ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВО - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВО

Шульга Е.М. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российское общество составляют такие категории граждан, как несовершеннолетние лица, студенты, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды, военнослужащие, безработные и другие категории граждан, каждая из которых формирует единое социально-экономическое пространство. Именно поэтому важно чтобы каждая из этих категорий была интегрирована в социум.

Инвалиды одна из категорий граждан, которой уделяется особое внимание со стороны российского общества и государства. На 1 января 2015 в России общая численность инвалидов составила 88,4 на 1000 человек населения, общее же число инвалидов 12 924 человека. Именно поэтому на сегодняшний день проблема интеграции людей с ограниченными возможностями в общество является актуальной.

Термин «инвалид» (от лат. invalidus - слабый, немощный) возник для выделения лиц, которые по состоянию здоровья утратили возможность заработка. Традиционно сформировавшееся мнение рассматривает инвалидов как неспособных к полноценной жизни.

В настоящие время слово «инвалид» широко используется в русском языке и обозначает - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его физических или умственных возможностей. Данное определение было введено 1975 году ООН и прописано в декларации о правах инвалидов [9].

Егорова Т.В. определяет инвалида, как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травмы или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты [3, с.5].

Изучив выше приведенные термины «инвалид», можно выделить общее черты понятия инвалида - человек имеющий нарушения здоровья, которые приводят к частичной или полной утрате способности самообслуживания и трудоспособности.

Любой человек является биосоциальным существом, который имеет потребность в общение и во взаимодействие с обществом, отсюда вытекает потребность в интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Дословно с латинского языка, интеграция - это восстановление, восполнение.

Интеграция в общество - процесс формирования или восстановления связей с обществом, обеспечивающий включённость человека в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг [5, с.28].

Егорова Т.В. отмечает, что интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями - означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей [4, с.7].

Цель социальной интеграции состоит в создании «общества для всех», в котором все лица обладают социальной субъективностью, правами и обязанностями, независимо от состояния их здоровья, и призваны играть активную действенную роль [6, с.5].

Обобщая приведенные термины можно сделать вывод, что интеграция - это процесс взаимодействия с обществом в условиях равноправия индивидов, независимо от состояния физического и психологического здоровья.

Существует множество способов интеграции лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности такие, как туризм, спорт, творчество, арт-терапия, волонтёрство, участие в учебных и трудовых процессах и другие.

Остановим внимание на творчестве как способе интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Серавин А.И. в своей работе «Исследование творчества» цитирует следующие определения термина «творчества»:

Творчество - это деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума [7].

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [7].

На основе анализа терминов «творчество», можно выделить общую особенность всех терминов, творчество - это процесс создания чего-то нового и неповторимого в природе и обществе.

Творчество выполняет рядобщественных функций:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

  • социальная функция проявляется в том, что творчество оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

  • гедонистическая функция отражает способность творчества приносить удовольствие человеку;

  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

  • прогностическая функция отражает способность творчества строить прогнозы и предугадывать будущее;

  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Во время творческой деятельности инвалиды раскрывают свой творческий потенциал, что способствует стиранию психологических рамок в общении с людьми без нарушений здоровья. Также этому способствует правильно организованные творческие мероприятия, различные мастер-классы по арт - терапии и наглядно выставочные работы [1].

Главной целью арт - терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической сфере личности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Арт - терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил; гармонизирует личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Именно творчество компенсирует все ограничения в развитии инвалидов [2].

Рассмотрим наиболее яркие примеры эффективного влияния творчества на процесс успешной интеграции людей с инвалидностью в социальную среду.

«Стремление к солнцу» - творческий фестиваль, который проходит с 2011 года проходит в Череповце, в Городском дворце культуры «Аммофос». Его участники - дети и молодежь с ограниченными возможностями здоровья [8].

Работа данного фестиваля включает в себя:

  1. организация концерта - праздника с участием детей - инвалидов вместе с юными артистами;

  2. выставка творческих работ детей с нарушениями здоровья;

  3. мастер-классы для детей-инвалидов: по флористике, рисованию и аппликации, изготовлению традиционной народной куклы, керамике, росписи по дереву, аквагриму;

В результате такой работы устанавливаются прочные дружеские отношения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, а также обычные дети, видя, как дети-инвалиды выкладываются на сцене, как они отдаются творчеству, меняют свое отношение к занятиям и окружающим людям - становятся более дисциплинированными, ответственными и тактичными.

Дарвиновский музей также активно работает с инвалидами: и с взрослым населением, и с детьми. Одним из важных направлений этой работы является организация выставок инвалидов - одарённых взрослых и детей. Первая художественная выставка открылась в июне 2003 года, которая называлась «Светлый лик природы» [3].

В рамках программы организовывались такие выставки как:

  • выставка рисунков аутичных детей «Особые дети - особый взгляд на мир»;

  • представлены были полотна лоскутного шитья и вышивки «Творю - значит побеждаю»;

  • выставки художественных работ инвалидов «Ребята о зверятах»;

  • детская художественная анималистическая выставка «Братья наши меньшие»;

  • персональная выставка художника, инвалида детства, - «Нежность моей души»;

  • разработаны передвижные выставки специально для пенсионеров - «Лекарственные растения Подмосковья»;

  • выставка для детей - инвалидов «Легенды о цветах»;

Красочные экспозиции, авторами которых являются инвалиды, помогают формировать правильные отношение обычных людей к людям с ограниченными возможностями как к равным, а также позволяют объективно оценить творчество и способности, которые раскрываются у «особенных» людей.

В Ульяновске на базе Государственного педагогического университета «Гуманитарным Центром» ведется совместная подготовка культурно-спортивных программ и их реализация:

  • это проведение соревнований комбинированного вида, в которых участвуют инвалиды и студенты - баскетбол, ручной мяч, настольный теннис, туризм, аэробика;

  • это постановка театрализованных миниатюр, музыкально-танцевальных и спортивно-хореографических композиций.

Участники мероприятий - инвалиды-колясочники, учащиеся специальных (коррекционных) школ, воспитанники детских домов и студенты факультета физической культуры и спорта. Их объединяет творческая и спортивная деятельность, которая в свою очередь предоставляет всем равные возможности [10].

Организованные мероприятия, направленные на совместное участие инвалидов и здоровых людей в творческой деятельности, способствуют стиранию психологических барьеров в общение здоровых людей и инвалидов, что в свою очередь приводит к достижению равноправия в различных сферах общественной жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что творчество является одним из эффективных способов интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общества.

Библиографический список

  1. Бибикова, Н.В. Особенности интеграции арт-терапии в социальную среду / Н.В. Бибикова // Арт - терапия в системе социальной адаптации граждан: современное состояние, проблемы, пути решения межрегиональная научно-практическая конференция / под ред. Н.А. Ильина. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. - С. 80 - 84.

  2. Бибикова Н.В. Социально - психологические и духовно - нравственные аспекты развитие творческой личности // Вектор науки / Тольяттинский государственный университет, 2015. - № 1 (31). - С. 213 - 217.

  3. Галич, М.М. Организация выставок инвалидов и для инвалидов в Дарвиновском музее / М.М. Галич // Творчество инвалидов - неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья: Материалы обучающего семинара 18 октября 2011 года, Москва. - М.: изд-во ГДМ, 2011. - С. 28-34.

  4. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие / Т.В. Егорова. - Балашов: Изд-во Николаев, 2002 . - 80 с.

  5. Основные понятия социальной работы: Глоссарий. - СПб: Имена, 2007. - 100 с.

  6. Петросян, В.А. Интеграция инвалидов в Российское общество / В.А. Петросян. - Автореферат диссертации , 2004. - 345 с.

  7. Серавин, А.И. Исследование творчества / А.И. Серавин - СПб.: Копи-Парк, 2005. - 2000 с. [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: http://azps.ru/polpsy/lib/seravintvor/index.html (дата обращения: 15.10.2015).

  8. Творчество без барьеров // Сфера, электронный журнал о культуре - 2012 [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: http://cultinfo.ru/sphere/index.php?id=7 (дата обращения: 15.10.2015).

  9. Холостова, Е.И.Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско - торговая корпорация Дашков и К, 2006. - 240 с.

  10. [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: http://73online.ru/readnews/22806 (дата обращения: 05.12.2015).

7

Просмотров работы: 5362