СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Иванова А.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во все времена институт семьи претерпевал различные трансформации в зависимости от политической, экономической и социальной ситуации в стране. На протяжении почти всего прошлого века, а особенно его нескольких последних десятилетий психологи и педагоги наблюдают неутешительные негативные тенденции: кризис семьи, и как следствие кризис семейных ценностей. И не смотря на то, что государственная социальная политика нацелена на сохранение традиционных семейных ценностей и всяческую помощь семье, проблема социально-педагогической неподготовленности старшеклассников к семейной жизни сегодня является одной из главных воспитательных проблем современной системы образования, что в будущем ведет к тому, что вчерашние ученики став молодыми людьми, не готовы принять на себя роли супругов, родителей, благодарных детей, что в свою очередь в итоге, и приводит к росту числа разводов, детских домов и домов престарелых.

Подготовка молодого поколения к семейной жизни подразумевает формирование у старшеклассников трех основных групп семейных ценностей: 1. связанные с супружеством (ценность брака, различных половых ролей в семье, межличностных коммуникаций между супругами, взаимоподдержки и взаимопонимания супругов и т.д.); 2. связанные с родительством (ценность отцовства и материнства, многодетности, воспитания и социализации детей в семье и т.д.); 3. связанные с родством (ценность наличия родственников, взаимодействия и взаимопомощи между ними) [2].

С целью поддержания семьи и традиционных семейных ценностей, а так же подготовки молодого поколения школьников к семейной жизни нами была разработана программа «Социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни».

Цель программы: осуществление социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Задачи программы:

  1. Формирование понятийно-знаниевой составляющей сформированности семейных ценностей у старшеклассников.

  2. Формирование эмоционально-волевого стремления к созданию семьи как жизненного вектора.

  3. Способствование эффективной социализации старшеклассников.

  4. Вовлечение старшеклассников в процесс осмысления значимости социального института семьи в современном обществе.

Теоретическая основа программы – блочно-модульный подход.

Когнитивный модуль программы включает необходимый комплекс знаний о семейных ценностях, способность и умение их осмысливать, анализировать, искать возможные варианты решения выявленной проблемы.

Ценностно-ориентационный модуль программы включает в себя осознание воспитанниками себя как члена семьи, способность сопереживания и сочувствия к детям, оставшимся без попечения родителей, осознание важности уважения своих родителей, способность уважения и сострадания к пожилому поколению, осмысление и принятие на себя гендерных ролей, осознание важности планирования семьи, осознание важности правильного выбора спутника жизни.

Ценностно-рефлексивный модуль нацелен на определение результативности реализации программы, осознание воспитанниками полученных знаний и опыта, анализ значимости семейных ценностей в будущем лично для каждого воспитанника.

Программа социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Компонент

Направление

Блок

Когнитивный модуль

Формирование знаний о семейных ценностях

  1.  
    1. «Мой будущий выбор…»

Цель: психологическая подготовка старшеклассников к восприятию цикла занятий, направленных формирование семейных ценностей.

  1.  
    1. «Пама, мама, я - семья»

Цель: осмысление старшеклассниками личного эмоционального опыта связанного с семьей.

  1.  
    1. «Мои семейные традиции»

Цель: осмысление подростками важности традиций для существования семьи.

  1.  
    1. «Семь столпов семьи»

Цель: закрепление представлений о семейных ценностях

Ценностно-ориентацион-ный модуль

Пропаганда морально-нравственного отношения к своим родителям, родственникам

2.1. «Я – продолжение своей семьи»

Цель: осмысление себя, как неотъемлемой части собственной семьи; формирование у старшеклассников привязанности к семье.

2.2. «Каково быть «Мамонтенком»?»

Цель: осмысление проблемы сиротства, усыновления; формирование у старшеклассников положительного отношения к вопросам усыновления, опекунства; ответственного отношения к заботе о своих родителях.

2.3. «Древо Жизни»

Цель: осмысление старшеклассниками жизненных проблем старшего поколения; формирование ответственного отношения к пожилому поколению своей семьи (бабушкам, дедушкам).

2.4. «Моя Родословная»

Цель: закрепление морально-нравственного отношения к старшему поколению в семье, родственным связям.

Формирование ответственного материнства, отцовства

2.5. «О мужественности и женственности»

Цель: осмысление старшеклассниками гендерных ролей мужчины и женщины в семье; формирование правильного семейного поведения юношей и девушек.

2.6. «Планирование семьи»

Цель: формирование у старшеклассников ответственного отношения к вопросу планированию детей; проблеме абортов.

2.7. «Один раз и на всю жизнь»

Цель: осмысление проблемы развода (причин и последствий); формирование у старшеклассников ответственного отношения к выбору будущего супруга / супруги.

2.8. «Я выбираю семью»

Цель: закрепление положительного отношения старшеклассников к вопросам деторождения, брака; ответственного отношения к будущему материнству и отцовству.

Ценностно-рефлексивный модуль

Диагностика сформирован-ности семейных ценностей

  1. «Моя будущая семья»

Цель: диагностирование уровня сформированности семейных ценностей у старшеклассников.

Технологии, формы и методы, используемые при реализации программы:

  • Видеокейс – интерактивная технология, разновидность кейс-технологий, основана на активном, наглядном, проблемно-ситуационном анализе задач-ситуаций [1]. Позволяет старшеклассникам визуально выделить проблему, ошибки, продумать возможные варианты поведения в ситуации, демонстрируемой в видеоряде, обсудить впечатления от увиденного.

  • Игра применяется в качестве психологической разминки для положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

  • Беседа – активный метод взаимодействия воспитателя и воспитанников. Используется для подведения воспитанников к проблеме занятия через оценку поступков, фактов, проблемных ситуаций.

  • Дискуссия является одним из видов беседы. Позволяет каждому высказать свою аргументированную точку зрения на проблему и выслушать точку зрения остальных участников занятия.

  • Проблемная ситуация используется для активации у воспитанников потребности в новых знаниях, поиска путей решения представленной ситуации.

  • Анкетирование применяется как метод промежуточного либо итогового контроля реализации поставленных целей и задач. Позволяет проследить динамику воспитательного процесса.

Формирование системы семейных ценностей в системе школьного образования целенаправленная, сложная и продолжительная по времени работа, эффективность которой во многом зависит от педагога и его профессионализма, а так же от соблюдения ряда педагогических условий, сопряжены с ключевой идеей программы - создания позитивного семейного опыта:

  1. Осуществление педагогического сопровождения школьников в процессе осмысления семейных ценностей.

  2. Мотивирование включения старшеклассников в событийную деятельность, направленную на формирование системы ценностей.

  3. Разработка программы социально-педагогической подготовки старшеклассников к семейной жизни.

  4. Условие сотрудничества педагога и учащегося по формированию у последнего психологической готовности к семейной жизни.

Эти условия: во-первых, соответствуют требованиям государственных нормативно-правовых документов о воспитании и образовании молодого поколения, в том числе и ФГОСов; во-вторых, подразумевают учет психофизиологических особенностей детей старшего школьного возраста.

И в завершении, какой бы совершенной не была школьная воспитательная программа по формированию системы семейных ценностей и подготовке старшеклассников к семейной жизни, главным источником будущего семейного благополучия ребенка, примером и ответственным лицом за его социализацию остается семья ребенка.

Список литературы:

  1. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учебно-методическое пособие / под ред. Е.В. Вергизовой, Т.С. Воробейковой, О.В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с.

  2. Сазонова Е.С. Социальная реклама как инструмент продвижения традиционных семейных ценностей в России / Е.С. Сазонова, О.А. Волкова // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2014. - №5(25). – С. 43-57.

Просмотров работы: 1086