ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУТИСТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С АУТИСТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Фатуллаева И.Н. 1
1северо кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Логопедическая работа с аутичными детьми Фатуллаевой И Н ФГАОУ ВПО Северо Кавказский Университет Институт образования и социальных наук Ставрополь Россия Логопедическая работа с аутичными детьми Фатуллаевой И Н ФГАОУ ВПО Северо Кавказский Университет Институт образования и социальных наук Ставрополь Россия

Актуальной проблемой в современной отечественной коррекционной педагогики остается создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с ранним детским аутизмом (РДА). РДА является одним из самых распространенных нарушений развития у детей. Различные аутистические проявления в детском возрасте от легких до тяжелых форм формируют специальные системы клинико-психологической и психолого-педагогической помощи. Для специалистов разного профиля: педагогов, психологов ,логопедов ,дефектологов, врачей, генетиков, социальных работников, стоит невероятно трудная задача помочь ребенку с РДА адаптироваться в обществе . Однако ,разговор о развитие речи у детей с РДА стоит начать с того ,что необходимо отметить ряд тревожных симптомов таких как ;погруженность в собственный мир ,а на ранних этапах развития -отсутствие или запаздывание фаз гуления ,лепета, отсутствие местоимения я ,в более старшем возрасте мы можем наблюдать эхолалии ,а так же регресс речи на уровне слов. Все эти тревожные симптомы ,есть не что иное ,как проявление речевых и поведенческих проявлений РДА.

Большинство этих нарушений родители могут заметить самостоятельно и обратиться за помощью к специалистам таким как логопед и психолог . Зачастую именно логопед обнаруживает развития аутичного ребенка и направляет семью для дальнейшего подтверждения диагноза к неврологу и психиатру .Чем раньше будет поставлен диагноз ,тем успешнее будет выполнена коррекционная работа .Не смотря на то ,что аутизм на настоящий момент неизлечим ,статистика свидетельствует ,что медико -психолого-педагогическая помощь оказанная в младшем дошкольном возрасте наиболее эффективна ,Н. Сулимова в своих работах отмечает ,что при более позднем начале коррекционном работы в большинстве случаев возможна только симптоматическая терапия.

Cтоит отметить ,что речевые нарушения при аутизме многообразны по характеру, динамике и в большинстве случаев отражают специфику РДА, а именно: отсутствие коммуникативного поведения ,расстройство восприятия и внимания .Независимо от срока появления речи и уровня ее развития, ребенок с аутизмом не использует речь как средство общения. Речевые проблемы у данной категории проявляются различно от мутизма( полного отсутствия речи )до нарушений коммуникативной функции формально сохранной речи.

Прогноз при РДА часто непредсказуемый .У одних детей не смотря на трудности в общении и ориентировании в социальной среде речь становится достаточно активной ,в то время как речь других остается на том же уровне .В помощь логопедам и дефектологам была разработанна диагностическая карта, К.С.Лебединской и О.С.Никольской которая позволяет диагностировать состояние ребенка по таким критериям как: восприятие, развитие моторики и речи ,а также навыков социального поведения.

Крайне важно специалисту работающему с ребенком , уделить особое внимание визуальному контакту . Обратить особое внимание на различие между близкими и чужими , развитие привязанности к родным людям, реакции на новое, отношение с детьми, , отсутствие отзыва на имя, поведение в одиночестве, отношение к окружающему миру, дифференциации живого и не живого.

При подозрениях на РДА логопеду не рекомендуется самостоятельно ставить диагноз а предложить родителям к дальнейшее обследование у детского психиатра.. Логопедическое обследование и коррекционная работа, построенная на методических основах прикладного поведенческого анализа, предложена С.С.Морозовой . В ее работах особое значение предается пониманию словесных инструкций: в различных ситуациях .Обследование понимания речи включает в себя задания на определение названий предметов и действий; качеств предметов и их понятий, формулирующих пространственные отношения. Необходимо обратить особое внимание ,что при выраженном аутизме установить контакт с ребенком можно лишь на его территории. Логопедическая работа при раннем детском аутизме имеет свою специфику и заметно отличается от той, которую используют в работе с детьми с сенсорной алалией или умственной отсталость. Н.В Черепкова в своей статье ‘Некоторые аспекты логопедической работы с аутичными детьми ‘отмечает что аутизм является нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, что приводит к нарушениям социального взаимодействия. Подводя итог хотелось бы отменить что , логопедическая работа при РДА не смотря на все трудности крайне важна для дальнейшей социализации ребенка в обществе и ей необходимо уделить особое внимание. В заключении своей статьи хотелось бы привести пример наиболее удачной на мой взгляд коррекции из опыта моей логопедической практике. Мальчик Максим 4.5 года на момент первичного приёма не контактен ,агрессивен ,речь а так же мелкая и крупная моторика на уровне 2.5 лет. За год проведённой мною работы совместно с родителями показатели улучшились до уровня 4-летнего ребёнка . Ребёнок социально востребован .В детском коллективе наметился ряд улучшений .Стал контактен .Освоил глобальное чтение . Наилучший результат был достигнут методом арт-терапии и сказко-терапии. Хороший результат был достигнут благодаря работе с карточками PECS. Несмотря на сложности в обучение детей с РДА в ряде случаев удаётся добиться положительного эффекта не только специалистам ,но и родителям. Так как главной родительской заботой является процесс социализации детской личности с самого раннего возраста.

Список использованной литературы1 Скрипник Т. В. Феноменологія аутизму: монографія. К.: Видавництво “Фенікс”, 2010. 368 с.

2 Лебединская К. С. Диагностическая карта / К. С.Лебединская, О. С. Никольская // Детский аутизм. Хрестоматия. / Сост. Л. М. Шипицына. СПб.: Изд-во “ Дидактика Плюс”, 2001. С.123-131.

3 Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. 176 с.

4 Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. М.: Теревинф, 2005. 288 с.

5 Черепкова Н.В «Некоторые аспекты логопедической работы с аутичными детьми»

6 Пятница. Т .В. «Речевые нарушения у детей»

7 Полякова. М .А. «Самоучитель по логопедии»

Просмотров работы: 1906