTIMATIONOFINFLUENCEOFTHE …

Ivanov I.I., Petrov P.P.

City clinical hospital №

Volgograd, Russia

Согласно проведенным исследованиям…….

ВНИМАНИЕ!!! Текст научной работы представляются авторами только в программе Microsoft Word.

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА

(срок представления – до 25 декабря 2015 г.)

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Учреждение, факультет, курс

Адрес (с индексом)

E-mail

Название доклада

Название секции (конференции)

Оплата организационного взноса участника электронной конференции (и публикации в журнале, если требуется)

(сумма, номер платежного документа, дата оплаты)

К публикации (как студенческие) также принимаются работы, выполненные в соавторстве со студентами.

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ

1. При условии публикации работы на сайте www.rae.ru и предоставлении возможности для обсуждения: Оплачивается организационный взнос участника конференции - 200 руб. за работу (без ограничения объёма).

2. При условии опубликования работы в журнале в рубрике "Материалы научных конференций" ДОПОЛНИТЕЛЬНО оплачивается организационный взнос для публикации научной работы в журналах РАЕ из расчета 220 руб. за одну страницу текста формата А4 (Шрифт - Times New Roman Cyr. Размер шрифта - не менее 12, межстрочный интервал - 1,5, поля по 2,0 см сверху, снизу, слева и справа).

ООО «Евроазиатская научно-промышленная палата»

ИНН 6453106535

КПП 645301001

р/с 40702810214520009796

Банк получателя: ФИЛИАЛ N6318 ВТБ 24 (ПАО) Г. САМАРА

БИК 043602955

к/сч 30101810700000000955

Назначение платежа:

Услуги по организации участия в конференции. Без НДС. ФИО

Копия платежного поручения сканируется и прилагается к электронному письму отдельным файлом

Электронный адрес оргкомитета для справок по всем организационным вопросам:

[email protected]

14

Просмотров работы: 956