РОЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ В РОМАНЕ УРСУЛЫ К. ЛЕ ГУИН «THE LEFT HAND OF DARKNESS» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ В РОМАНЕ УРСУЛЫ К. ЛЕ ГУИН «THE LEFT HAND OF DARKNESS»

Николаева А.Д. 1
1Мурманский Арктический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье был проведен анализ концептуальных метафор, встречающихся на страницах романа Хайнского цикла Урсулы К. Ле Гуин «The Left Hand of Darkness». Метод анализа базируется на когнитивном подходе к метафоре, который был представлен Дж. Лакоффом и М. Джонсоном. Ученые считали, что метафора пронизывает все сферы человеческой деятельности, в особенности язык [5].

Сущность концептуальной, или когнитивной, метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода [5]. В последующих публикациях их назвали сферой-источником (source domain) и сферой-мишенью (target domain). Концептуальная метафора предполагает проецирование сферы-источника на сферу-мишень. Вследствие этого, сфера-мишень заимствует у сферы-источника структурный каркас в виде набора основных элементов и отношений между ними. Таким образом, главной функцией концептуальной метафоры является представление сложных и отвлеченных областей человеческого опыта через более простые и конкретные.

Метафора имеет сложную структуру, состоящую из центральных (ядерных) и периферических элементов. В центре находятся конкретно метафорические выражения, а к периферии относятся такие языковые выражения, которые могут интерпретироваться и буквально, и метафорически (элементы двоякого толкования) [1].

Выбор произведения в фантастическом жанре в качестве материала исследования обусловлен несколькими причинами. Во-первых, метафора часто используется авторами фантастики в качестве средства создания картины мира, что позволяет наблюдать реализацию когнитивной функции метафоры. Во-вторых, в фантастической литературе меняется сам характер образных средств: они служат созданию эффекта правдоподобия, ясности и убедительности изложения. Четко выраженный прагматический аспект метафоры в фантастических произведениях дает возможность изучать ее как механизм целенаправленного воздействия на читателя [1].

Роман «The Left Hand of Darkness» – одно из наиболее значимых произведений Хайнского цикла Урсулы Кребер Ле Гуин. Опубликованный в 1969 году, он завоевал сразу две крупные литературные награды – премии «Небьюла» и «Хьюго». Роман имеет огромное значение и для литературы в целом, поскольку является одним из первых значительных научно-фантастических произведений, написанных женщиной и сумевших отстоять свое право на существование в области, где раньше доминировали исключительно писатели-мужчины.

«The Left Hand of Darkness» по праву может считаться самым необычным романом Хайнского цикла. Его неповторимой особенностью является очень детальное с этнографической точки зрения описание самой необыкновенной инопланетной расы, когда-либо встречавшейся в фантастической литературе. Жители далекой планеты Гетен являются андрогинами. На чем строится жизнь в обществе, где нет гендерных различий? Важны ли гендерные характеристики для самоопределения человека, или за всем этим есть что-то большее? В своем романе Урсула Ле Гуин пытается дать ответы на эти вопросы.

Действие романа происходит на далекой планете Гетен, которую из-за холодного климата назвали Зимой. Межпланетное объединение Экумена организует миссию на планету с целью привлечения правителей 2 гетенианских государств вступить в объединение для обмена культурным и образовательным опытом и для свободной торговли между планетами. На планету прибывает посол Дженли Аи и некоторое время втайне изучает образ жизни и культуру местных жителей. Поддержку ему оказывает приближенный короля советник лорд Эстравен. Однако накануне первой аудиенции короля посол и советник оказываются в центре жестокой политической игры. Им приходится бежать из страны, их ждет немало испытаний, которые они должны пройти ради достижения великой цели – вступления Гетена в союз Экумены.

Роман чрезвычайно богат средствами художественной выразительности, среди которых выделяются, конечно же, метафоры. Метафоричность романа, как и любого произведения научно-фантастического жанра, утверждается самой писательницей в предисловии к нему. Большую роль в произведении играют концептуальные метафоры, роман буквально пронизан метафорическими выражениями, которые можно разбить на группы, характеризующие основные образы произведения.

Название романа частично раскрывает центральную метафору произведения. Образ Тьмы является главным в романе. Он ассоциативно подразумевает существование образа Света. Образы Тьмы и Света, как двух противопоставленных друг другу явлений, имеют большое значение, поскольку являются важными для понимания центральной идеи романа. Урсула Ле Гуин говорит о том, что все предметы и явления в нашем мире имеют две стороны. Эти стороны одновременно и противопоставляются друг другу, и в совокупности образуют единое целое. Например, понятия «орел» и «решка» вместе образуют понятие «монета», а концепты «мужчина» и «женщина» – концепт «человек». Образ мира в романе складывается из образов тьмы и света, представленных когнитивными метафорами. Метафора DARKNESS IS A BEING разворачивается в следующих выражениях: the left hand of darkness; darkness lays behind my back; the darkness seemed to take forever coming on. Согласно классификации Лакоффа, она относится к онтологическим метафорам, а именно к метафорам сущности. Метафора LIGHT IS A BEING также относится к онтологическим метафорам сущности: the gray light had soon died out; the dim light fragmented and died away creeping up the eastern wall; light fell; light came only through a slit in the rear door. Эти метафоры неотделимы друг от друга. Они показывают двойственность мира, в котором мы живем, где без света не будет тьмы, а без тьмы – света. Автор не ставит перед собой задачу исключить образ тьмы как отрицательный. Наоборот, Урсула Ле Гуин призывает людей видеть в двух противоположностях единое явление. Эта идея имеет особое значение в романе. Изображая андрогинное общество на страницах своего произведения, Урсула Ле Гуин доказывает, что противоположные роли мужчины и женщины не являются определяющими для воспитания человека, для его становления и развития как личности. Главными являются общечеловеческие качества, которые человек приобретает, независимо от своей половой принадлежности. Обращение к общечеловеческим качествам отражает главную идею Хайнского цикла, а именно поиск гармонии и взаимопонимания во вселенной.

Для произведений Ле Гуин характерно одушевление эмоций. Так, например, на страницах романа можно встретить следующие выражения: love had always forced me to act against my heart; shame pushed me out of stupor; but I had not known my cowardice lays so heavily in my belly; the anxiety had however infected me; my unease grows, которые можно обобщить в онтологическую метафору EMOTIONS ARE BEINGS. Эмоции, наделенные характеристиками живых существ, не подчиняются человеку, а, наоборот, управляют им. Среди всех эмоций автор особенно выделяет страх – эмоцию с наиболее сильным воздействием на индивида. Онтологическая метафора FEAR IS A BEING представлена в выделенных выражениях: it grows in us, that fear; because only fear rules men; Fear is king; fear undoes his mission; fear outweighed caution in me; I would have let fear lead me around by the long way. Страх – это сложный эмоциональный процесс. Он лежит в основе таких качеств, как патриотизм или субординация. Онтологическая метафора СТРАХ – ЭТО СУЩЕСТВО имеет особое значение для Хайнского цикла, поскольку встречается на страницах нескольких произведений. Образ зимы также является одним из главных в романе. Из-за холодного климата планета Гетен получила на Экумене второе название – планета Зима. Зима является одним из факторов, влияющих на поведение и уклад жизни народа планеты. Как любой северный народ, гетенианцы сдержаны и ориентированы на сохранение энергии внутри себя, т.е. подвержены интроверсии. Образ зимы является важным для характеристики гетенианцев, он представлен сочетанием двух концептуальных метафор SNOW IS A BEING и ICE IS A BEING: the large soft snow danced about them; a heavy snow was falling; when the cold grew so extreme; I woke once and heard the snow ticking thick and soft on the tent; the ice-shapes stood on the plain of ice; then the three ice-shapes stooped down and sat with their knees drawn up and let the sun melt them. Эти онтологические метафоры одушевляют стихию. Они выводят образ зимы за рамки простого описания природы вокруг персонажей. Зима помогает людям строить отношения; именно зима сплотила землянина Дженли и гетенианца Эстравена в их приключении. Зима явилась тем препятствием, которое им пришлось вместе преодолеть для нахождения общего языка между собой и между такими разными культурами, которым они принадлежат. Время также является фактором, который определяет характер гетенианцев. Планета застыла во времени и пространстве – каждый год на планете является Первым. Поэтому важной чертой в характеристике гетенианцев является консерватизм. В романе время имеет несколько планов выражения. Описание времени в произведениях Хайнского цикла Ле Гуин основывается на теории относительности Альберта Эйнштейна. Читатель видит два временных плана: первым является описание времени на планете, а вторым – время, которое ощущает землянин Дженли, находясь на Гетене. Когнитивная метафора сущности TIME IS A BEING (time was unorganized; only time could prove; hours and seconds passed) служит для акцентирования этого противопоставления. Объединяя два почти противоположных образа в одной метафоре, автор поднимает проблему объективного и субъективного времени. Объективным является общее время, измеряемое календарем и часами, а индивидуальное ощущение продолжительности действий – это субъективное время. Анализ соотношения реального и индивидуального ощущения в мире связан, прежде всего, c поиском гармонии внутри самого человека, что является первым шагом на пути установления гармонии во всей вселенной. Таким образом, концептуальные метафоры в романе играют важную роль в понимании проблематики произведения. Круг проблем, рассмотренных в романе, обширен – от серьезных социальных вопросов до важных психологических понятий. Метафоры в романе усиливают эффект присутствия, эффект вовлеченности в события и, как следствие, способствуют более глубокому пониманию авторского замысла. Главной авторской идеей во всех произведениях Хайнского цикла является поиск мира и взаимопонимания, и в романе эта проблема рассмотрена с разных сторон. Конечно, многие вопросы в романе остаются открытыми, например, установление идеального общества и др. Эта идея, а также многие другие находят отражение в последующих произведениях цикла. Литература
  1. Билоус, Л. С. Текстообразующая роль метафоры (на материале американской научно-фантастической литературы) [Текст]: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук: 10.02.04. –Спб., 2001. – 21 с.

  2. Гальперин, И. Р. Стилистика английского языка [Текст]: учеб. пособие / И. Р. Гальперин. — изд. 5-е. — М.: Либpoком, 2010. — 336 с.

  3. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / под ред. Е. С. Кубряковой. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. – 245 с.

  4. Скребцова, Т. Г. Когнитивная лингвистика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие / Т. Г. Скребцова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. – 256 с.

  5. Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Д. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры: сб.: пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. — М.: Прогресс, 1990. — С. 387 – 415.

Просмотров работы: 887