В условиях развития рыночной экономики проблема экономического потенциала предприятия рассматривается в научном аспекте как очень главная стратегическая задача. При этом формировании экономического потенциала необходимо учитывать новшества научно-технического прогресса. Без внимания нельзя оставлять как субъективные, так и объективные факторы производственного характера, которые должны теоретически обосноваться с точки зрения экономики.
Экономический потенциал - это экономические возможности экономического субъекта, в том числе и малого предприятия, по достижению поставленных целей задач предприятий, которые определяются ресурсным обеспечением, в том числе трудовыми, организационными, финансовыми и т.д.[4, с.3]
Плохое управление малым бизнесом было бы не так очевидным при хорошей экономической ситуации. Однако, если бы услуги и товары пользовались бы постоянным спросом, то это бы позволяло управленцам не видеть достаточно сложные проблемы менеджмента предприятия и, тем более, откладывать управленческие решения в «долгий ящик».
Насущные кризисные явления стали основным катализатором, которые повлияли на экономическое развитие малого бизнеса, т.е. фирм и компаний. В этих условиях не приходится думать о большой прибыли. При таком раскладе малый бизнес старается как-то выживать. Только в период экономического кризиса руководство малого бизнеса начинает поворачиваться лицом к корневым проблемам управления, в частности, к стратегическому управлению.
Управленцам, т.е. менеджерам малого бизнеса нужно ориентироваться на перспективное функционирование малого предприятия не в коротко срочный период, а на долгосрочную перспективу. Это обуславливается необходимостью определения стратегического ориентированного экономического потенциала малого бизнеса. А также особое внимание уделять управленцам следует на способности адаптироваться к новым условиям рынка, к изменению поведения элементов внешней среды, степени и направлений использования экономического потенциала, к процессам их адаптации, обеспечения общей эффективности управления и т.д.
Экономический потенциал представляет собой ресурсы, управленческую компетенцию малого бизнеса для формирования миссии, цели и стратегии малого предприятия, которые, в свою очередь, усиливают конкурентоспособность на рынке. Таким образом, вышесказанное основано на материальном (ресурсном) опыте на стратегию. Это подразумевается тем, что экономическое развитие малого бизнеса определяется наличием и качеством, имеющихся у малого предприятия человеческих, материальных ресурсов, а также и нематериальных (например, ноу-хау). Все это должно соответствовать целям экономического развития малого предприятия [1, с. 131].
В статье И.В.Патрушева «Экономический потенциал в сфере культуры в республике Марий Эл» указано, что экономический потенциал представляет собой возможность экономики, а также хозяйствующих субъектов (не исключение составляют и малые предприятия) осуществлять свою финансово-экономическую деятельность. А именно, они способны производить товары, оказывать услуги, успешно развивать производство при этом удовлетворяя запросы всех потребителей» [2].
Экономический потенциал принято разделять на:
- имущественный потенциал, как еще указывают материально-техническая составляющая;
- финансовый потенциал, главным здесь надо отметить финансы малого предприятия.
Имущественный потенциал включает в себя активы малого предприятия, в частности их величину, состав, состояние.
Финансовый потенциал включают в себя соотношение пассивов и
активов бухгалтерского баланса, которые были сформированы по результатам финансовой деятельности.
На сегодняшний день существует формальная оценка экономического потенциала, которая не может устроить современное развитие экономики в условиях большого влияния интеллектуального фактора производства. Такая тенденция, в большинстве своем, наблюдается в малых предприятиях.
Малые предприятия, т.е. малый бизнес, обладает как качественной, так и количественной определенностью. Основная задача - это объединение функций собственника имущественного капитала и менеджера, управляющий этим имуществом. При этом он обеспечивает самоокупаемость малого бизнеса.
Экономический потенциал имеет свои составные элементы. К ним необходимо отнести:
- производственный потенциал производства (объем, структура);
- человеческий потенциал (качество, количество);
- потенциал сельского хозяйства (структура, объем);
- транспортный потенциал страны (структура, протяженность, качество);
- потенциал науки страны;
- эффективное использование полезных ископаемых (степень, качество, количество);
- уровень развития непроизводственной сферы экономики.
Таким образом, производительные силы, а также богатство национальной экономики составляют экономический потенциал. Экономический потенциал - это зеркальное изображение реального положения экономики страны в системе мировой экономики. Совокупность промышленных возможностей отраслей экономики страны зависит уровень экономического потенциала. Полнота использования экономического потенциала влияет на развитие экономики страны. При этом, экономический потенциал осуществляется в соответствии с соотнесением структуры, объема производства благ, а также степени реализации мощностей (производственных), т.е. потенциала производственного.
Уровень независимой экономики страны, а также ее положение в мировом хозяйстве, качество жизни населения России все это влияет на объем экономического потенциала.
Существует две позиции, с которых необходимо проводить анализ экономического потенциала:
- во-первых, с позиции ресурсов, которые имеются в национальной экономике, которые могут быть использованы;
- во-вторых, с позиции способности с помощью имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству благ [5, с.41].
При оценке и управлении экономическим потенциалом предприятия будет правильным применять такую категорию как «ресурсный потенциал» [4, с.23].
В условиях рыночной экономики проблема эффективного управления экономическим потенциалом малым предприятием является достаточно важной. Таким образом, на современном этапе развития экономики основные факторы экономического роста в условиях рыночной экономики, достижения получаются посредством видов деятельности предприятия. При этом, должно присутствовать достаточное количество ресурсов, способствующих малому бизнесу образовывать добавленную стоимость и адаптироваться малому предприятию к изменениям рынка.
Новые веяния менеджмента рассматривают хозяйствующие субъекты как открытую систему. При этом их успех должен быть связан с социальными, техническими, экономическими аспектами, где рациональность действий малого бизнеса и управления будет вторичной: своевременно реагировать на угрозы для своей деятельности и во внешней среде; получать максимальную выгоду от получаемых возможностей; рационально использовать экономический потенциал малого предприятия на рынке.
Если усовершенствовать инструменты управления, а также методы оценки экономическим потенциалом, то можно решить многие проблемы, связанные в малом бизнесе, а именно: должна осуществляться объективная оценка величины экономического потенциала; надо оказывать воздействие на отдачу ресурсов потенциалов; увеличивать резервы экономического потенциала предприятия; формировать такую стратегию экономического потенциала, чтобы удовлетворить запросы рынка [2].
На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.
Основополагающим фактором современной экономики Российской Федерации, а также ее преобразования и укрепления является устранение недостатков в управлении экономическим потенциалом и усилий по развитию экономики. Основная задача сейчас, в условиях рыночной экономики, - это развитие и усиление эффективного использования экономического потенциала. На основе этого будут созданы условия, которые смогут обеспечить устойчивый рост экономического потенциала. Развитие экономического потенциала малого предприятия процесс достаточно сложный и требует много усилий от управленцев. Таким образом, экономический потенциал представляет собой совокупность отраслей экономики воспроизводить блага, которые отличаются качественными и количественными характеристиками в период определенного времени.
Литература
1) Мотов М.А. Стратегически ориентированный экономический потенциал предприятия // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.1. - С. 131-133.
2) Мотов М.А. Проблемы управления экономическим потенциалом предприятия в рыночных условиях [Электронный ресурс] // http:www.yandex.ru
3) Патрушева И.В. Экономический потенциал в сфере культуры в республике Марий Эл [Электронный ресурс] // http:www.yandex.ru
4) Филобокова Л.Ю. Экономический потенциал малого предприятия и методика его оценки // Аудит и финансовый анализ. - 2008.- № 3. - С. 3-9.
5) Управление экономическим потенциалом организации: учебное пособие / Сост. А.П. Романов, Г.Г.Серебренников, В.М. Безуглая и другие. - Тамбов. - 2012. - 88 с.